Папский проект Христианского государства

Евророссия Трезвый Петроград является правопреемником Церковного государства Пия IX, см.http://www.proza.ru/2014/02/19/1449

Чем ближе дата начала Восьмого Всемирного Собора в Константинополе, тем ожесточеннее будет вестись идеологиеская борьба вокруг него. Ольга Четверикова: одна из действующих лиц идеологического противостояния, занимающая антиватиканскую позицию. Четверикова относится к противоположному нам лагерю протодиакона Кураева. Она исповедует теорию заговора и выступает против идеи митрополита Никодима (Ротова)и никодимовцев о воссоединении всех Христианских церквей.
Но послушать научного сотрудника МГИМО Четверикову, учитывая демократические ценности свободы слова и приводимую в тексте фактологию, наверное, стоит.
Автор этих строк, безусловно, не согласен ни с пропагандируемыми в книге о "заговоре в Ватикане" идеями, ни с раскольническим пафосом автора.   

Итак, слово Ольге Четвериковой.

Папский проект Христианского государства глазами Четвериковой

К началу XXI столетия стало окончательно ясно, что попытки обосновать необходимость европейского единства чисто светской идеей идентичности зашли в тупик. В этих условиях возможность придать этому проекту сакрально- религиозный характер, связав его с католицизмом как с традиционным символическим ориентиром, стало приобретать особое значение. И для Ватикана, оказавшегося перед лицом глубокого духовного кризиса западного общества, это является единственной возможностью укрепить свои позиции как идейного лидера. В итоге сложилась крепкая основа для немыслимого еще недавно открытого единения Католической церкви с верхами европейского общества, заговорившими на языке евангелических проповедников.

В целях консолидации всех консервативных сил Бенедикт XVI предпринял шаги и для сближения со Священническим братством св. Пия X, объединяющим в настоящее время тысячи верных католиков и насчитывающим 491 священника, 215 семинаристов, 6 семинарий, 88 школ и 2 университета. Уже летом 2005 г. папа принял Генерального настоятеля братства Бернара Фелле, после чего последний заявил: "Мы пришли к согласию в вопросе о поэтапном продвижении в решении наших проблем". Продвижение, действительно, есть, поскольку в 2007 г. Бенедикт XVI подписал указ о возможности свободно служить Тридентскую мессу, а в январе 2009 г. было заявлено об отмене отлучения четырех епископов братства.

Этот вопрос активно обсуждался и на Берлинском собрании глав государств Европы, проходившем в том же году под председательством Ангелы Меркель по случаю 50-летия подписания Римского договора. Романо Проди накануне официальных церемоний заявил, что он желал бы, чтобы церкви получили роль консультантов и что во времена интегризма "церкви являются одним из самых стабильных элементов нашего общества". А вице-президент Еврокомиссии берлусконец Франко Фраттини подчеркнул, что "тема христианских корней должна найти свое место в повестке дня Европы, так как это означает возможность утвердить и отстаивать суть нашей европейской идентичности в перспективе религиозного пространства, которое вновь начинает утверждаться". Та же мысль звучала во многих выступлениях, в частности, Ангелы Меркель, хотя при этом чаще всего вместо христианского наследия речь шла об "иудео-христианской традиции".

В 2008 г. после последней пленарной ассамблеи епископов-членов КЕКЕС ими было опубликовано коммюнике, в котором было предложено создать внутри будущей Европейской службы по внешней политике специальное подразделение, которое будет отвечать за "религиозное измерение международных вопросов".

Что же касается проекта Единой Европы, то, как мы указывали, он всегда рассматривался Ватиканом в общей глобальной перспективе. И сегодня, когда мир оказался ввергнут в управляемый всеобъемлющий кризис и правящие элиты уже открыто заговорили о необходимости введения мирового наднационального управления, Св. Престол превратился в важнейшего участника информационно-пропагандистской кампании, направленной на обоснование создающихся новых мировых органов наднационального контроля потребностями религиозно-этического характера.





