Рука ангела

               

               


         В тот день из-за жары работа не задалась с самого утра. Не спасала ни фляга с прохладной водой, ни парусиновый тент, который срочно соорудили еще неделю назад с наступлением июльского зноя. Гипс прилипал к рукам Лоренцо, а нужно было закончить слепок до середины завтрашнего дня, когда его учитель – сеньор Бенвенуто придет в мастерскую и начнет работу. Лоренцо, впрочем, как и других учеников скульптора, никогда не посвящали в суть и назначение заказа. Но вчера он случайно услышал разговор  важного господина, что заходил к ним не раз, с учителем, синьором Челлини.
    Юноша понял, что эту  сложную скульптурную композицию установят в центре города во внутреннем дворике дома этого вельможи в лиловом берете. Молодой человек отличался на редкость острым слухом, поэтому и услышал, хотя господа стояли от него на приличном расстоянии и говорили тихо, что у этого господина имелась дочка и она очень серьезно больна. Это для нее так старался отец, хотел, чтобы девушка порадовалась изяществу линий и ее настроение бы улучшилось – это так важно для выздоровления.
  Поэтому, выводя пальцами округлые линии, Лоренцо старался изо всех сил. Он знал, что скульптор Челлини относится к нему с симпатией и полностью доверяет своему ученику. Иногда Лоренцо даже немного отходил от эскизов учителя  и добавлял что-то свое. И синьор Бенвенуто никогда не ругал его, один раз даже одобрительно кивнул смелому юноше. Юному скульптору не нравилось сухое и скучное подражание рисунку. Вот и сейчас он решил изменить линию руки купидона…
    Пухлая ладошка ангела перестала быть незаметной, теперь она немного отделялась вперед от туловища, словно бы приветствуя кого-то… Отчего Лоренцо захотелось изменить ее  – он не отдавал себе отчета. Но, когда сделал это, начал придумывать себе оправдание.
    Ему, безусловно, хотелось повеселить ту больную девочку, послать ей некий тайный знак от него. Молодой человек понимал, что та девушка или девочка (он даже не знал, сколько ей лет!) никогда не узнает про бедного ученика великого скульптора Челлини и будет помнить только имя мастера.  Но ему так хотелось самому хоть чем-нибудь помочь этой юной синьоре! Может быть, эта его «рука помощи», которую теперь невозможно было не заметить, заставит ее улыбнуться. Теперь, после того, как Лоренцо вылепил из гипса купидону руку, создавалось впечатление, что ангел приветливо здоровается с кем-то, заглядывая в глаза.
  Авось, синьор Бенвенуто не заметит этой вольности и не станет так уж скрупулезно сличать его с рисунком! И потом - он должен хоть когда-нибудь оставить  после себя след. Передать свой привет потомкам!
   Эта дерзкая мысль вдруг так понравилась Лоренцо, что он отложил деревянный  молоточек, которым шлифовал неровности, вытер пот со лба и приземлился на скамеечку.
Юноша мечтательно уставился в небо, по которому проплывали причудливые облака. Но быстро зажмурился от чересчур сильно бьющего в глаза солнца, прикрыл веки.
-Лоренцо! Ты почему не работаешь? – услышал он возглас старшего ученика Джанфранко.
-Нет больше сил – от жары ничего не выходит! Приходится все время переделывать!
-А ты освежись, умой лицо в фонтане – полегчает!
-Как я сразу не догадался!

   Лоренцо снял фартук и вышел за ворота мастерской. На площади Синьории игриво бил струями, искрясь на солнце, роскошный фонтан Нептуна. Работа скульптора Бартоломео Амманати. Его прохладные струи привели в чувство  перегревшегося юношу. Он набрал в руки воды, вылил себе на шею, лоб, смочил лицо. Как же здорово! Снова задумался.
   «Искусство – вечно» - любит повторять его учитель. И этот, безусловно, прекрасный фонтан переживет не одно поколение.  А его амурчик? Вероятно – тоже. То есть, он старается не зря и не только больной девушке ангел протянет свою мраморную руку… Тому - кто здесь будет ходить, когда их не станет – ни его, ни синьора Челлини, ни синьора Микеланджело, чей прекрасный юноша Давид красуется неподалеку.
  Придут на смену какие-то новые, возможно, более красивые  и совершенные люди и удивятся таланту древнего мастера…
    И пусть он так и не станет великим, как его учитель, и имя его никогда не будет упомянуто ни на одной табличке – улыбнуться люди именно его мастерству! И, если его купидон приветливо поздоровается с потомками, стало быть, и он, Лоренцо, через ангела будет рядом.  Душа его всегда будет поблизости от его творений. В этом молодой человек ни на секунду не сомневался. Он хотел так думать. Лепка, скульптура были делом всей его жизни. А теперь размечтался юноша о том, что протянет через времена потомкам свою дружественную руку помощи…
     Большие городские часы, что украшали здание дворца Веккио, пробили полдень. Опустились последние жалюзи на окнах, что возвестило о наступлении полуденного зноя. Лоренцо поправил свою коричневую фетровую шапочку, еще раз окунул руки в фонтан и побрел в мастерскую доделывать заказ.

