Гуманитарный подход

Историю надо знать, чтобы не повторять её ошибок. А как привить ученикам с юных лет, что история – одна из глобальных наук, необходимых современному человеку, краеведение – это увлекательнейшее занятие? Людмила Михайловна Марьянина, учитель истории и обществознания ОСОШ №3, лауреат районного конкурса «Учитель года», успешно решает эти задачи.

Людмила Михайловна – неоднократный участник профессиональных конкурсов районного и областного уровня, победитель районного конкурса «Учитель года» представляла свой опыт в рамках приоритетного нацпроекта «Образование».

– Людмила Михайловна, каков круг Ваших профессиональных интересов? Конечно, это не только история?
–Предметы школьного обществоведческого цикла – это не только история, но ифилософия, политология, экономика, право. Поэтому круг интересов очень широк, и с развитием общества, сфер жизнедеятельности, он расширяется. Предметы обществоведческого цикла очень сложны, интерес к ним у ребят с каждым годом растёт, приходится постоянно совершенствовать методы преподавания этих предметов. Изучая историю, постоянно обращаемся к событиям современности. Тем и проблем, способствующих воспитанию патриотизма, гражданственности более чем достаточно. Актуальным является правовое и экономическое направление в работе с обучающимися. Это объясняется прикладным характером этих дисциплин. Школа является пилотной по реализации курса «Основы малого бизнеса». Правовое воспитание и образование  имеют давнюю историю в школе, результаты этой деятельности – в многочисленных победах разных поколений учеников, в огромном количестве специалистов, работающих в этих сферах. На смену традиционным способам  повышения экономической и правовой грамотности приходят новые – дистанционные. Своей задачей вижу способствовать этому процессу, ориентировать своих учеников в интернет-пространстве с этой целью. Ребята участвуют в многочисленных олимпиадах, конкурсах, проходят дистанционные курсы.

– В чём секрет успеваемости ребят?
–Высокие показатели в учёбе своих учеников  я могу объяснить не столько применяемыми педагогическими технологиями, сколько  интересом ребят к моим предметам. Моя задача состоит только в том, чтобы его поддерживать. Проектная деятельность, проблемное обучение, игровые технологии этому способствуют. Большую роль здесь играет внеклассная работа по предметам, участие в предметных олимпиадах, конкурсах. В выпускниках, которые выходят на ЕГЭ по истории, обществознанию, я всегда  уверена, случайного выбора эти ребята не делают.

– В каких конкурсах участвуют Ваши ученики и кого можно назвать?
- Направлений работы у обществоведов много. Традиционным стало участие в молодёжных чемпионатах по истории, обществознанию, интеллектуальных олимпиадах «Наше наследие», «Олимпус», по основам православной культуры, по защите прав потребителей, в избирательной олимпиаде, конкурсе «Знаток Конституции». В каждом классе, где я работаю, есть ребята, которые готовы участвовать в этих состязаниях. С благодарностью за сотрудничество со мной  назову имена выпускников: О.Челик, Л.Акуева, Е.Мыгаль, А. Ареповский, Д.Черникова, А.Сафронова. Мои нынешние соратники – Е. Залуцкая, А. Галий, С.Лысенко, А.Пустоварова, А.Песковская, А. Бокова, В.Даниленко, Ю.Божинская и многие другие.
Свою задачу я вижу не в том, чтобы обязательно добиться победы в том или ином конкурсе, а создать у ребёнка ощущение успешности, приобщить к интересному делу, помочь найти свое место в коллективе, внушить уверенность в успехе.

– Расскажите подробнее о краеведческой работе.
– Краеведческой работой я увлечена ещё со школьных лет. Наставниками считаю моих учителей-историков Нину Васильевну Оленченко и Александра Петровича Изварина, педагогов Глушко Марию Петровну и Нелли Николаевну Годун. Теперь понимаю, какой бесценный материал мы – школьники собирали под их руководством. Но, к сожалению, сохранить его должным образом не смогли. В качестве руководителя  кружка  «Юный краевед» работаю третий год. Определены направления работы, основное – это, конечно, приближающийся юбилей Победы. Есть некоторые успехи: победы в районном конкурсе «Отечество» (А.Галий, Т.Лесник), участие в финале этого областного конкурса (А.Шахиев), две победы во Всероссийском конкурсе исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории» (Д.Марьянина).

– Вы классный руководитель - расскажите об этом.
– Было время, когда я «отдыхала» от классного руководства. Очень переживала это время, буквально чувствовала себя в школе «лишним» человеком. Классное руководство – это огромное поле деятельности. С классами мне везет: дети самостоятельные, инициативные, родители понимающие, большие мои помощники. Много путешествуем, проводим интересные мероприятия, организуем встречи с интересными людьми. Чувствую себя нужной своим детям и родителям. Это очень обязывает. Даже работой это назвать трудно, это – жизнь.
 
– Ваша дочь идёт по Вашим стопам – изучает историю.
– Всем ребятам, желающим участвовать в проектой деятельности, я стараюсь создать условия, помочь всем, чем могу. Много приходится читать, искать материал, работать с архивами. Атмосфера творчества  в доме у нас всегда. Многие идеи возникают благодаря совместному поиску. Пример  такого образа жизни оказался заразителен. Мои дочери  выбрали профессии гуманитарного направления. Наталья – дипломированный правовед. Дарья воплощает свою мечту в Национальном Исследовательском Университете  «Высшая Школа Экономики» на историческом факультете Санкт-Петербурга. Хочется, чтобы ученик превзошёл своего учителя.

3 октября 2014


Рецензии