"ПРИМИРЕНИЕ" С ПРАВОСЛАВИЕМ ПОД ГЛАВЕНСТВОМ ПАПЫ

Другим главным направлением деятельности Ватикана является продолжение межрелигиозного диалога, в котором прежняя гибкость уступила место более наступательной и жесткой позиции, направленной на возвышение авторитета Католической церкви и римского понтифика. Если задачей Иоанна Павла II было привлечь к сотрудничеству с католицизмом как можно больше религий, то задача нового папы заключается в открытом утверждении в общемировом религиозном сообществе лидирующей роли Римского понтифика. В одном из своих выступлений Бенедикт XVI заявил, что "экуменический диалог остается одним из приоритетов Католической церкви, ... однако, чтобы этот диалог был действительно конструктивным, кроме открытости к собеседнику, необходима верность идентичности католической веры". А ведь важнейшее проявление этой идентичности - признание главенства папы.

В июне 2007 г. Конгрегация доктрины веры, возглавляемая кардиналом Уильямом Левадой, издала документ "Ответы на вопросы, касающиеся некоторых аспектов католической доктрины", который прояснял подлинное значение некоторых экклесиологических формулировок, содержавшихся в более ранних документах, в частности, в декларации "Dominius Iesus" (2000). В нем еще раз более четко указывается, что единственная Церковь Христова "пребывает в Католической Церкви, управляемой преемником Петра и епископами в общении с ним", что ей вверена "полнота благодати и истины", в то время как в других Церквах и церковных сообществах, не пребывающих в полном общении с Католической, Церковь присутствует благодаря только "некоторым элементам истины и святости". При этом, если протестантские церковные сообщества, как указывается в документе, в силу отсутствия таинственного священства лишены основополагающего элемента церковности и не могут называться церквами в собственном смысле слова, то в отношении православия сказано, что хотя эти церкви и обладают истинными таинствами и достойны называться "отдельными или поместными Церквами", но суть их "страдает от некого недостатка", поскольку одним из внутренне образующих начал их является "общение с Католической церковью, видимым главой которой является Римский Епископ - Преемник Петра", а по причине разделения между христианами эта "полнота вселенскости" встречает препятствия.


В 2006 г. по приглашению патриарха Варфоломея состоялся визит Бенедикта XVI в Стамбул, где они совместно молились в храме св. Георгия в Фанаре, а затем в католическом соборе Святого Духа в Стамбуле. В июне 2008 г. патриарх Варфоломей совершил официальный визит в Ватикан, а в октябре того же года молился вместе с папой в Сикстинской капелле в ходе межконфессиональной встречи, созванной для борьбы с фундаментализмом и за религиозную терпимость.

Патриарх Варфоломей активно вовлечен в мирскую общественную деятельность, выступал в Европарламенте, на международных "Пражском форуме 2000", награжден Золотой медалью Конгресса США и премией ООН "Борец за охрану Планеты Земля". В 2005 г. совместно в раввином Артуром Шнайером выступал в качестве организатора стамбульской "Конференции за мир и толерантность". 28 октября 2009 г. патриарх Варфоломей посетил синагогу Парк Ист в Нью Йорке.


Именно этот религиозный деятель претендует сегодня на то, чтобы возглавлять всех православных верующих в мире, координируя и инициируя действия поместных церквей.

Надо сказать, что уже Константинопольский патриарх Димитрий (1972-1991) объявил себя "первым среди равных Святой Православной Церкви", а папу - "первым среди равных во всей Церкви Христовой", признав его, таким образом, "старшим братом". Патриарх Варфоломей также активно предъявляет претензии на статус главы Вселенского православия, позволяя именовать себя "Первопрестольным Православия" и "духовным вождем 300 миллионов Синода Константинопольского православных христиан". При этом он использует тот факт, что Константинопольская церковь имеет крайне разветвленную структуру и включает в себя 234 зарубежные епархии с числом прихожан около 3 млн. человек (хотя в самой Турции их не более 3 тысяч), что дает ему возможность утверждать, что основной своей паствой он считает рассеянные по всему миру епархии вне его канонической территории. Наиболее крупные по численности епархии при этом находятся в США - 1750 тыс., Канаде - 230 тыс., Австралии - 320 тыс., Германии - 350 тыс., Великобритании - 200 тыс.

Идея о "Первопрестольном православия" настолько серьезно принимается Фанаром, что совсем недавно секретарь Константинопольского патриархата архимандрит Елфидофорос Ламбриниадис заявил, что "отказ принять примат в Православной Церкви, примат, который может быть воплощен только лишь первенствующим - это не менее чем ересь". Как пишет прот. Андрей Новиков, "совершенно очевидно', что представленная в словах архимандрита Елфидофороса Ламбриниадиса доктрина восточного папизма мало чем отличается от доктрины западного папизма. Надо сказать, что секретарь Синода Константинопольской Церкви перешел определенный психологический рубеж - он … прямо объявляет несогласных с ним в ереси".

