Музыкальный фестиваль утопии и свободы

              МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ УТОПИИ И СВОБОДЫ
 
10 сентября 2010 года в Бонне открывается очередной, ставший давно традицией, Бетховенский фестиваль. Это граждане Бонна, музыкальная общественность мира и благодарное человечество выражают свою признательность великому сыну города. На несколько недель (до 9 октября) Бонн превращается в огромную музыкальную сцену.

 К 2020 году, году 250-летнего юбилея Людвига ван Бетховена, в Бонне намечено соорудить новый концертный зал для проведения Бетховенских фестивалей – в нём должны сочетаться  акустика высокого качества с прекрасной архитектурой.  А в рамках нынешнего фестиваля пройдут 67 концертов на 24 сценах в Бонне и его живописных окрестностях. Сценой становятся не только Бетховенхалле, Шуманхаус и Бетховенхаус, но и площадки музеев, различных дворцов, правительственные резиденции и кирхи.

              Девизом фестиваля в 2010 году является выражение „INS OFFENE. Utopie und Freiheit in der Musik“. Наверное, по-разному можно перевести краткую цитату „INS OFFENE“ из элегии поэта Гёльдерлина („Der Gang aufs Land“) – «В открытое, в бесконечное, в безграничное, в беспредельное». И наверное это всё это имеет отношение к «утопии и свободе в музыке», всегда существующим и царящим в ней. И нет им предела, нет границ – всё можно высказать языком  музыки, всё можно отразить в ней – любое явление, чувство, движение души, желание. Недаром на афише к фестивалю изображена лестница, уходящая ввысь, в никуда(?), в бесконечность,  в космический простор.

Конечно, на фестивале, в первую очередь, очень много внимания уделено творчеству Бетховена. Будут исполнены и симфонии,  и концерты, и сонаты и многое другое, написанное композитором. Центральным звеном являются два бетховенских цикла, на этот раз - не симфоний, а фортепианных трио и скрипичных сонат. Камерная музыка – настоящая"королевская дисциплина" для истинных музыкантов. И потому неудивительно, что в Бонне на  фестивале для зрителей выступят такие замечательные инструменталисты, как пианистка Хелен Гримо, скрипачи Рене Капусон,  Лиза Батиашвили, Каролин Видман, виолончелисты Соль Габетта,  Ян Фоглер. В первую очередь, это свительствует о высоком художественном уровне фестиваля.

Наряду с произведениями выдающегося  классика, на Бетховенском фестивале  прозвучит музыка сочинений других немецких композиторов. Антон Брукнер, Иозеф Гайдн, Густав Малер, Франц Лист, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт, Франц Шуберт  предстанут во всём музыкальном блеске перед зрителями. Нынешний год – год 200-летнего юбилея выдающего композитора  Роберта Шумана. И можно без преувеличения сказать, что центр тяжести программы нынешнего фестиваля – произведения Шуберта.  Именно ему посвящены концерты многих исполнителей – фортепианные и скрипичные трио, сонаты для фортепиано, циклы песен на стихи известных немецких поэтов.
               
Бетховенский фестиваль давно приобрёл международное значение. В немалой степени этому способствовала интернациональная стратегия интенданта фестиваля Илоны Шмиль. Понятно, что такие композиторы, как Джузеппе Верди и Фридерик Шопен, Джакомо Пуччини и Антонин Дворжак, Жорж Бизе и Бенжамин Бриттен, и многие другие давно перешагнули национальные границы, их  сочинения  также прозвучат на музыкальном празднике 2010 года. И, конечно, ни один Бетховенский фестиваль, как и нынешний, не обошёл стороной русских композиторов – Сергея Прокофева, Сергея Рахманинова, Дмитрия Шостаковича. Их любят исполнять музыканты, их хочет слышать благодарная публика. Исполнители и музыкальные ансамбли также отражают географию планеты.

             Дирижер Пааво Ярви представит свою новую работу с оркестром Немецкой Камерной филармонии Бремена – цикл симфоний Роберта Шумана. Собственно говоря именно этот оркестр начинает 10 сентября в Бетховенхалле пламенный, блестящий старт фестиваля. У рояля замечательная пианистка Нелен Гримо.

