Первый скульптор Вятки
Тем, кто хоть мало-мальски интересуется историей Вятки больше известно имя Петра Клобукова – предпринимателя, владельца магазинов, члена Вятской городской думы, мецената. Гораздо меньше знакомо имя его жены – Зинаиды Клобуковой.
Тем не менее, ее биография очень интересна: Зинаида Дмитриевна родилась в 1889 году,
пережила первую мировую войну, Октябрьскую революцию, национализацию, репрессии, ссылку, Великую отечественную войну, культ личности Сталина и дожила до хрущевской оттепели.
Жизнь ее начиналась прекрасно: она вышла замуж за богатого человека и получила возможность заняться любимым делом – учиться мастерству скульптора. Она не пытала счастья поступить в высшие учебные заведения, а брала частные уроки у признанных мастеров искусства А.Голубкиной, Н.Аронсона, С.Огородникова, Н.Хохрякова. Не отказывали в помощи и А.Рылов, братья Васнецовы.
Одновременно супруги меценатствуют, приобретая работы вятских художников. Так в феврале 1907 года к 10-летию свадьбы Петр Клобуков по выбору жены покупает и дарит ей одну из лучших работ Николая Хохрякова «Интерьер с распахнутым окном. Весна».
Когда началась первая мировая война, Клобукова на собственные средства оборудовала в особняке Т.Булычева госпиталь для раненых солдат, а сама служила там сестрой милосердия. Несмотря на то, что у нее была большая семья, она была очень энергичной и предприимчивой женщиной.
Октябрьская революция нарушила привычный ход ее жизни и изменила налаженный быт. Дома ее отца и мужа были национализированы, разорены, а ей из-за своего социального происхождения (ее отец Дмитрий Абрамов был управляющим Вятского отделения Волжско-Камского коммерческого банка) вместе с четырьмя детьми и больной матерью первое время пришлось скрываться в Яранске.
Однако благодаря ходатайству А.Луначарского мастерскую ей удалось сохранить, и Зинаида Дмитриевна открыла в ней скульптурную студию, где обучала будущих художников (студия стала основой Вятского художественно-промышленного техникума). В мастерской проводились литературные и музыкальные вечера, здесь собиралась художественная интеллигенция Вятки, которая положила также начало созданию художественного музея.
В 50-е годы Клобукова писала: «Прошло полвека со дня основания музея, пожалуй, остались в живых только Н.Г.Машковцев да я. Какая же радость для нас, стариков, сознавать теперь, что наше начинание не погибло, а выросло и стало крупным очагом культуры».
В 1923 году Клобукова с детьми переезжает в Москву и увозит с собой многие произведения, в том числе, например, и свой мраморный бюст работы А.Голубкиной, который она выкупила у нее в 1915 году. В это время она знакомится с В.Брюсовым, И.Шадром, С.Меркуловым и другими деятелями искусства.
В 1937 году Клобукову арестовывают и отправляют в Сибирский лагерь НКВД. Зинаида Дмитриевна пишет письмо Н.Крупской с просьбой принять участие в ее судьбе, та активно помогает, и через два года ее освобождают, но ссылают в Узбекистан, где она живет и работает всю войну вплоть до 1945 года. В 1944 году за создание скульптурного образа Кемпир, символизирующего национальный этнос Каракалпакии, Клобукова получает звание «Заслуженный деятель искусств Каракалпакской АССР».
После войны Зинаида Дмитриевна возвращается в Москву и занимается станковой, монументальной и парковой скульптурой. Кроме того, она открывает керамическую мастерскую по изготовлению ваз, в росписи которых использует сюжеты из русских сказок. Много времени, сил и средств вкладывает она в создание музеев своего любимого скульптора Анны Семеновны Голубкиной в Москве и на ее родине в Зарайске.
К слову сказать, обе художницы неоднократно портретировали друг друга. Так Голубкина создавала портреты красавицы Клобуковой в глине, гипсе, дереве, наконец, в мраморе. Та в свою очередь всегда помнила слова своей наставницы: «Не будьте плохой Голубкиной, будьте хорошей Клобуковой, умейте сохранять все, что у Вас есть ценного».
Зная биографию Зинаиды Клобуковой, можно оценить и экспозицию в доме-музее Хохрякова. Впервые скульптуры Клобуковой выставлены вместе с живописными и графическими работами ее учителя Николая Хохрякова (с которым, кстати, она состояла в отдаленном родстве). Так, например, вы увидите «Интерьер мастерской с распахнутым окном. Весна», подаренный Клобуковым своей жене.
На выставке представлены скульптурные детские портреты дочери и сына Клобуковой, скульптура под названием «Тревога», которая символизирует материнские беспокойство и тревогу о судьбе сына-мальчика, а также барельеф с портретом Надежды Крупской и графические портреты Голубкиной.
Кроме того, интересны будет и фотографии самой Зинаиды Дмитриевны Клобуковой и ее родных и близких, а также другие документы эпохи. Все, что сумела сохранить семья – письма, документы, фотографии – это тот материал, который сегодня позволяет по крупицам восстанавливать страницы жизни и творчества З.Клобуковой.
В заключение скажу, что дом-музей Николая Хохрякова и его директор Татьяна Малышева больше 20 лет поддерживают дружеские связи с внучкой Зинаиды Дмитриевны – Элеонорой - и ее детьми. В день рождения,16 октября, они приедут в гости к кировчанам чтобы отметить памятную для них и для Вятки дату.
На фото: Портрет дочери. З.Клобукова.
Опубликовано в газете "Новый вариант" 8 октября 2914 года.
Свидетельство о публикации №214100801796