Моцарт и Пушкин. Сходство. Масонство. 7

 

            ГЛАВА 5
     СХОДСТВО ПУШКИНА И МОЦАРТА

               
             ЧАСТЬ 7

            МАСОНСТВО


    Оба состояли в масонах. Пушкин  кратковременно, Моцарт - весьма основательно до конца своих дней.
    Находясь в Кишиневе в ссылке, Пушкин примкнул к масонам, а затем, как следует из последних материалов, не просто вышел из масонства, но и принципиально разошелся с ним.
    Моцарт, напротив, в юношестве негодовал против Вольтера и написал отцу по поводу его смерти: Безбожный архизлодей  Вольтер умер как собака. ("The ungodly arch-villain, Voltaire, has died like a dog,"), но впоследствии вступил в масоны и до конца дней своих был искренне привержен организации и ее идеям.
    Рассмотрение пушкинского масонства довольно сложно, все, что мы знали о Пушкине в советский период, было примитивно однозначно - Пушкин против царизма, символизированное одой Вольность:

Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.
...................................
Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!

    В реальности, после лет, проведенных в ссылке в Михайловском, после восстания декабристов, после разговора с Николаем 1, вернувшим его из ссылки, взгляды Пушкина, возможно, стали в какой-то степени менее радикальны и более консервативны.

    Борис Башилов в статье «Пушкин и масонство» пишет (Интернет):

   «Тот, кто пишет историю русского масонства, не может пройти мимо Пушкина. И не потому, что, поддавшись увлечениям своей эпохи, Пушкин, как и многие выдающиеся его современники, был масоном, а по совершенно иной причине: потому что Пушкин, являющийся духовной вершиной своей эпохи — одновременно является символом победы русского духа над вольтерьянством и масонством. Если подавив заговор декабристов Имп. Николай I, тем самым одержал победу над силами стремившимися довести до логического конца начатое Петром I дело европеизации России, то к этому же самому времени самый выдающийся человек России — Пушкин одержал духовную победу над циклом масонских идей, во власти которых он одно время был».
 
    Он далее пишет, что
Пушкин в молодости находился в окружении масонов и под их сильным влиянием. Отец поэта Сергей Львович и его дядя Василий Львович были членами масонских лож. Библиотека отца, на которой воспитался молодой Пушкин, хорошо представляла идеи масонства.
    Царскосельский лицей был распространителем масонских и вольтерьянских идей, идей гражданских свобод и гражданских прав.
Несколько преподавателей лицея были масонами и вольтерьянцами. Преподаватель Гауеншильд состоял в той же самой ложе иллюминатов “Полярная Звезда”, в которой одно время состоял и М. Сперанский, написавший Проект Царскосельского лицея. Профессор Кошанский был членом ложи “Избранный Михаил”, членами которой также были Дельвиг, Бестужев, Кюхельбекер, Измайлов. Нравственную философию и логику Куницын излагал в духе французской просветительной философии. А французский язык в лицее преподавал... родной брат знаменитого тирана французской революции... Марата.
    Не лучше, как известно, был и “дух” Петербургского образованного общества, среди которого приходилось бывать Пушкину-лицеисту. Пушкин познакомился с офицерами, стоявшего в Царском селе Лейб-Гусарского полка Чаадаевым, Н.Н. Раевским, Кавелиным, и все они оказались поклонниками французского вольномыслия. В литературном кружке “Зеленая лампа” юный Пушкин познакомился со многими декабристами,(так как “Зеленая лампа” был только тайным филиалом тайного “Союза Благоденствия”). Вступив позже в члены литературного общества “Арзамас”, Пушкин вступил в общение с будущими декабристами М. Орловым, Н. Тургеневым, и Никитой Муравьевым. С какими бы слоями образованного общества не сталкивался юный Пушкин, всюду он сталкивался с масонами или вольтерьянцами или людьми, воспитавшимися под влиянием масонских идей.
    После такой подготовки, нескольких лет в Москве в качестве кумира вольнодумства, короля эпиграмм, Пушкин был сослан на юг в Кишинев.
Там он попадает уже в чисто масонскую среду. От политического, вольнодумства его должен был исправлять по поручению властей И. Н. Инзов.
А Инзов сам был масоном, член Кишиневской ложи “Овидий”. Кишиневские масоны вовлекли Пушкина в масонство, и 1821 году он стал членом ложи «Овидий».

