Записи из черновиков Юрия Николаевича Абросимова

   
    ...Закончился 1973-й год,  8-й год правления Брежнева.
    А теперь с 1970 г. политика партии потребовала интенсивного развития производства в СССР автомобилей, прежде всего, легковых. Выполняя IХ пятилетку, построили 2 автомобильных завода - КАМАЗ и ВАЗ. Технический проект КамАЗа был разработан институтом «Гипроавтопром» и проектным управлением КамАЗа совместно с ведущими организациями СССР: институтом «Промстройпроект» Госстроя СССР и «Гипродвигателем».  А вот для ВАЗа всю белую работу закупили у концерна «Fiat». Подготовка технического проекта была поручена итальянскому автомобильному концерну «Fiat».  15 августа 1966 года в Москве глава ФИАТа Джанни Аньелли подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым по созданию автозавода в городе Тольятти с полным производственным циклом. По контракту на этот же концерн возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов и т. п.  Первым продуктом завода ВАЗ стала копия итальянского  автомобиля Fiat-124 - советская модель ВАЗ-2101. Даже за выпуск технической документации по советским стандартам деньги получили итальянцы.

Лет 20 назад СССР был вынужден заморозить 70%  производственных мощностей автомобильной промышленности ради экономии средств. Помнится, моя знакомая, дочь директора подмосковного текстильного комбината, уезжала домой с Боровского автовокзала. На вопрос, почему не как всегда на отцовской Победе, ответила просто: там теперь все пешком ходят. У мелкого начальства машины забрали. А отец положенную ему персональную Победу сделал общей для деловых разъездов. Пусть на короткое время, но шик обладания персональным авто в дополнение к должности тогда был отменён.
     20 лет назад (1956 г.)  Советский Союз тоже оплачивал зарубежные закупки. Главное, оплачивался статус СССР как Великой державы, которой СССР тогда уже становился. Затем нефтяные газовые трубы большого диаметра  - оборудование для расширенного воспроизводства основного продукта нашего импорта -  нефти. Оставшееся делилось как тришкин кафтан в сфере народного благосостояния по ранжиру:  жильё, одежда и обувь, в неурожайные годы закупка зерна. Сперва, пока залечивались раны войны,  зерна хватало, даже при воровстве хлеба из столовых для поросят. Потом в городах СССР заработали домостроительные комбинаты и просто цементные заводы в посёлках. Строились комбинаты по производству синтетических тканей. Развернулось строительство электростанций и линий единой энергосистемы СССР. Стране требовались рабочие руки. После XX съезда крестьяне освободились от колхозной кабалы. И  крестьянская молодежь двинулась на стройки пятилеток и в города на лимитные работы, а допризывники шли в ФЗУ. В колхозных деревнях остались старики, а  из молодых безынициативные  или крепко пьющие. Деревню я знаю по нескольким наездам на каникулы в деревню Ильицино Зарайского района  в гости к брату     дедушки Андрею. Сын Андрея Виктор - капитан, танкист - был ранен с тяжелой контузией в боях за Витебск.

