Небесная политека - хранилище вселенной

отрывок из книги "И вновь прогулки в закоулки"

В каждом городе любой страны мира есть особое, мистическое заведение, без которого трудно представить полноценную жизнь горожан. Это знакомая всем нам библиотека. 
Особый интерес к библиотекам и их почитание существовало на Земле испокон веков. Вспомните, например, об Александрийской библиотеке, которая была основана в Александрии еще в начале III в. до н.э. По преданию, там находилась вся мудрость цивилизаций – несколько сот тысяч экземпляров рукописей и книг! Кроме произведений древнегреческой литературы и науки, составлявших основу библиотеки, имелись еще книги на восточных языках.
А еще раньше, до Александрийской, существовала знаменитая библиотека Ашшурбанипала – древнейшая из всех подобных заведений. Стоит обратить внимание на тот факт, что великий царь Ассирии, прославивший себя удачными военными походами, вошел в историю и как создатель этой грандиозной библиотеки, насчитывающей двадцать пять тысяч глиняных табличек. Особенно его интересовали сведения о том, как предсказывать будущее по движению звезд и как поддерживать постоянное общение с божествами. Видимо, эти вопросы были уже детально изложены в сочинениях и трактатах того времени.
А кто не слышал о библиотеке Ивана Грозного, в которой хранилась легендарная коллекция книг и документов! Считается, что она погибла или же была спрятана ее последним владельцем – царем Иоанном Васильевичем. Это мистическое хранилище знаний упорно ищут уже несколько столетий, но так и не могут найти.
А сколько еще великих тайн хранит Ватиканская апостольская библиотека, основанная в XV веке папой Николаем V, или библиотека Конгресса США. О каждой из них можно написать увлекательную книгу.
Но как бы внимательно и уважительно библиотекари ни относились к книгам, сохранять их в целости и сохранности – дело чрезвычайно трудное. Неграмотные и бездуховные вандалы, мыши и вода – давние враги библиотек. К ним можно отнести и тех правителей,  что ради возвеличивания собственной роли в истории уничтожали и искажали все письменные источники, в которых их «выдающиеся» заслуги зафиксированы не были.
Однако наибольший вред библиотекам принесли все-таки огонь и революции. Недаром говорят: сгорел в огне революции. Интересно, а о каких других сгоревших или разрушенных зданиях слагаются легенды, и тысячи искателей мечтают найти их содержимое? О сгоревших деньгах в банках люди долго не помнят. А ведь это не просто так.
Выступая однажды перед американскими студентами, Николай Рерих сказал: «За время революций мы не однажды видели, как банкиры и финансовые деятели оказывались сметенными, тогда как выживали именно художники и собиратели искусства. Сама жизнь показывает, что все связанное с творчеством выживает. Живут научные открытия, и неистребимо живет мысль». 
А библиотека как раз и является тем особым сакральным местом, где хранятся человеческие мысли, облаченные в творчество писателей и ученых. Это не только учреждение, в котором собираются произведения печати и письменности для общественного пользования, но еще и хранилище человеческих эмоций и замыслов. Переживания, страхи, радости и мечтания записаны на различных носителях, начиная от глиняных табличек и папирусов и кончая дисками и флешкартами. Библиотека – это громадный вечно живой источник мыслительной энергии, заархивированной в буквы и символы. Стоит лишь его «разархивировать» – и все мыслеформы произведений и научных трудов оживут.
Поэтому библиотеки мира – ценнейший источник человеческого Бытия. Конечно, можно сжечь и уничтожить книги, как это делали варвары разных эпох, но нельзя уничтожить тот след, который оставляют произведения искусства. Недаром говорится, что рукописи не горят. Записанные в них мысли, слова и поступки не исчезают бесследно, а архивируются в неком хранилище – Небесной библиотеке, специальном резервном «архиве» Вселенной. И многие творческие личности имеют туда абонемент. Работая над произведением, они словно в Википедию делают запрос и часто получают ответ. Наглядным примером этого может служить метод «человека-компьютера» Александра Некрасова, который извлек из 547-значного числа корень тысячной степени. И что удивительно, сделал он это быстрее компьютера, не применяя при этом никаких арифметических действий!
Некрасов в общих чертах рассказал мне, в чем заключается этот метод. Человек-уникум вводит себя в состояние краткого сна, в течение которого видит нескончаемую ленту плавно перемещающихся цифр. Их миллиарды – сплошной бесконечный поток. Глядя на эти цифры, Некрасов по наитию мысленно определяет заданное число, и поток мгновенно останавливается, исчезает. Остается искомое число, совпадающее с ответом прибора.