           Петер Ружицка, композитор, дирижер и бывший художественный руководитель Зальцбургского фестиваля в течение четырех концертных вечеров представит свой «музыкальный портрет» - произведения разных лет, а также два сочинения, написанных по специальному заказу фестиваля, наиболее полно отражающие девиз фестиваля – утопию в музыке без границ. Виолончельный концерт «Через границы» Ружицка называет "эскизом к будущей опере о жизни и смерти". Кстати, при исполнении 9-й симфонии Бетховена ( в интерпретации Малера) дирижёр также делает акцент на утопию. «Обнимитесь, миллионы» - извечная и едва ли достижимая мечта человечества!

Утопический срез общества будущего, описанного Томасом Мором в романе «Утопия» (задолго до Маркса и Энгельса),  продемонстрируют «The King`s Singers»  (Королевские певцы»): наверное публика отметит и миролюбие, и добродушие, и демократическое начало, и иерархию общества, и его ориентацию на образованность, и коммунистические идеалы, и империалистические цели. Прекрасный старый мир двигался от композиторов мадригалов до модерновой музыки: вот такую взрывоопасную смесь всемирно известная a-capella-Gruppe создала  исключительно для Бетховенского фестиваля.

Любители оперетточных мелодий смогут услышать в исполнении ансамбля «Herbert Lippert und seine Philarmonische  Freunde» («Герберт Липперт и его филармонические друзья») отрывки из оперетт композиторов Оскара Штрауса, Роберта Штольца, Франца Легара, Имре Кальмана и др. Герберт Липперт является известным оперным и оперетточным пецом. Он и его друзья сердечно и с пониманием  в 21-ом веке исполняют отрывки из оперетт.
 
Как может нынешний век обойтись без модерновой музыки, без новаций при исполнении классических произведений? Несравненный  свинг-барабанщик Чарли Антолини  в очередной раз отдаст дань власти джаза. Нью-йоркский Камерный оркестр «Knights» («Рыцари») завоёвывает классическую музыку современным оружием. В первом отделении концерта  публика услышит фрагменты из произведений Бетховена, Шостаковича, а затем приходит черёд стилизаци  музыки этих и других композиторов в ритме танго, вальса, клезмера, рокка.

Как обычно, на фестивале представлены и молодёжные коллективы. Можно воспользоваться случаем, чтобы послушать впервые выступающую в Европе Терезу Каррено с Молодёжным оркестром из Венесуэлы, а также  Симфонию Гелиополис в исполнении Молодёжного оркестра Бразилии. Хрустальные голоса детского хора «Щедрик» девочек из Киева «строят мосты между народами»: вот уже 38 лет они исполняют песни разных эпох и народов на языке оригинала. На празднике музыки они проявят своё мастерство, исполняя произведения Генделя, Шуберта, Регера, Канчелли и др.

Как всегда, будет  много вокала – ведь немало музыкальных произведений написано для исполнения с участием голоса: сопрано Кристианы Карг и тенор Лотара Одиниуса прозвучат в сочинениях Шумана; баритон Дитриха Геншеля и сопрано Мойки Эрдман – в произведениях Ружицки; замечательное созвездие исполнителей (сопрано Летиции Шерер, тенора Кристиана Эльснера, баритона Маркуса Айхе, баса Герда Гроховского) – в «Сценах из Фауста» Шумана. Этим творением композитора уже после смерти Шумана  наслаждалась его жена Клара Шуман « как редко случалось в жизни» (из письма  Иоганнесу Брамсу).
 
9 октября состоится  закрытие фестиваля  в Бетховенхалле. Он буде завершён исполнением  7-ой симфонии Бетховена. У дирижёрского пульта – прославленный мэтр, 85-летний Сир Мелвилл Маринер.

           Всего не пересказать, не описать, всех исполнителей не представить. Но чтобы ни посетил ценитель или любитель музыки, он встретится с прекрасной музыкой, услышит блестящих исполнителей. Ведь это Бетховенский фестиваль!


Рецензии