В качестве же главного средства единения православия под своим началом Константинопольский патриарх рассматривает подготовку Великого Всеправославного Собора. Подготовительная работа к нему началась еще в 60-е годы по инициативе известного экумениста митрополита Никодима (Ротова), и с тех пор осуществляется на Всеправославных предсоборных совещаниях, которых состоялось уже четыре (в Шамбези в 1976, 1982, 1986, 2009 гг.), и на Межправославных подготовительных комиссиях (в Женеве в 1971 г. и в Шамбези в 1986, 1990, 1993, 1999, 2009 гг.).

Сам список вопросов, предложенный патриархом Варфоломеем, свидетельствует о том, что собор должен носить реформаторский характер. Он призван обсудить следующие темы:

1. Православная диаспора. Определение юрисдикции православных объединений за пределами национальных границ.

2. Процедура признания статуса церковных автокефалий. 

3. Процедура признания статуса церковной автономии.

4. Диптих (иерархия православных Церквей). Правила взаимного канонического признания Православных Церквей.

5. Установление общего календаря праздников.

6. Правила и препятствия для совершения таинства брака. 

7. Вопрос поста в современном мире.

8. Связь с другими христианскими конфессиями.

9. Экуменическое движение.

10. Вклад Православия в утверждение христианских идеалов мира, братства и свободы.

Совершенно очевидно, что, прикрываясь покровом соборности, Константинополь стремится реализовать собственную программу действий, включающую два направления. Во-первых, добиться такой секуляризации и либерализации церковной жизни, которая приведет к разрушению канонического строя Православной церкви - речь идет об утверждении экуменизма, введении нового календаря, второбрачии духовенства, сокращении и ослаблении постов и др. Во- вторых, утвердить свое лидерство в православии в качестве наднациональной структуры, воплощающей общецерковное единство. В этом плане обсуждение вопросов, связанных с юрисдикцией православных объединений и статуса автокефалий необходимо для достижения принятия такой модели иерархии Православных церквей, при которых резко падет значение их национальной самостоятельности, а православные общины за пределами их национальных границ будут объединены под началом Фанара.

Важно напомнить, что многие православные богословы считают, что готовящийся "Святой Вселенский собор" - это и есть тот самый отступнический "восьмой собор", о котором предупреждали наши святые отцы, среди которых был преподобный Кукша Одесский (tl964), пророчествовавший: "Последние времена наступают. Скоро будет экуменический собор под названием "Святой". Но это будет тот самый "восьмой собор", который будет сборищем безбожных. На нем все веры соединятся в одну. Затем будут упразднены все посты, монашество будет полностью уничтожено, епископы будут женаты. Новостильный календарь будет введен во Вселенской Церкви. Будьте бдительны. Старайтесь посещать Божии храмы, пока они еще наши. Скоро нельзя будет ходить туда, все изменится. Только избранные увидят это. Людей будут заставлять ходить в церковь, но мы не должны будем ходить туда ни в коем случае. Молю вас, стойте в православной вере до конца ваших дней и спасайтесь!".

Посещение патриархом Кириллом Стамбула в июле 2009 г. и ответный визит патриарха Варфоломея в мае 2010 г. в Москву изменили климат во взаимоотношениях между двумя патриархатами и, как указал глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Иларион, положили начало "новому уровню отношений, основанных на доверии и взаимных консультациях". Патриарх Варфоломей также подчеркнул, что во взаимоотношениях двух церквей открыта новая страница и что благодаря сотрудничеству экуменистов из Константинополя и ОВЦС Русской православной церкви подготовка к "Святому и Великому Собору Православной Церкви", проведение которого является его давней надеждой, подошла к завершающей стадии.