В сохранившемся отрывке Кишиневского дневника Пушкина имеется запись: 

   “4 мая был принят в масоны”. “Я был масоном, — пишет позже Пушкин в письме к Жуковскому, — в кишиневской ложе, т.е. той, за которую уничтожены в России все ложи” (Пушкин в данном случае говорит о запрещении масонских лож Имп. Александром I).

   Пушкин встречался со многими масонами и видными участниками масоно-дворянского заговора декабристов: Раевским, Пестелем, С. Волконским и другими, с англичанином-атеистом Гетчинсоном. Он переписывается с масонами Рылеевым и Бестужевым. Направленный на юг исправляться от привитого ему в лицее политического вольномыслия Пушкин, наоборот, благодаря стараниям масонов и декабристов, оказывается захваченным политическим и религиозным вольнодумством даже еще больше чем в Петербурге. Только в эту короткую пору его жизни мировоззрение Пушкина и носит определенные черты политического радикализма. Но эта пора продолжается недолго.

    Новые веяния, однозначно осуждающие масонов  и декабристов, можно понять как реакцию на их однозначное же одобрение в советские времена. Новые или точнее сказать  не использованные материалы о декабристах и масонах,
 помогают оценить их правильнее, но уже в свете уроков прошедшей истории. История эта показала, чио все революции приводили к чудовищным кровопролитиям никак не оправдывающим достигнутые результаты. К чести Пушкина, обладающего ясным и трезвым умом, нужно сказать, что он не был уже в его зрелые годы сторонником таких действий.

    Князь П. Вяземский, один из ближайших друзей Пушкина, лучше других
знавший политическое мировоззрение Пушкина и декабристов, писал в
критической статье о поэме Пушкина "Цыгане":

   « На политическом поприще, если
оно открылось бы пред ним, он без сомнения был бы либеральным
консерватором, а не разрушающим либералом. Так называемая либеральная
молодая пора поэзии его не может служить опровержением слов моих.
Во-первых, эта пора сливается с порою либерализма, который, как поветрие,
охватил многих из тогдашней молодежи.Пушкин непосредственно любил и
ценил начало свободы. И в этом смысле он был либералом.
Но Пушкин также непосредственно ощущал, любил и ценил начала власти
и его национально-русское воплощение, принципиально основанное на законе,
принципиально стоящее над сословиями, классами и национальностями,
укорененное в вековых преданиях, или традициях народа. Государство
Российское, в его исторической форме - свободно принятой народом
наследственной монархии. И в этом смысле Пушкин был консерватором".
"Главным мотивом Пушкинского "консерватизма" является борьба с
уравнительным демократическим радикализмом, с "якобинством".

   Все же отход Пушкина от масонства тоже нельзя описывать однозначно. Слишком глубоко и широко идеи масонства пропитывали культурную элиту России и слишком глубоко и широко идеи масонства пропитывают творчество Пушкина.

   Всеволод Сахаров в  статье "Поэт и "Дети вдовы" пишет:

   "Пушкин, иронически обыграв в «Евгении Онегине» грибоедовское (точнее, народное, ибо так называли его тверские крестьянки) словечко «фармазон», указал на всю опасность обывательски-истеричного подхода к этой таинственной странице его биографии. Поэт лучше нас знал и понимал русское и мировое масонство, его культурную роль и значение. Поэтому нам следует больше внимания уделять не членству юного Пушкина в ордене вольных каменщиков и его связям в этой замкнутой влиятельной среде, а непростой судьбе масонских идей в творческом сознании и произведениях великого русского поэта".
 
