Цыплята

Как сейчас помню - была суббота (тогда мы учились по субботам), уроков мало, погода солнечная, то ли март, то ли апрель, но учиться уже не хотелось.

Ольга, моя подружка, подсела за парту загадочно веселая, и говорит мне тихо на ушко:

"Угадай, кто у меня появился?"

Я начала называть всевозможную живность:

- "Котенок!"

- "Нет!"

- "Попугай!"

- "Нет!"

- "Черепаха!"

- "Нет!"

- "Хомяк!"

- "Нет!!!"

 И так я перечислила всех, кто тогда продавался в зоомагазине,

но не угадала.

Любопытство мое достигло высшего накала.

- "Ну, говори кто!!!"

Ольга помучила меня еще немного, наслаждаясь произведенным эффектом, потом не выдержала:
"Цыпленок!!!"

- "Настоящий?!!"

- "Да! Такой желтенький, пушистый и пищит!!!"

- "Откуда?!!"

- "В зоомагазине суточные цыплята продаются!"

Еле дождались звонка, уроки закончились, и побежали к Ольге домой смотреть цыпленка.

Я пришла в восторг: "Чудо-то какое! Я тоже хочу!",- завопила я,

забыв про мамину реакцию на мои прежние затеи с котятами, хомяками, рыбками и собакой.

- "Поехали в магазин!".

Ехать надо было в зоомагазин долго, часа полтора на трамвае, но нас это не остановило. Тогда, в семидесятые годы прошлого века, было всего два места, где торговали живностью: зоомагазин у Сенного рынка, неподалеку от зоопарка, и Кондратьевский рынок. Эти заветные места мы посещали регулярно и привозили оттуда то хомяков, то морских свинок, то рыбок, но это отдельные истории.

В этот раз мы приехали в зоомагазин за цыплятами.
Продавали их суточных,  только что вылупившихся из яйца. Они пушистой стайкой сидели в большой коробке и стоили всего пять копеек штука! Чуть больше, чем билет в трамвае. Он стоил тогда три копейки. Родители давали на завтраки по 30 копеек и у меня были в заначке целых 15 копеек! На три цыпленка хватит! Я решила, что одному будет скучно - беру на все деньги трех цыплят! Ольга тоже не устояла и прикупила себе к первому еще парочку на десять копеек. Цыплят посадили в кульки из газет, мы запихали их по портфелям, чтобы не замерзли и счастливые поехали домой. Цыплята сидели тихо. В трамвае открыли портфели, сделали дырочки в кульках и, как только цыплята увидели свет, они запищали, призывая маму. Мы налюбоваться не могли на своих новых  питомцев. А они поглядывали на нас черными глазками и призывно пищали:"Мама, мама, где ты?".

Конечно, когда я принесла домой новых квартирантов, у моей мамы востогов не было. Она родом из деревни и знала прекрасно, что ей забот прибавляется. А я не замечала ничего вокруг.

Я была счастлива!

Но нужно было придумать, как устроить их, чем кормить, чтобы не заболели. Пререлистала всю годовую подписку журнала "Юный натуралист", нашла нужную статью и даже конспект написала.

Принесла  крупного песка из ящика во дворе, он там  для дворников, чтобы дорожки зимой посыпать в гололед. Песок и мелкие камешки  всегда должны быть у птицы.  Поставила в жестяных банках из-под леденцов растолченый мел, наварила геркулесовой каши, добавила творог и вареное яйцо. Сначала я посадила цыплят на письменный стол под лампу. Они же маленькие и им было холодно. Цыплята приняли меня за наседку, никуда не убегали и внимательно следили за мной. Я поставила корм, постучала пальцем в миске, они поняли меня, тоже стали совать туда клювики и клевать кашу. Весь вечер наблюдала, как они учатся в первый раз пить и клевать крошки.

    Чтобы не перепачкать тетрадки, я стелила под них промокашки.
В прошлом веке все школьные тетрадки продавались с  промокашками. Мы тогда писали чернильными ручками, надо было сушить чернила, чтобы не размазались буквы. Да и кляксы частенько получались - ручки протекали. Для промакивания чернил служили промокашки.

Так прошел первый вечер и нужно было устраивать их на ночлег.

Поставила в клетку, где раньше жил хомяк, коробку, положила туда тряпку и сверху закрыла полотенцем, чтобы не замерзли. Цыплята сразу затихли в темноте. Но как только какой-то вылезал из-под тряпки, сразу начинался испуганный писк и поиски мамы. Я вскакивала с кровати и укутывала его обратно. 

   Росли цыплята  быстро и через месяц пришлось папе сколотить из фанеры огромный ящик. Он стоял у моего письменного стола. На дно стелили газеты и тряпки, но все  равно в квартире запахло птичником. Ели они много и гадили изрядно.

     Самое неприятное в содержании живности в городе – это продукты их жизнедеятельности. Для поддержания чистоты в ящике приходилось часто менять подстилку. Тогда не продавались кошачьи наполнители для туалета. Кошкам насыпали в ящики песок. От песка у цыплят было много грязи, поэтому использовались газеты. Хотя по подписке «Вечерний Ленинград», «Правда» и «Комсомольская правда» приходили ежедневно, газет не хватало и маме с работы приходилось носить бумагу. Тогда рекламодатели не оплачивали  бесплатные газеты, их не существовало, да еще надо было все время сдавать макулатуру в обязательном порядке в школу по пять кило в месяц, поэтому с бумагой была наряженка.

Я приходила из школы и начиналось ежедневное обслуживание своего стада – уборка, кормление, прогулки.

Как-то в одно мгновенье цыплята ослабли и не смогли вставать на ножки. Хорошо, что догадались купить рыбий жир. Покапала им в пищу и они оправились, продолжали расти и обрастать белыми перышками.

продолжение следует


Рецензии