Стремясь к объединению под своим началом православного мира, Константинопольский патриархат выдвигает в качестве сверхзадачи добиться принятия православным миром идеи о папском примате. Серьезная попытка утвердить ее была предпринята в октябре 2007 г. в Равенне на десятом пленарном заседании Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-католической и Православной церквами, которое представители РПЦ вынуждены были покинуть в знак протеста против присутствия на ней Эстонской апостольской церкви. На встрече в отсутствие делегации РПЦ был принят единогласно "Равеннский документ", призванный проложить путь к восстановлению единства католиков и православных. Он представляет собой экклесиологическое заключение, описывающее церковно-административную структуру такой, какой она была до 1054 г. и какой она должна быть, по мнению авторов, сегодня. В нем через описание теоретической модели первенства и путем использования расплывчатых формулировок (что было характерно для документов II Ватиканского собора) от православных пытаются добиться пересмотра их понимания первенства в раннехристианской церкви как "первенства любви" или "первенства чести", чтобы склонить их к признанию его как некого специфического института, обеспечивающего особые права понтифика (ведь еще задолго до официального раскола Рим сформулировал учение о папе как видимом главе Вселенской Церкви). Поскольку в документе признается, что на Западе и Востоке существуют различия в понимании того, как должен осуществляться этот примат и каковы его духовные и теологические основы, вопрос о роли Римского епископа и его специфических функциях предлагается обсуждать более глубоко и серьезно.

Таким образом, тема примата навязывается православным сегодня в качестве главной темы диалога, что подтвердил и патриарх Варфоломей. Во время своего официального визита в Софию в ноябре 2007 г. в интервью болгарскому телевидению он заявил, что в настоящее время диалог между православными и католиками "сосредоточен на том, каково место римского папы в структуре всей христианской Церкви - какова его роль, власть и полномочия" и что "если мы с помощью Божьей придем к согласию с Католической церковью в том, что касается значения термина "первенство", каким оно было в первом тысячелетии, то Вселенскому патриарху не составит труда признать первенство Римской кафедры и занять второе место, то, какое он занимал до раскола".

В октябре 2009 г. на Кипре на очередной встрече Смешанной комиссии по богословскому диалогу, обсуждение вопроса "о роли епископа Рима в единстве Церкви в первом тысячелетии" было продолжено. Среди новшеств этой сессии было присутствие русских представителей Смешанной комиссии во главе с митрополитом Иларионом. Здесь был рассмотрен проект документа, выработанного не самой Смешанной комиссией, а ее координационным комитетом на Крите в 2008 г. (так называемый "Критский документ"). Однако в силу различий в толковании участниками обеих сторон главного вопроса и в позициях отдельных Православных автокефальных церквей дискуссии оказались болезненными, итоговый документ принят не был, так что тему оставили открытой для обсуждения до следующей встречи.

Так, митрополит Иоанн Зизиулас (Константинопольский патриархат), в частности, заявил: "Не существует облаков недоверия между нашими двумя Церквами. Наши предшественники и, особенно, главы наших Церквей, как с католической, так и с православной стороны, подготовили путь к дружеской и братской дискуссии... Если мы будем продолжать в том же духе, Бог найдет путь к преодолению всех оставшихся трудностей, и приведет наши Церкви - самые древние Церкви ...к полноте общения". Он также признал, что в ходе дискуссий они "обнаружили", что в первом тысячелетии существовало признание особой роли, которую Римский епископ играл в Церкви, и что если православные усилят свое понимание примата, а католическая сторона - свое измерение соборности, то "результат будет близок к концепции Церкви, объединенной в своей основной структуре по правильному пути".

О том же фактически говорил и архиепископ Курт Кох, глава Папского совета по содействию единству христиан. Сконцентрировав свое внимание на необходимости обогащения друг друга за счет сильных сторон - православной соборности и католического примата, он подчеркнул: "Разумеется, для Католической Церкви невообразимо единство без Римского епископа. Причина этого в том, что Римский епископ - это вопрос не только организационный, но и богословский. Диалог именно о том, какую форму могло бы принять такое единство, должен интенсивно продолжаться. Единство означает, что мы рассматриваем друг друга как в полной мере Церкви-сестры. Точно так же, как (католическая) Церковь в Вене является Церковью-сестрой Церкви в Базеле, так и Православная Церковь будет для нас сестринской Церковью".

Таким образом, медленно, но последовательно Ватикан продвигается к своей цели, добившись на настоящий момент главного - что идея папского примата … не только не подвергается разоблачительной критике, но занимает центральное место в православно-католическом диалоге, в котором Св. Престол выступает в качестве ведущей стороны и занимает крайне наступательную позицию.


Рецензии
Этот текст опровергает папский заговор, так как утверждает пост православного антипапы при имперском покровительстве
http://www.proza.ru/2015/11/25/244

Анатолий Обросков   04.12.2015 23:53     Заявить о нарушении