Цель воспитания

               

                размышления о романе Бальзака «Отец Горио»

Этот роман традиционно преподносится как трагедия ангела-отца и неблагодарных негодяек-дочерей. У меня возникло несколько иное восприятие персонажей.

Даже если люди не склонны анализировать свою жизнь, все равно у них есть некие приоритеты – то, что они считают самым важным. Герои Бальзака склонны придавать огромное значение богатству, знатности, роскоши, они культивируют светскую суетность и ценности великосветского Парижа для них архиважны. Отец Горио, воспитывая своих дочерей с безусловной любовью, мечтал увидеть их какими? Высоконравственными особами с культом моральных ценностей? Нет, ему хотелось, чтобы они были богатыми невестами, женами влиятельных людей, блистали в обществе, затмевали своими нарядами и украшениями всех прочих женщин и были предметом зависти  окружающих.

Возможно, ему хотелось еще и того, чтобы все это сочеталось с ангельски чистой натурой и трепетной совестью. Остается задать вопрос: а так вообще-то бывает в природе? Она довольно скупа и не дает человеческому существу все сразу. Одни качества живут и развиваются в ущерб другим, подавляя, а то и разрушая даже зачатки чего-то иного.

Обличая светское общество и в то же время, всем своим существом тяготея к нему, иные герои Бальзака все же сохраняют в себе способность противостоять соблазнам, как, например, Растиньяк.  Или готовы пойти на жертвы, как госпожа де Босеан.  Но это – редкое исключение. Люди часто теряют себя, превращаясь в великосветских мартышек. И становятся карикатурны.
Отец, который никогда не видел и не желал видеть в своих детях никаких недостатков, портит и развращает их своим некритическим отношением. Такие дети с рождения чувствуют себя вправе вести себя как угодно, они привыкли к тому, что любой их каприз священен, любое желание исполняется, их не ругают, им ничего не запрещают. Они – существа особой породы. Им можно все.

Стоит ли удивляться, что такие люди вырастают законченными эгоистами? И кто виноват в этом? Не закономерный ли это и абсолютно логичный результат такого отцовского воспитания? Ни один персонаж не упрекнул Горио за то, какими стали его взрослые дочери. Он не критикует и во всем оправдывает своих дочерей. А как относится к Горио автор? Он действительно считает, что такая, пусть абсолютно искренняя, любовь может быть кому-либо во благо? И так уж ли однозначен этот, так превозносимый его друзьями, святой персонаж?

 У Горио были благие намерения, в этом сомнения нет. Он помогал своим дочерям достичь всего, чего требует человеческое тщеславие. Стать неотразимыми, привлечь выгодных женихов, польстившихся на их приданное. Он поощрял их суетность, мелочность, лживость. Помогал им обманывать и разорять своих мужей с любовниками. И еще удивлялся, что эти мужья к нему плохо относятся. Муж старшей дочери вообще имеет законное право возненавидеть своего тестя. Она не только изменяла ему, но и рожала детей от любовника и выдавала их за его потомков. Продала все фамильные бриллианты, чтобы оплатить карточные долги своего любовника. Отец ей во всем помогал.

И у женщины было полное оправдание своих поступков: во-первых, в свете это распространено, так живут многие, если не все; во-вторых, муж не способен дать ей то счастье, которого она заслуживает. Если человек хочет иметь абсолютно все, это недостижимо. Муж дал ей положение в обществе. Она могла хотя бы не обманывать его в вопросе о детях.

Сначала Анастази де Ресто кажется стервозной особой, потом понимаешь, что это не так: она абсолютно доверилась своему любовнику и ради него готова на все. А он манипулирует ей и использует ее в своих целях, при этом обманывая, изменяя. В конце эту женщину становится искренне жаль. Она не бездушная. В чем-то она – дочь своего отца, доверчивая до глупости. Она способна на самоотверженную и жертвенную любовь. Но обращено это оказалось на великосветского кутилу.

Дельфина де Нусинген в лучшем положении. Муж дает ей свободу и сам открыто заводит связи на стороне. С любовником ей повезло куда больше, чем сестре,  – Эжен де Растиньяк благоразумен, не играет в азартные игры, не лишен щепетильности и способен на благородные жесты. Хочет сам разбогатеть и отнюдь не стремится вечно жить за счет Дельфины, тогда как возлюбленного Анастази не смущает то, в какую сумму он ей обходится.

Горио, придя в восторженное состояние, готов видеть в Растиньяке ангела и тут же состряпал своей дочери уютное роскошное гнездышко, в котором будет тайно жить ее любовник. А он не задумался о том, что аппетит приходит во время еды? На первых порах Растиньяк может благородно отказываться от материальной помощи женщины, потом привыкнет… в дальнейшем он вполне мог бы превратиться в подобие Максима де Трая.

Бальзак называет Париж девятнадцатого века самым терпимым городом – в нем снисходительны к пороку, если у вас есть деньги, вам можно все. Ни разу святому отцу Горио даже в голову не пришло завести с дочерьми разговор о морали. Религии. Нравственности. Долге. Что его больше всего волнует? Чтобы дочки его были счастливы. Не важно, какой ценой.

А если бы Анастази или Дельфина захотела разбить чужую семью, к примеру? Или ограбить мужа? Как бы отреагировал на это любящий папа? Он бы сказал: если так надо для счастья дочурки, пусть делает то, что хочет. Она должна быть счастлива, и все. Права или не права? Его это не волнует.

Конечно, этим нельзя не восхититься. Человек желает счастья любимому существу. Он не занудствует, не морализирует, он бесконечно и безгранично терпим… И только на смертном одре, когда выясняется, что ни та, ни другая к нему не придут, потому что они уже выжали из него все, что можно, он вспоминает, что есть вообще-то мораль… в этот момент она для него имеет значение. И он произносит длинный монолог об устройстве общества.

Не только капризы и наслаждения составляют суть жизни. А долг? А принципы? Да, конечно, они не делают счастливыми гедониста, для него это чистой воды абстракция. Но то-то и оно, что счастье, рай в понимании того же Горио – это гедонистическое изобилие. Именно этого он желал своим дочерям. А не духовных поисков. Он сам воспитал их такими. Он сделал все, чтобы они вписались в среду, в которой есть свои правила и отнюдь не духовно-нравственные приоритеты.

Его дочери – обыкновенные женщины, они не мегеры и не чудовища. Просто любовь не должна быть слепой. Если она не критична, для любящего это добром не кончается. Горио сам творец своего несчастья. Последовательный. И абсолютно логичный. Но вплоть до конца не понимающий, чем обернется в итоге для него лично такая житейская логика.


Рецензии
Привет! Хороший сайт. Умничка. По теме произведения что. Прекрасный человек может же быть злым. И в ярости. Так вот, с одной стороны я думаю, что все-таки верна позиция хотя бы фривольности, но не вульгарности в отношении детей. Надеюсь на чтение между строчек, идея становится только тогда идеей, когда появился замысел. Ну, а что мы люди делаем, прошу понять и различать времена завершенные и в зачатке, тут уж кто как горазд. Уверен, эта постановка актуальна. С томительным ожиданием ответа, ГЛ

Густаво Лопес   03.12.2014 15:37     Заявить о нарушении
Спасибо.

Наталия Май   07.10.2014 08:35   Заявить о нарушении