Тюмень вокзальная
И есть в хвосте вагон.
Невзрачен он и прост
И примитивен он.
И ехал я в Тюмень
В простом вагоне том
Сквозь уйму деревень,
Где тёмен каждый дом,
Сквозь чёрные леса,
Их призрачную тьму.
Ну, в чём же тут краса?
В чём прелесть? Не пойму…
«Тюмень – город контрастов». Фраза расхожая, к множеству городов российских применимая. А на сибирских просторах ещё сотни лет актуальной останется.
Как скучно тянутся
Последние часы,
Уныло, словно пули на излёте.
И стрелок неподвижные усы
Всё вызывают скуку и зевоту.
Дождливы сумерки.
На рельсах – блики звёзд.
По проводам стекают капель строчки.
И вновь вагон сюда меня привёз,
Где плавно дни переливались
В ночки.
* * *
Химерны ночью города Сибири:
Их на рассвете трудно описать.
Как часовые, сосенки застыли,
Там, на болотах, нелегко стоять.
А рядом –ЛЭПы, провода и трубы,
Грохочут где-то брежневские БАМы.
Разверзнутые ямы, словно губы
У афро-сэшэатого Обамы.
Мерцает факел тусклою звездою,
Но не похож ничем он на светило.
Болота гарь мне чудится землёю,
Да только много таинств оно в теле
Скрыло.
В городе невообразимо легко сочетаются кварталы с высотками и улицы с деревянными развалюхами, почерневшие от непогоды и ветхой древности, супермаркеты и рыночные кафешки с провалившимися, щелястыми полами, растрескавшиеся деревянные тротуары и выложенные кафельной плиткой площадями.
Но я речь веду о вокзале, центре сплетения железнодорожных магистралей, соединяющих все стороны света страны.
С одной странностью железнодорожного гиганта Тюмени я столкнулся в «дикие девяностые». Волею случая, будучи в Тюмени по делам служебным, мне довелось отстоять в длиннейшей очереди возле кассы вокзала, но после нескольких часов толкотни в галдящей, ропщущей и ругающейся массе разношерстного народа, кассовая барышня лениво и небрежно сказала мне:
- А билетов нет.
- Плацкартных?
- Нет.
- Купе?
- Нет.
- СВ?
- Нет.
Точка.
Подземный переход закрыт: ремонт первого пути.
Проявив смекалку, я добрался до состава по пешеходному мосту.
Первая же, попавшаяся мне в конце кросса вдоль вагонов проводница, безразлично буркнула:
- Мест сколько хочешь! Едешь, нет?
Я радостно прыгнул в вагон.
Поезд дрогнул и покатился. Через десяток минут проводница заявила мне, удобно усевшемуся на одном из множества пустых мест:
- Гони три тысячи.
Я обомлел:
- В кассе билет полторы стоит!
- Вот в кассе и бери. А у меня…
Конфуз! Ушли последние денежки. Хорошо, что хватило…
Хозяйка железного дома
Колёсного, в полсотни тонн, -
Улыбчива и здорова.
В порядке заветный вагон.
Пускай некрасивый достался
Ей этот заштатный фургон.
В составе с другими болтался
И не рассыпался он.
И будь кто амбал супермощный
И ХМАО – Югры чемпион,
Но вот перед хрупкой и тощей
Бессилен, как сваленный слон.
«Вахтовых» сметая нападки,
Не веря в порывы чужих,
От высадки и до посадки
Расселит, упорная, их.
Продать может пива и водки –
К зарплате нехилый навар!
И скрытой скользящей походкой
Исчезнет пополнить товар.
Теперь я еду в Питер. Пересадка в Тюмени. Нехорошие предчувствия появились ещё на последних перегонах перед славным градом.
У меня час в запасе на пересадку. Не торопясь, выхожу из вагона. Толпа пассажиров утекала быстрее воды в раковине: дождило. Мужчина в традиционно потёртых джинсах, со связкой ключей на пальце, возник передо мной:
- Такси надо?
Видимо, он заметил чемодан в моих руках, и объёмистую коробку с телевизором, несколько громоздкую.
- Нет, я приехал.
Подземного перехода не видно: к вокзалу можно пробраться через пешеходный мост с тремя пролётами и с двадцатью ступеньками в каждом, ведущими наверх, затем – сотня метров по прямой – снова те же три пролёта с двадцатью ступеньками вниз – направо к входу в вокзал. На всех дверях вокзала надписи «Входа нет», но входят все.
Вхожу. Передо мной висит табло «Прибытие – убытие». На нём моего поезда нет. Сесть негде, народ стоит перед табло. Пристроился у стенки. Купил мороженого. Съестное продаётся в виде пирожков сомнительного вида, цветные напитки: Кока-кола», воды минеральные.
Дежурный полицейский сказал мне, что обычно нужный мне поезд прибывает на первый путь – выход перед носом, - но «возможны изменения», ибо на первом пути – ремонт.
Не понадеявшись на авторитет «копа», я спросил у парня в ж.д. форме:
- А где чаще поезд №№. Останавливается?
И тот резонно посоветовал ждать информацию, попросил учесть, что на первом пути – ремонт.
Вмешался тот же таксист:
- Чего меня не спросил? Я бы коротким путём провёл!
Я:
- Вы меня спросили, нужно ли мне такси!
Информатор проворковал:
- Поезд №№ прибывает на третий путь, пятую платформу!
То есть – на ту, куда я приехал и откуда пришёл!
Благо, в запасе ещё почти 20 минут.
С тяжёлым чемоданом (он на колёсиках!), выхожу на привокзальную площадь, подымаюсь на пешеходный мост, качу чемодан по прямой, тащу коробку с телевизором, спускаюсь вниз по мосту, где три пролёта по 20 ступенек в каждом, к третьему пути с пятой платформой. Потею. Задыхаюсь. Прусь на грани упадания. Перед вагоном пытаюсь успокоиться.
Пышная проводница у вагона проверила мой паспорт и билет. Повеселела и озабоченно нахмурилась, узрев коробку с телевизором:
- Наверно, негабарит. Пока входите в вагон, располагайтесь, а потом багаж обмерим – кажется, негабарит.
Я удивился:
- До Тюмени был габарит…
В вагоне ко мне подошел второй проводник, щуплый парень в помятой, не поездного образца, одёжке:
- Сымайте ящик, мерить будем!
Я стащил с багажной полки коробку:
- Прошу. Кстати, тут, сбоку, размеры упаковки указаны. А если груз негабаритный, выписывайте штраф и отправьте квитанцию в пенсионный фонд моего города, я адрес дам. Там из моей пенсии вычтут сумму штрафа и переведут вам, на нужды РЖД.
Парень пошелестел рулеткой, приложил её вдоль – поперёк, буркнул:
- Габарит,
И ушёл, шаркая подошвами.
Поезд набирал ход.
Скажу, что из Питера я ехал с пересадкой в той же Тюмени, ведь билеты покупались предварительно. Поэтому переход «поезд – пешеходный мост – вокзал» я совершил снова и в той же последовательности.
«Тюмень вокзальная, судьба печальная…»
8.10.2014
Свидетельство о публикации №214100801130