Я разговаривал со многими творческими людьми (писателями, художниками, журналистами, музыкантами), пытаясь узнать, как появляются сюжеты, образы и мелодии в их работах. Слушая откровения творческих личностей, обратил внимание на одну интересную деталь. Бывает, что, подчиняясь каким-то неведомым порывам, они создают свои произведения, фиксируют то, что до этого никогда не видели и не слышали, но то, что независимо от них уже существует или существовало. 
И в этом нет ничего странного – придумать что-то новое невозможно в принципе, ибо задолго до появления человечества Господь уже создал и придумал все возможное и невозможное. Поэтому все без исключения произведения, бывшие, настоящие и будущие, в этой всемирной политеке давно имеются в наличии.
Эту мысль очень образно выразил протоиерей Геннадий (Рязанцев) в своем стихотворении, посвященном гениальному художнику Ван Гогу:
Нам открываются миры
Парадоксальнейших открытий
Еще не явленных событий
Оставленной Творцом игры.
Получив из небесного хранилища информацию, писатели, поэты, художники и музыканты ее перерабатывают, исходя из собственного понимания, создают свои вариации, взяв за основу те "потусторонние" произведения, которые являются изначальными эталонами.
В этой всемирной политеке есть множество отделов: одни – для писателей, другие – для поэтов, третьи – для художников.
Художник из Рязани мне написал, что однажды во сне попал в какое-то хранилище, где находились его картины, реально существующие и еще не написанные. Он запомнил несколько новых для себя сюжетов и попытался их изобразить. Одни получились как те, которые он увидел, другие написать не смог – не хватило таланта. Подобных случаев я знаю много. Например, Рерих мысленным взором часто видел готовые, но еще не написанные им картины. Одному моему другу-живописцу также в видениях несколько раз являлись картины с необычными сюжетами и с четкой проработкой деталей. По его мнению, если бы он сумел воплотить в жизнь «подсказанные» сюжеты, то стал бы знаменитым художником, но… пока не получается: реальные заказы для него сейчас важнее.
Подобные подсказки получают не только художники, но и все творческие личности: писатели, поэты, композиторы, музыканты. Для них откуда-то извне внезапно появляются сюжеты и слова.
Знакомый как-то мне рассказал, что, когда ему было лет двенадцать-тринадцать, он увидел во сне Аллу Пугачеву. Та пела какую-то песню, где были слова: «куда уходит детство, в какие города». Через два года Алла Пугачева впервые исполнила песню, которую он раньше услышал во сне. Там были те же самые слова: «куда уходит детство, в какие города».
Этому человеку можно и не поверить, вдруг  он это рассказал, чтобы привлечь к себе внимание, а вот как быть со свидетельством известного писателя, который утверждал, что некоторые его произведения были написаны им под диктовку загадочных существ. Речь идет о  Роберте Стивенсоне, который перед сном просил своих загадочных домовых подарить ему сюжеты новых произведений, которые будут иметь успех. Например, перед тем как написать ставшую впоследствии известной книгу «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», Стивенсон во сне получил подсказку, как это лучше сделать.
«Я долго пытался написать историю на этот сюжет, – вспоминал Стивенсон, – найти средство выражения для этого сильного чувства раздвоенности, которое время от времени приходит и заполняет любое думающее создание.
Два дня я напрягал свои мозги, чтобы получить хоть какой-нибудь результат. На второй день я увидел во сне сцену с окном, затем сцену, впоследствии расщепленную на две, в которой Хайд, преследуемый за какое-то преступление, взял порошок и перевоплотился в присутствии своих преследователей. Все остальное было придумано после пробуждения, сознательно, хотя я думаю, что я следовал манере своих домовых». 
Точно неизвестно, кого имел в виду Стивенсон, говоря о своих «домовых», «человечках», «маленьком народе». То ли это действительно были какие-то существа, которых с детства «видел» писатель, то ли это было его подсознание, облеченное в такие образы, но он своим упорным желанием и особой нацеленностью на определенную задачу заставлял "гномиков" и подсознание дружно и продуктивно работать. Недаром ложась спать Стивенсон мысленно обращался к ним с настойчивой просьбой: «Дайте мне хороший, увлекательный роман, который будет хорошо покупаться и принесет мне много денег».