               
                *      *      *
   
      Когда за окном автобуса замелькали теплые расцветки флорентийских зданий  с неизменными зелеными жалюзи на окнах, у Антонины от радости запрыгало в груди. Неужели сегодня она, наконец-то, своими глазами увидит красавицу Флоренцию –  этот почти нереальный город-памятник высокого искусства?! Сколько она читала до этого у себя в Москве про мастеров эпохи Возрождения! Микеланджело, Рафаэль, Амманнати, Джоттто… Совсем скоро она увидит скульптуры самого Челлини!
Фантастика - в это просто не верится! Не помня себя от свалившегося счастья, спрыгивает Тоня с подножки туристического автобуса, на котором гордо значится, «ТУРЭКСПРЕСС», и бежит вместе со всеми за экскурсоводом, поминутно делая кадры на фотоаппарат.
  Да - это все происходит с ней не во сне и все тут самое настоящее!!! Оживший путеводитель справа и слева – везде! Скульптуры, не просто скульптуры – шедевры великих мастеров – прямо на улице! Вот величественный красавец-собор, визитная карточка города – Санта Мария дель Фьоре, его восьмигранный оранжевый купол словно парит над городом! А колокольня Джотто – прекрасна, легка, божественно красива и вся из нежнейших оттенков мрамора – глаз не оторвать!  И все  здесь гораздо лучше, чем на фотографиях! А дальше – у Тони захватывает дух – знаменитая площадь Синьории! Уму непостижимо! Это же сам Давид Микеланджело, копия которого в Москве в Пушкинском музее. А тут он стоит себе прямо на площади! Рядом – не мене знаменитый шедевр – лоджия Ланци Бенвенутто Челлини! Антонина опять задерживается у скульптур дольше обычного, много снимает на память и снова отстает от группы. Надо срочно бежать за своими, а то автобус отойдет без нее, ведь экскурсовод предупреждала, что ждать никого не будут – стоянки в центре города строго запрещены. А девушка ни языка не знает, да и денег у нее нет в том объеме, чтобы позволить себе такую роскошь. Вон – последний их турист в красной майке - Андрюха из Витебска, скрылся за поворотом! Тоня бежит за ним со всех ног и вдруг падает, оступившись или задев за что-то.  Как не вовремя, - успевает подумать она.

     Когда девушка открыла глаза, было отчего-то темно, видимо, солнце зашло за тучи и не палило так нещадно, как  с утра. Ведь невозможная жара была только что. Угораздило же ее поехать в Италию в середине лета! Столбик термометра зашкаливал за отметку 35 градусов. Спасали только темные очки, неаполитанский кружевной веер и минеральная вода.
    Тоня попыталась встать. Коленка не разбита, ничего не поцарапано, но отчего такая тяжесть в голове? А где тот парень в красной майке? На площади было мало людей.
Антонина оглянулась. Часы на палаццо Веккио пробили восемь ударов. Странно, но должно быть только пять! Не может быть, чтобы они так спешили! Неужели, она тут столько пролежала? А как же автобус? Наверняка, ушел без нее! Девушка глянула на руку – ее миниатюрные часики показывали тоже восемь. Она отстала от группы – сомнений не оставалось! Что делать? Куда обращаться?
   Тоня в задумчивости огляделась: обо что она могла споткнуться? Рядом увидела она скульптуру – сплетенные тела древних богов и ангела, последний протягивал к ней свою пухлую ручку и радушно улыбался.
  Тоне в момент стало легче – вроде бы ее кто-то подбадривал.  Она улыбнулась ангелочку не менее приветливо.
-Это из-за тебя, между прочим, я тут приземлилась, вон ты как ручонку-то свою выставил вперед почти у самой земли, ведь ты – маленький, а я и не заметила! Ну, ничего, в том твоей вины нет, это я виновата – разиня! Под ноги надо смотреть!
   Тоне показалось, что ангел виновато улыбнулся ей в ответ. Девушка пожала ему руку…