Подошла пора действия постановления об объединении деревень в посёлки городского типа и передачи из тех посёлков скота  специализированным фермам. Аппарат, как всегда, опоздал – возможные  исполнители уже, уйдя из деревень, прокладывали в тайге ЛЭП, строили ГЭС или добывали нефть. У всех у них были в сберкассах деньги, скопленные на покупку городских квартир, и психология вольного человека.
    Вот моё воспоминание о таком «вольном человеке».  В нашей семье был знакомый, который иногда, бывая в Москве, заходил к нам в гости. Но, даже приезжая с фронта в Москву, он никогда не останавливался у нас на ночлег. Бабушка посмеивалась: манеры, не может отнять постель у хозяина. Звали его Алексеем Петровичем (для краткости АП), и был он ровесником матери. Его мать и моя бабушка были подругами с 1914 года, и АП очень хорошо относился к моей бабушке, особенно после смерти своей матери. Когда АП последний раз был у нас в Москве, я год проучился в техникуме. Уходя, АП попросил меня проводить его по адресу, который для меня, москвича, найти было не трудно. Мы сели в такси на задние сидения. АП стал объяснять  мне, что я поступлением в техникум допустил глупость и вынудил бабушку участвовать в этом. Я возражал, как мог. Не доехав до места, АП попросил развернуться и везти нас к гостинице Москва. Поднимаясь по лестнице главного входа, АП объяснил, что в ресторан со мной не пустят, а кафе под названием «Огни Москвы» нам как раз.  АП знал, где самый красивый вид летней вечерней Москвы. Узнал и я, а потом водил туда друзей, когда надо было нам принять серьёзное решение. А в тот вечер я убедил АП, что, как  минимум, обязательно получу высшее образование. И мы поехали к вольному человеку, как АП назвал своего бывшего сослуживца.
    Вольный человек жил в пятом или в седьмом переулке Марьиной рощи. Дом нашли быстро.  А я всё удивлялся, что в минуте не быстрой езды от  Камер-Коллежского вала в Москве существует дачный посёлок с колодцами для воды.
АП договорился с таксистом, что тот как штык приедет за нами через 2 часа. И меня стали знакомить с хозяином и хозяйкой. Потом было короткое застолье. Я пил домашнюю настойку из местных ягод. Скоро хозяйка ушла к ребёнку, и АП пристал к хозяину, чтобы тот рассказал мне, почему он зовёт его не Михал Иванычем, а Вольным. Хозяин категорически отказался, и АП сам начал рассказывать эпизоды из жизни того человека. Потом хозяин не выдержал и стал
поправлять и дополнять рассказчика. До войны в общежитии завода Калибр подрастало много молодёжи. В дореволюционном здании 2 этаж занимало заводоуправление, технические отделы и склад. 3 верхних этажа были рабочим общежитием. За советские годы в общежитии прошло 2 изменения. 3-й этаж перешёл заводоуправлению, а дореволюционное размежевание комнат истлевшей мануфактурой заменили советской фанерой. Рядом были магазин, школа и всё необходимое рабочему люду. С началом войны завод обезлюдел. Новое строительство прикрыли, часть завода эвакуировали. Видимо, из-за расположения завода на оставшиеся станки не осталось рабочих рук. Тут и пригодились руки допризывников и девочек. До 1943 года Вольный отработал фрезеровщиком и токарем. Судя по тому, что пацану доверяли работу в двух основных профессиях металлообработки, парень был не дурак. Весной 43 г. его  взяли в пехоту. После победы их часть переправляли на войну с Японией. И надо было на стоянке эшелона вблизи родного дома Михал Иванычу почувствовать себя, как на фронте, удачливым человеком. До дома добежал, мать повидал, идти бы к эшелону, но стал он разыскивать любимую девушку. А эшелон уехал так быстро, что не удалось его ни догнать, ни перехватить на московских стоянках. Так и попал он вместо осенней Маньчжурии на севера. Вместо возможности убивать и самому быть убитым, получил необходимость рыть глубочайшие шурфы для хранения под землёй средств массового убийства людей. А когда кончился лагерный срок, пришёл Михал Иваныч к главному армейскому начальнику того строительства и попросился на работу вольнонаёмным, добавив: если можно вернуть московскую прописку, то за это я отработаю как на правительственную награду. Начальник, а это был АП, поинтересовался, что на Москве свет клином, и получил ответ. Я с детства мечтал жить в Марьиной роще, что недалеко от нашего общежития. Если буду вольным, деньги заработаю и куплю там участок и дом построю. Видимо, для военных юристов задание было по силам. Вместе с кличкой Вольный Михаил Иванович получил свои военные награды и московскую прописку...


 ...В КПСС вступали по необходимости. Чаще всего, чтобы получить должность. Вот исключительный случай. Мой друг Валентин при назначении начальником отдела вступал в КПСС. Среди дня один из моих начальников подошел ко мне с вопросом, не пил ли я с Валентином накануне. Убедившись в моём алиби, он мне рассказал, что сейчас идёт заседание  парткома. На очереди остался один вопрос – приём Валентина в кандидаты КПСС. Ждут нашего куратора из МК и виновника торжества – Валентина. Тот вот-вот подъедет к заводу на такси. А нам тогда надо отловить Вальку до входа его на завод. Алкоголизм! Стал ли он чьим-то оружием при социализме? Мне рассказывали, что где-то лет за 5 до меня на АЗ «Наука» был начальник системного отдела, основатель на заводе сектора вычислительной техники. Многое он сделал полезное за время, пока не стал алкоголиком. А, став – повесился. Следствие установило, что это он сделал без посторонней помощи, и доведения до самоубийства не было.
   Мы с приятелем постарались, и никто не увидел, что Валентин приехал на партком пьяным. С рук на руки передали мы тело «генеральскому адъютанту». Тем не менее, с тех пор в МК Валентина перестали знать. Зато куратор МГК стал персонально следить за ним, и в нужный момент это сыграло роль.   


Рецензии