Заключение

      Когда описываешь собственную жизнь, никогда не знаешь, где поставить точку. Основные события, казалось бы, уже позади. Но ведь я еще жив, и вокруг меня многое происходит – в жизни моих детей, внуков, друзей и страны в целом. Соблазн велик, хочется продолжить описание. Однако я не летописец, надо знать меру. Поэтому попробую подвести итог.

      Прошло много лет. Персонажи моей повести нашли свое место в жизни. Интересно узнать, хотя бы вкратце, что же стало с каждым из них?
      Все три сына уже взрослые дяди. Вадик так увлеченно внедрял в ДЛТ компьютеры, привезенные мною из Америки, что это увлечение переросло в профессиональную деятельность. Петя пошел вслед за ним. Теперь они оба системные администраторы, работают в солидных фирмах. А Дима с детских лет любил автомобили, поэтому стал мастером по ремонту автомобилей. У каждого из них есть своя семья.

     У трех моих друзей судьба сложилась по-разному. Сэм, уехав в Америку, сделал прекрасную научную карьеру. Я необычайно рад за него. А еще больше рад тому, что наша дружба в какой-то мере ему помогла.
      Витя теперь тоже стал «американцем». Он уехал в Нью-Йорк несколько лет назад, после смерти жены. Сбылась его давнишняя мечта – поселиться в «каменных джунглях» Манхеттена. К сожалению, это произошло уже без любимой Маши.
      Вася остался верным своей профессии журналиста. Он отработал многие годы в газете «Известия», и теперь пишет книгу об этой крупнейшей в стране газете. У него есть дача в Подмосковье, между резиденциями президента и премьер-министра. Так что Вася, как настоящий журналист, по-прежнему находится «на острие» событий.
      
      Бывший мой партнер, Павел Романовский, эмигрировавший в Канаду, продолжал заниматься оффшорным бизнесом и вскоре преуспел. Правда, российское направление деятельности он сменил на американское. А его дети закончили Йоркский университет в Торонто.
      Моего американского друга Дрейка мне пока не удалось отыскать. Но я не теряю надежды найти этого замечательного человека.

      Ну, а что же сталось с моими женщинами? О моей учительнице психологии, Элеоноре Александровне, мне ничего не известно. Это очень жаль, она сыграла большую роль в моей жизни, став первой учительницей в любви.
      Первая жена, Аня, также, к сожалению, исчезла из поля моего зрения. Вторая жена, Ада, удачно вышла замуж и уехала в Германию. Видимо, она нашла мужа, который ей был нужен, раз решилась уехать с ним за рубеж.
      Моя литовка Илона также сменила мужа и уехала с ним в Америку. Там она стала успешной женщиной, открыв салон красоты. Ее энергия и привлекательность позволили реализовать давнишнюю мечту.

      А Надя, мой ангел-хранитель, все эти годы рядом со мной. Можно сказать, что мы с нею достигли цели – мы свободны в своем бизнесе, побывали во многих странах мира, живем по своему разумению и совести. Я работаю не на оборонку государства, а помогаю конкретным людям в их мирной жизни. Мы переехали в предместье Петербурга, в Царское Село, куда часто приезжают наши дети и внуки. Казалось бы, все не так уж плохо…

      Однако есть вопрос, на который у меня до сих пор нет ответа. В каждой главе моей повести, за кадром, звучит этот вопрос: что происходило со страной, в которой я родился и вырос? Почему даже в те периоды, когда я был увлечен сначала научной работой, затем бизнесом, я не испытывал полного удовлетворения?
     В советское время было ощущение абсолютной безысходности существования, а после перестройки и вплоть до сегодняшнего дня оно сменилось на ощущение тяжелой болезни с неизвестным диагнозом. В жизни страны сейчас происходят события, которые уже без преувеличения можно считать симптомами деградации.

      Я говорю не об экономике, которая все еще держится на плаву благодаря только неисчерпаемым природным богатствам страны. Меня поражает наше общество, которое находится в состоянии летаргического сна на протяжении многих веков. Ни две мировые войны, ни октябрьский переворот, ни афганская и чеченские войны не разбудили народ настолько, чтобы выйти из состояния апатии.
     Складывается впечатление, что общество подвержено саморазрушению, поскольку не реагирует ни на национальные конфликты, ни на падение жизненного уровня, ни на криминализацию власти. Даже отдельные  протесты, возникая по тем или иным поводам, тут же затухают, не имея внутренней энергии.

      Я не историк и не философ, я могу судить только с позиции частного лица, прожившего много лет среди своих соотечественников. Мне пришлось оставить науку, которой я увлекался, и погрузиться в бизнес только с целью выжить. Я решил эту задачу и не пополнил ряды эмигрантов, как мои бывшие клиенты и многие из моих друзей. Некоторым образом мнимая защита от окружающей действительности поддерживала меня, но с каждым годом ее иллюзорность обостряется.

      Больше всего удручает катастрофическое падение нравственности. И самое ужасное заключается в том, что большинство сограждан не чувствуют, не понимают и не озабочены тем, куда движется наш поезд. Привычка жить на положении подданных, а не граждан, воспринимается как стабильность и благополучие. Я с тревогой наблюдаю, что даже мои внуки частично погружаются в атмосферу культурной прострации. Хочется быть оптимистом, но боюсь, что впереди вновь маячит тупик.

      Однако один совет я все же могу сформулировать. Мой опыт подсказывает, что если найдется надежная, верная и любимая спутница, то вместе с нею можно преодолеть многие препятствия и прожить долгую и интересную жизнь, вопреки тому, что происходит вокруг. И тогда окажется, что не так важно, где вы живете, а важно – с кем.
      Поэтому я назвал свои воспоминания «Шерше ля фам» – Ищите женщину!


Рецензии
Ваши воспоминания были одним из первых произведений, которые я прочитала на ПРОЗе. Пролистала и вспомнила все описанное вами.

Как и Вы тревожусь о будущем детей и внуков. Хочется думать, что страна выкарабкается из трясины и потрясения минуют нашу молодежь.

Надежда Дьяченко   14.10.2021 03:36     Заявить о нарушении
Уважаемая Надежда! Спасибо за внимание и интерес к моей повести..

Александр Степанов 9   19.10.2021 21:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.