После таких просьб «человечки» разыгрывали перед Стивенсоном представление, показывая ему во сне какую-нибудь новую увлекательную историю. Причем некоторые истории ему снились во сне частями. Говоря современным языком, писатель «смотрел» будущие произведения подобно многосерийному сериалу. Бывали случаи, когда какая-то сновидческая история оказывалась чересчур длинной, и он просыпался, не зная, чем она кончится. Не смущаясь этим обстоятельством, Стивенсон «заказывал» на следующую ночь ее продолжение с того момента, на котором остановился. Рассказывая об этом, известный романист называл себя мнимым автором, который до последней строчки остается в полном неведении, не зная конца будущего произведения.   
А вот еще один случай, произошедший в 1890 году и опубликованный в русском журнале «Ребус».
«В каком-то городе Померании один доктор лечил молодую женщину от внутренней болезни, которую он точно определить не мог. Врач он был серьезный, причем пациентка была его личным другом. Однако же болезнь не поддавалась его усилиям, и больная медленно приближалась к смерти. Доктор перерыл всю медицинскую литературу, списывался со многими выдающимися профессорами, созывал консилиумы, не отходил по целым дням от постели больной, но ни он сам, ни кто другой ничего не могли сделать. Так прошло восемь месяцев. Доктор, измученный, разбитый, вернулся однажды вечером к себе домой в самом мрачном настроении духа: больная не сегодня-завтра должна была умереть. Порывшись еще в какой-то книге, доктор лег спать. Во сне он видит, будто он просматривает одну вновь вышедшую брошюру и наталкивается в ней на описание болезни, соответствующей болезни его пациентки. Тут же он находит рецепт, который автор рекомендует как очень действенное средство. Пораженный находкой, доктор вскакивает, чтобы записать спасительный рецепт, но тут он просыпается, сознает, что с ним что-то такое приключилось во сне, но ничего не может припомнить. Затем он снова засыпает и снова видит тот же сон. На этот раз он хорошо запомнил рецепт, а также параграф и страницу, но чтобы не забыть, вскочил с постели и наскоро набросал все это на первом подвернувшемся клочке бумаги. Проснувшись утром, доктор почувствовал, что он как будто очнулся от кошмара. Он оделся и намерен был уже идти к своей больной, но, бросив взгляд на письменный стол, заметил на одной бумаге какие-то каракули. Он прочел их и вспомнил свой сон. Немедленно отправившись в аптеку, он заказал таинственное лекарство и явился с ним к своей умирающей пациентке. Уже после первых приемов лекарства больная стала оживать, а через короткое время и совершенно оправилась. Прошло около года. Однажды доктор получает от своего берлинского книгопродавца вновь вышедшую брошюру по медицине. Просматривая эту брошюру, доктор наталкивается в ней на описание той самой болезни, которою страдала его пациентка. Все, что он читает здесь, так знакомо ему, и все-таки он отлично знает, что никогда не читал этого. Он перечитывает далее и находит тот самый рецепт, который в прошлом году спас от смерти его пациентку. Доктор начинает припоминать, берет свою книжку, куда он записал свой сон, и сравнивает: те же дозы, страницы, тот же параграф.
Случай этот в свое время наделал много шума. Заинтересовавшиеся лица навели точные справки: оказалось, что как вся брошюра, так, в частности, описание болезни и рецепт в первый раз появились на свет именно через год после удивительного сна; оказалось также, что автор брошюры, живший в совершенно другом уголке Германии, ничего решительно не знал о померанском докторе и его больной».
Как и в любой солидной библиотеке, во всемирном хранилище – политеке имеется и отдел редких, эксклюзивных произведений, куда доступ разрешен только гениям. Взять, например, художников одной картины или композиторов, прославившихся единственной мелодией. Совсем не значит, что эти люди кроме шедевра ничего никогда не писали и не сочиняли, просто, обладая определенным уровнем таланта, имели в этот отдел одноразовый допуск. А те гении, которые в истории искусства считаются основателями новых течений, в этом отделе завсегдатаи.
На то, чтобы творческой личности найти свой отдел в небесной библиотеке – собственный путь в жизни и собственную творческую манеру исполнения, свое творческое лицо, потребуются годы, а может быть, и вся жизнь.
Об этом поведала мне художница из Харькова Наталья Лях, рассказав о странных снах-поисках.
«Сны первой категории меня буквально преследуют. Один из моих мучителей – Библиотека (заметьте, не книжный магазин, а именно библиотека!) Я написала это слово с заглавной буквы не случайно. Это не просто какое-то учреждение или здание, это определенная субстанция – один из главных персонажей моих сновидений.
