История знакомства и дружбы Фалька с Дурылиным

НА СНИМКЕ: Роберт Фальк «Больной отец», 1904


Фальк познакомился с Сергеем Николаевичем Дурылиным в 1920 году. Полагают, что их знакомство произошло благодаря художнику Н. М. Чернышеву, писавшему Дурылину о Фальке и его работах.

В 1924 г. Фальк послал Дурылину в Челябинск, где он находился в ссылке, свой рисунок с Николая Чернышева. Сейчас карандашный портрет Чернышева хранится в болшевском доме Дурылина. В письме Фальк написал:

«Мне было очень приятно его (Чернышева) рисовать, он очень хороший, и работа с него действовала хорошо на моё состояние».

И дальше:

«Вспоминаю я Вас каждый день, так легко мне было с Вами беседовать, и ни с каким художником так полно не говорилось мне об искусстве, как с Вами».

Об истории знакомства с Фальком рассказал сам С.Н. Дурылин. в книге «В своём углу» (М.: Молодая гвардия, 2006) Там в «Тетради XII», он писал:

«Дружба [с Фальком. МК] с 1920 г. Кто-то направил его ко мне на Маросейку. Столкнулись в сенях, лицом к лицу. Он искал меня. Он был в крайнем отчаянии. Он приходил ко мне, и мы беседовали. Ходил и я к нему. Он хотел писать мой портрет, даже раз я позировал, но потом у меня были «дела», а потом — летом 22 г. — я исчез из Москвы. Я его очень люблю. Много вместе пережито — и встреча наша была около страдания. Тут всегда крепко».

Знакомство, переросшее в дружбу, пришлось на время тяжёлых личных потрясений Фалька, когда он принял нелёгкое решение развестись со своей первой женой Елизаветой Потёхиной и оформить брак с Кирой Константиновной Алексеевой.

Дружеское участие Дурылина помогло художнику выйти из кризиса и обрести душевное равновесие для дальнейшей творческой работы.

В письме к Сергею Николаевичу Фальк писал:

«Вас так многие любят, и в Томске (в этом городе Дурылин отбывал в это время ссылку. МК) есть люди, которым Вы стали так же нужны, как это часто по отношению к Вам бывает».

В фонде С.Н. Дурылина в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) хранится несколько писем Фалька к нему.
Фальк пишет о сыне Валерии, о жене Кире и их дочери Кирилле, о бывшей тёще Надежде Матвеевне Потёхиной (её портрет кисти Фалька находится в Костромском музее изобразительных искусств).

Но всё же основная тема писем — труд художника, состояние и пути развития современного искусства. Фальк пишет р выставке в Третьяковской галерее:

«В прессе её только слегка коснулись. Критика избегает говорить о той живописи, которая слабо реагирует на современные темы. Сам я очень рад, что устроил выставку, очень важно самому увидеть в хорошем помещении своё развитие за 20 лет».

А вот, что он пишет о своей живописи: «Пока я себе ставлю небольшие задачи. Но очень хочется людей, много людей писать, вместе. Мне всё больше и больше нравятся человеческие лица и руки».

У Дурылина и Фалька были общие знакомые, один круг общения. К примеру, Сергей Николаевич был дружен с крымским художником Константином Богаевским, а Роберт Рафаилович, оказавшись в Феодосии, писал матери в июле 1927 года: «Я здесь познакомился с Богаевским, местным жителем, он известный художник и очень милый человек».

В 1928 году, когда Фальк получил разрешение выехать с театром за границу, он написал:

«Собираюсь попасть в Париж. Ехать совсем не хочется. Еду потому, что что-то как бы приказывает это сделать. Я не очень уверен в том, что мне много даст современное искусство на Западе. Но и здесь очень тусклое положение в живописи. За последний год произошло большое понижение».

В другом письме (без даты; видимо, накануне отъезда из страны) Фальк писал:

«Сижу у Вашего брата и наскоро пишу, через полчаса отправляюсь в далёкое путешествие. Хотя Вы так далеко живёте, всегда есть ощущение, что Вы здесь, и каждый день — проходя мимо Вашего прежнего жилища, вспоминаю нашу последнюю встречу и Ваши такие тёплые и образные стихи о Старой Москве. Ваше несчастье такое большое, что не умею ничего Вам по этому поводу пожелать».

После возвращения Фалька из Франции его дружба с Дурылиным возобновилась. Художник неоднократно бывал у него в Болшеве.

Продолжение следует: http://proza.ru/2014/10/06/261


Рецензии