                *      *      *

     После этого рукопожатия, соединившего на мгновение времена, к Антонине пришло, несмотря на случившееся, небывалое спокойствие. Она вдруг вспомнила, что гид раздавала записочки с телефонами русского представительства во Флоренции. Отставшая  туристка набрала номер. После чего ей любезно помогли с гостиницей, выписав чек в кредит на необходимую сумму. Еще она попыталась дозвониться до их гида  (номер телефона имелся у каждого туриста), но он упорно не отвечал. Может быть, записала не точно?
    Тоня великолепно провела остаток дня. Ей как раз не хватило времени во время экскурсии, чтобы как следует погрузиться  в эпоху Возрождения, насытиться красотой, совершить невозможный бросок через века!  Ведь истинной целью ее  поездки в Италию и самым заветным желанием было именно посещение Флоренции – самого насыщенного памятниками культуры города. Она мечтала об этом путешествии в…прошлое. И она сумела здесь, пусть самую малость, прикоснуться к высокому искусству древних мастеров, окунувшись в волшебную атмосферу теперь уже навсегда любимого города.
    Перед сном Тоня включила телевизор, хотя и не понимала по-итальянски, перевела на новостной канал. Красивая, знойная черноволосая  дикторша-итальянка, похожая на Софи Лорен в молодости, что-то бойко вещала на языке Рафаэля и Данте. Русская туристка почти не смотрела на нее, перебирая вещи в своей сумке, но вдруг зачем-то глянула на экран – что-то знакомое – логотип их туристической фирмы – «ТУРЭКСПРЕСС» - именно эти размашистые пурпурные буквы красиво  светились на борту их автобуса. Только почему они были нарисованы на этом искореженном тарантасе? Кого-то несли на носилках. Это был мужчина в красной майке. В жертве Тоня без труда опознала Адрюшку из Витебска. Рука его беспомощно свешивалась с  носилок и болталась в воздухе…
  Антонина сделала погромче. Из всего сказанного поняла только «руссико туристо», Флоренция и «Турэкспресс». Комментарии были излишни. Адрюху  быстро уносили к машине с красным крестом,  а также еще нескольких женщин и ребенка. Остальных, накрытых целиком, стаскивали в другую сторону…
   Тоня сидела молча, не шевелясь, закрыв лицо руками. Слезы текли по щекам, она не знала теперь, что делать - тело будто бы парализовало. Было безумно жаль теперь уже бывших попутчиков. А она? Только теперь девушка впервые подумала о себе. Выходит, не зря оступилась она, и тот ангелок протянул ей через века свою спасительную руку помощи.  Надо обязательно подойти к нему завтра и поблагодарить… А после зайти в консульство, рассказать о случившемся (хотя они обо всем, конечно же, знают)  и попросить, чтобы ее отправили домой.

 
                *      *      *

       На следующее утро Антонина стояла у скульптуры Челлини. Она мысленно поблагодарила своего спасителя, наклонившись, еще раз дотронулась до мраморной прохладной, несмотря на полуденную жару, руки ангела.

      В такой же жаркий июльский полдень на этой же площади Синьории в центре Флоренции, только несколько веков назад, стоял черноволосый юноша. Он последний раз взглянул на свое творение, коснувшись напоследок руки купидона. Неплохо вышло – даже мастер похвалил его работу!
   Лоренцо все бы отдал, чтобы хоть на миг заглянуть в будущее, узнать – кому будет улыбаться его амурчик. А, что, если попробовать?  Его прадед, уже покойный, священник - отец Марио, рассказывал мальчику, что есть на свете один способ… Только очень уж рискованный – можно было повредить барабанные перепонки.
   Для этого нужно было ровно в 12 часов пополудни (было, как раз, без пяти двенадцать на больших городских часах) прислониться к стене Палаццо Веккио и послушать…
  По словам предка, совершать этот перелет через века можно было только с чистым сердцем и светлыми помыслами. У Лоренцо и были только самые добрые намерения и искренние желания. Отец Марио указал ему и особое место на стене…
    Молодой человек встал, приложил ухо к прохладной кладке из шершавых камней. Тишина. Только гулкие удары собственного сердца… Могильная тишина. Но вдруг какой-то непонятный скрежет услышал юноша где-то запредельно далеко и в то же время чуть не оглох – шум проник в его голову! Как будто бы  сотни телег не вписались в поворот и затормозили разом. Нет, это, скорее всего, был рев какого-то невиданного  страшного зверя. Лоренцо в ужасе отпрянул от стены. Что это могло быть? Неужели тут будут обитать чудовища? Нет, такого быть не должно – юноша это сердцем чувствовал. Возможно, его ангелок поможет кому-то в неравной схватке со страшилищем? Лоренцо хотелось в это верить. Эта мысль утешила юного скульптора, и он покорно побрел к себе в мастерскую.
  С того дня юноша потерял свой острый слух, он почти ничего не слышал теперь, особенно на одно ухо и все у всех переспрашивал. Зато приобрел счастливое осознание собственной необходимости в долгом историческом процессе времен. И пусть имя его останется безвестным, но след свой он уже оставил, протянув руку помощи потомкам.
   

         
   


               


Рецензии
Великолепный рассказ!!!! Просто нет слов... Прошибло до мурашек, когда читал... Ни добавить - ни прибавить. Все сказано. Хочется перечитать снова.

Виктор Вик Павлов   18.06.2015 10:12     Заявить о нарушении
Спасибо! Очень тронута.

Нина Кузнецова Нина   18.06.2015 15:36   Заявить о нарушении
Спасибо Вам! Тронута.

Нина Кузнецова Нина   14.12.2015 15:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.