Численность медведей р. Озерной

Лососевые рыбы – важнейший корм бурых медведей на Камчатке и для большинства этих зверей имеют нажировочное значение (Остроумов, 1966, 1968).

Южная Камчатка известна высочайшей плотностью населения бурых медведей не только на Дальнем Востоке, но и во всем мире. По данным Ч. Рассела и А. В. Маслова (персональные сообщения), численность медведей в Южно–Камчатском заказнике может оцениваться в 900–1200 особей (Гордиенко, Гордиенко, 2002).
Бассейн р. Озерной издавна славился обилием медведей, где местные охотники (преимущественно в районе оз. Курильского), ежегодно добывали до 200 особей  (Державин, 1916b, с. 261), что обусловлено большим количеством нерки, нерестящейся здесь.

В период массовой миграции проходных лососей на нерест один среднего размера медведь за сутки в реке вылавливает и съедает несколько десятков рыбин. Но, оказывается, что и птицы научились извлекать из этого пользу (Лобков, 2006, 2008).

Дело в том, что медведи ловят и вытаскивают на берег крупных лососевых рыб, которых не под силу добыть многим другим животным, в том числе птицам. К тому же часто медведи рыбачат в таких местах речного русла, где птицам из–за заросших лесом берегов, быстрого течения и глубины самостоятельно поймать рыбу даже доступного размера не удается.

И главное, поймав рыбу, медведи, как правило (более, чем в 70 % случаев) оставляют часть добычи на суше. Это характерная особенность трофического поведения бурых медведей на Камчатке, особенно к концу лета, когда звери насытятся лососем и стремяться поедать только самые привлекательные части тела рыбы, оставляя нетронутыми более или менее крупные фрагменты.

Количество остатков трапез, остающихся по берегам рек, зависит прежде всего от обилия рыбы, ее доступности и численности медведей (Лобков, 2006, 2008). Все это в полной мере относится и к бассейну оз. Курильского, где воспроизводится нерка.

Эти данные вполне согласуются и с оценкой численности бурого медведя в Южно–Камчатском заказнике в мае 2002 г. (рис. 179), где общая численность медведей была оценена в количестве не менее 800 особей (Гордиенко и др., 2006).

В связи с тем, что в районе оз. Курильского медведей не тревожат, они здесь, по крайней мере в период наличия большого количества рыбы, перестали бояться человека. Наиболее яркий пример сосуществования медведей и человека можно наблюдать в истоке р. Озерной, где располагается обширное речное нерестилище нерки и наблюдательный пункт КамчатНИРО.

К сожалению, рядом наблюдений о ежегодной численности бурых медведей в районе оз. Курильского мы не располагаем. По многолетним наблюдениям А. Г. Остроумова (персональное сообщение), во время ежегодных авиаучетов нерки в 1960-х–1970-х годах в бассейне оз. Курильского он отмечал до 200–300 медведей.

По персональному сообщению А. С. Валенцева, в современный период численность медведей здесь составляет порядка 200–300 особей. По авианаблюдениям А. В. Маслова, численность медведей в бассейне оз. Курильского в 2000–2008 гг. в отдельные годы колебалась от 200 до 400 особей (и более).


Литература.

Бугаев В.Ф., Маслов А.В., Дубынин В.А. 2009. Озерновская нерка (биология, численность, промысел) // Петропавловск-Камчатский: Изд-во "Камчатпресс". - 156 с.
Гордиенко Т. А., Гордиенко В. Н., Кириченко В. Е. 2006. Оценка численности, половозрастная структура и вопросы охраны бурого медведя Южно–Камчатского заказника //  Бурый медведь Камчатки: экология, охрана и рациональное использование. Владивосток: Дальнаука. С. 70–78.

Фото - Карта плотности населения бурого медведя (особи/1000 га) на территории Южно–Камчатского заказника (май 2002 г.), полученная по результатам математического моделирования (по: Гордиенко и др., 2006 – новый  цветной вариант В. Е. Кириченко; по: Бугаев, Кириченко, 2008)


Рецензии