Я часто хожу во сне по городу в поисках Библиотеки, мне просто необходимо ее найти. Я буквально брожу одними и теми же улицами, даже двери домов, в которых я пытаюсь распознать искомое учреждение, бывают одинаковыми. Впрочем, случается, что я попадаю в Библиотеку, и тут появляется новая напасть – начинаю искать необходимую книгу. Я ищу ее уже лет восемь, порой пробегаю глазами по корешкам, чувствую, что вот-вот – и найду ее! Чувства в сновидении настолько глубоки и насыщенны, что не воспринимать их как некий знак (уж извините за пошлость) не могу. В доказательство приведу один наглядный пример. Снится, что я зашла в небольшой книжный магазин и рассматриваю книги на полках, где они продаются по сниженной цене. И вдруг мне на глаза попадается издание на английской языке – «Гордость и предубеждение» Джейн Остин. Я думаю, стоит ли ее покупать, но, увидев цену, оставляю книгу и ухожу. Утром я отправилась по делам, должна была встретиться со своей подругой в метро. Мы обменялись приветствиями, и подруга говорит, что у нее для меня подарок – на уличной распродаже она купила книгу «Гордость и предубеждение»!
Тема поиска чего-то важного в моих снах – одна из основных. Потому что кроме Библиотек, я еще ищу и Булочную!
Даже смешно об этом писать, но ощущения того, где я могу ее найти, какую именно и что должна в ней купить, – всегда волнующие.
Эта Булочная в моем сне, как правило, располагается на маршруте от моего дома до станции метро, от которой я выезжаю. И она всегда должна быть последней в ряду магазинчиков. Именно последней!
Если же действие сна происходит в ином незнакомом мне месте или же в иной части города (во сне часто даже знакомое место имеет несколько искаженные формы), то Булочная должна располагаться в череде магазинов, в их скоплении. Эта Булочная никогда не находится отдельно от зданий – ее нужно отыскать среди разных домов и дверей, как в лабиринте. Иногда я нахожу ее, но она закрыта, иногда я не обнаруживаю свою Булочную на том самом месте, где она была в прошлый раз.
Да, в моих снах есть что-то непростое, подобное шараде. Ради чего такие трудности? Мне просто нужно купить булочки или, очень редко, обычный хлеб».
Мне представляется, что философская дилемма продолжительного поиска Библиотеки и Булочной в сновидении художницы – весьма показательные символы. Художнику, истинно творческой личности, трудно совместить ЗНАНИЯ (книги, библиотека) и ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ (булочная). Творцу приходится прилагать достаточные усилия, чтобы насытиться – духовно и материально – и остаться довольным собой и своим творчеством.
Говорят, что браки заключатся на небесах. Видимо, подобное случается и тогда, когда возникают особые, волнующие сердце и разум человека отношения с произведением. Происходит некая энергетическая помолвка, наподобие той, когда Художник соединяется с Музой во время создания художественного произведения.
Поэтому у каждого человека (и я не исключение) есть свои любимые произведения, оказавшие на него сильное, а иногда даже и судьбоносное влияние, совершившие катарсис, который запомнился на долгие годы. Видимо, в этом случае человек нашел свое «персональное» произведение, которое было ему предназначено изначально. Иначе как объяснить, что другие книги и фильмы не производили подобного эффекта, хотя были созданы не менее профессиональными писателями и режиссерами и вызывали интерес.
Я до сих пор с волнением вспоминаю любимые книги юности: «Айвенго» Вальтера Скотта, «Принц и нищий», «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена, «Двадцать лет спустя» Александра Дюма, «Катриона» Роберта Стивенсона, однако впечатление от прочтения «Золотой цепи» Александра Грина и «Моби Дика» Германа Мелвилла оказалось на несколько порядков сильнее. Эти романы заставили взглянуть на мир иными глазами, задуматься о своем предназначении, почувствовать существование потустороннего Зазеркалья. Подобное потрясение я испытал и от фильмов Андрея Тарковского, изменивших мое сознание. Видимо, что-то подобное происходило и с самим Тарковским, отметившим в анкете десять лучших фильмов мирового кино.
В свое время Владимир Высоцкий написал такие строки:

Так оставьте ненужные споры!
Я себе уже все доказал –
Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал.

Наверное, для многих людей лучшие книги еще лежат на полках небесной политеки, ожидая своего судьбоносного часа.


Рецензии