   Отношение Пушкина к масонству и декабристам большая и сложная тема, выходящая за рамки этой главы - подчеркнуть СХОДСТВО Пушкина и Моцарта.
   В последних работах о масонстве в России несколько переакцентировано негативное значение масонства, и слишком подчеркивается отход Пушкина от него.

    Желающим узнать больше об этом я рекомендую детальнейшую и итересную статью Бориса Башилова "Масоны и заговор декабристов", которую легко найти на интернете.

    Хочу привести свой собственный опыт столкновения с американским растущим разрушительным либерализмом. Современный либерализм, в некотором смысле, продолжает действовать по инерции и прекратил свое прогрессивное воздействие на общественное развитие, потеряв связь с экономическими возможностями общества. Либералы фанатично требуют все больше свобод и прав, и превратились в оторванных от жизни глашатаев идеи, не понимая, что никакие свободы и права не существуют сами по себе, априори, а есть  всего лишь следствие развития экономических возможностей общества.

   Исходя из этого моего опыта, и зная многое о пушкинском образе мышления, я вполне принимаю точку зрения Вяземского, что Пушкин был в последнии годы своей жизни либеральным консерватором.


         МОЦАРТ

   Масоном был Муж Марии Терезии  Франциск 1. После его смерти Мария Терезия запретила масонство, но ее сын Иосиф II, покровитель Моцарта, вновь разрешил масонство. Моцарт присоединился к ложе под названием Zur Wohlthatigkeit, что в переводе с варварского немецкого обозначает желание к доброте и милости.
14 декабря 1784 года Моцарт вступил в ложу (28 лет), в которой находились многие его друзья. Моцарт вовлек в нее своего отца и Гайдна, что говорит об его серьезном участие в делах ложи. Он не пропускал собраний, участвовал во всех ритуалах и, естественно, писал регулярно музыку для важнейших событий ложи. Музыка эта высоко ценилась членами ложи, многие из которых были истинными почитателями таланта Моцарта.
Об одном из таких событий Моцарт написал:

    «Они сошли с ума от моей кантаты! Если бы я не знал, что написал вещи получше, я должен бы подумать, что это мое лучшее произведение».

   Масонские символы присутствуют в "Волшебной флейте".
   Несмотря на свое масонство, Моцарт оставался искренне привержен католической церкви, хотя церковь не была столь же лояльна к нему. Его масонство послужило причиной колебаний священника, вызванного сестрой Констанцы Софи Хэйбл к умирающему Моцарту. (Подобная ситуация и была у Пушкина - см. Часть "Стихийно религиозны").

   Именно масонская ложа провела поминальную церемонию, достойную памяти Моцарта через несколько дней после похорон.

   Мэйнард Соломон (Maynard Solomon, "Mozart") пишет, что
идеализм масонства, не догматический подход к религии, учение о саморазвитии и духовном подъеме, гуманистических и просветительских устремлениях, идеалах равенства, свободы, терпимости и братства были привлекательны для Моцарта.
 
В кантате К.619 имеются такие строчки:

   «Ты, кто благовеет перед Создателем безграничной вселенной, называешь его Иегова или Бог, называешь его Фу или Брама. Слушай! Слушай слова трубного зова Всемогущего! Звучащие по всей земле, луне, солнцу, их звучание вечно».

   В братстве ложи он обрел то понимание и уважение к себе, которого был лишен под властью Коллоредо. (Это самое важное, на что следует обратить внимание в этой главе, как общность Пушкина и Моцарта).

   «Масонство ясно отвечало на многие страстные устремления Моцарта: интерес к таинственности и просвещению, поискам знания и красоты, фантазии и братства.
Принадлежность к масонам у обоих очевидно было результатом их недовольства социальным порядком. Но частично это и следствие слабости характеров – отсутствие претенциозности и желанием заменить это принадлежностью к организации». 

                *      *      *

   Еще одно маленькое сходство.
   Одного дразнили в лицее французом, и умер от смертельной раны, полученной на дуэли с французом; другого называли итальянцем, и умер, отравленный итальянцем (хотя и по легенде), но и вправду страдал от итальянского засилья и интриг.


Рецензии
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.