Как создаются читатели

      В  Советском  Союзе  не было  проблем  с читателями!   Помню, примерно  в  1954  году  я  простоял  в библиотечной очереди  почти полчаса, чтобы сдать прочитанные  книги и получить  что-то для  очередного чтения. И давались тогда книги всего на две недели!  И  свободного  доступа  к  книжным  стеллажам  не было... 
      А сейчас   библиотекари  встречают   чуть ли не с  объятиями  каждого посетителя, надеясь,  что он станет читателем  этой библиотеки.  Грустно и печально…
     Лет двадцать тому  назад  Роман  Георгиевич   Ладейников,   мастер  одного из  московских заводов , досадливо  поморщился, когда я  спросил , что читают его дети.  Жил  он  на первом  этаже  старого  дома  в Крапивенском  переулке,  и  он показал  мне   на группу  подростков, стоявших    во дворе.  «Вот и всё  их постоянное чтение!».   «Как  же так, Роман,  ты с женою  всегда были ненасытными  книгочеями…Неужели ваши дети…»  Роман перебил меня  :   «Не знаю,  в чём дело. Не всегда  у  любителей чтения  дети  любят чтение.   Одна  надежда  на внуков.   Я  даже  хобби себе завёл  весьма любопытное  :  изучаю    причины и обстоятельства,  которые  делают человека  читателем. Надеюсь, что это     увлечение поможет мне  приучить внуков  к чтению.  Хочешь посмотреть?»  Разве возможно отказаться от такого   предложения?   
      И я  погрузился  в чтение  интереснейших  записок. Рассказывать о технике  увлечения Ладейникова  скучно, лучше я  приведу всего одну  запись из его огромного  собрания .  Вот эта запись  :
     « Какое множество  персонажей  создано  нашим  писателем Антоном Павловичем Чеховым  (1860-1904) !   В  рассказе  «Хороший  конец»  (  25  июля   1887  года)    изображены  52-летний  холостяк  обер-кондуктор Стычкин   и   « Любовь  Григорьевна,    солидная,  крупчатая  дама  лет  сорока,  занимающаяся  сватовством  и  многими  другими делами,  о  которых  принято говорить  только  шёпотом». 
      Какими, интересно , другими делами  занимается  эта сваха?  Об этом можно судить    по  словам самой  свахи  ,  обращённым   к  Стычкину  :   «Ну, а того,  батюшка…по  холостой  части  тебе  не требуется?  Хороший  есть товар.   Одна   французенка,  а  другая  будет  из  гречанок.  Очень  стоящие".   Кондуктор  подумал  и  сказал  : «Нет, благодарю вас»…
      …сваха  раскраснелась  и, стыдливо  глядя на него,  спросила    :   «А вы сколько  получаете,  Николай  Николаич?  «Я-то?  Семьдесят пять рублей, помимо  наградных…Кроме  того,  мы  имеем   доход    от   стеариновых  свечей  и  зайцев».    «Охотой  занимаетесь?».    «Нет-с,  зайцами  у  нас  называются   безбилетные  пассажиры».
     После  этой  записи Ладейников сделал приписку  :  «Опытного  читателя   восхищает  любая  фраза  в  произведениях  Чехова. А как быть с  подростками?  Вызовет ли  у  них интерес  рассказ  Чехова?. Что получится  -  не  знаю.  18   октября   1995  года».
                *****
    Читая   собрание  Романа Георгиевича   об  обстоятельствах,  при  которых  люди  стали  увлечёнными  читателями,   я  почувствовал  сомнение   :  а  существует ли общий рецепт,  с  помощью  которого   можно   вызвать  у  человека  любовь  ко  чтению.  .  Тогда напрашивается грустный вывод: невозможно  выработать  общую рекомендацию,  которая могла  бы  приучить людей  к  чтению.   И  тут  же  последовало  другое,  крайне  неприятное  для  меня  предположение  :  а  может и нет  никакой  трагедии  в  том,  что какая-то часть человечества  останется  равнодушной  к  чтению?    

    Так ли это?   


Рецензии
Вы знаете, некая закономерность есть. Но где кроются ее корни не понятно... Мои родители читают все, что им не попадись. Преференции какие-то у них, конечно, есть, но даже если книга не понравилась, они не могут бросить и читают до конца. Плюются потом, но читают. Я - старшая дочь, читать люблю. Избирательно очень, и если книга не понравилась, то без зазрения совести бросаю. Читаю сейчас не много, но маленький ребенок не оставляет особого выбора. У меня также есть брат и сестра. Брат на 6 лет младше и он не читает вообще!!! НИЧЕГО!!! ни при каких обстоятельствах! Заставить невозможно. Более того, получив высшее образование в МИФИ!, он даже в слух читает очень медленно... Кошмар какой-то. Сестра младше меня на 13 лет (брата соответственно на 7) и она тоже читает взахлеб, но все подряд, как и я, читать не будет. Мы с мужем считаем, что т.к. рождение брата пришлось на перестроечное время, что-то не сложилось у этого поколения, может сбой какой, и вот результат. Его друзья - одногодки такие же. Волей-неволей задумаешься...

Ксения Панина   28.10.2014 09:59     Заявить о нарушении