Молитвы за почивших

Часто я задумывалась о том, зачем читать молитвы по усопшим. Казалось, всё просто. Был человек, и нет человека. И батюшка в церкви отпел, и монашки дома отчитали. А дальше - на усмотрение Бога. Да и есть ли вообще, тот тонкий мир, куда попадает душа после земного пребывания? Уж больно противоречивая информация приходит нам «оттуда». Кто-то видит во сне ушедших родных молодыми и бодрыми, кто-то - уставшими и немолодыми, кому-то они являются точно такими, какими оказались в момент смерти, чуть ли не с топором в голове, если погиб человек именно так. Кто-то  из усопших «рассказывает», что есть Рай, а кто-то, напротив, «работает там» до изнеможения. Есть ли истина в наших сновидениях?
 Всё дело в нашем  слабом сознании, которое очень по-разному воспринимает и трактует сигналы «оттуда».  А сигналы бывают разные. У кого-то дома останавливаются часы. У  кого-то происходят странные вещи с телефоном. А кто-то и вовсе видит во сне, как усопший родственник протягивает лист бумаги – помяни, мол, в церкви. Хотя прошло немало лет, как нет его на этом свете. Значит, нужны им наши молитвы! Причём, могу сказать точно – именно эти молитвы доходят до Бога в первую очередь. И Господь принимая их, не оставляет нас милостью своей.
Именно об этом однажды рассказывал мне отец моей однокурсницы, человек непростой судьбы, бывший заключённый.
До некоторых пор всё в его жизни было достаточно банально. Карьера, бизнес, партнёр  - лучший друг и надёжный человек. Так тогда ему казалось. Но жизнь показала обратное.
Тогда мне не было понятно, как можно лишившись свободы, благодарить судьбу? Но именно в заключении у мужчины появилось время пересмотреть всю свою жизнь. Именно там он, ранее успешный бизнесмен, привыкший жить легко и поверхностно, совершенно не задумывающийся о стороне духовной жизни, потянулся к Богу.
Именно там он прочитал книгу, попавшую к нему чудесным образом. Надо сказать, что я не раз ругала себя за то, что не записала сразу названия той книги, и в дальнейшем пришлось потратить немало усилий, чтобы его восстановить в точности…
Книга же называлась «Сила Божия и немощь человеческая» / Автор С. Нилус. / 
Тот же мужчина, до прочтения книги, не знал ни одной молитвы и молиться не умел. И вот, после того, как он прочитал эту книгу, в местах его заключения побывал священник и подарил ему молитвослов! И мужчина стал искренне молиться о совершенно незнакомых ему людях – близких игумена Феодосия, давным-давно почивших, тем самым исполнив просьбу самого игумена, оставленную в книге.  Дальше случилось чудо. Тот мужчина почувствовал всю силу и величие Божественной любви. Так ответил Бог на его молитву. « Я не смог вынести долго такой любви», - говорил он грустно. И то чудесное чувство скоро прошло. Но этот оступившийся человек, благодаря молитве, смог реально ощутить благодать, пришедшую от Господа  и ранее ему совсем незнакомую…
Я хорошо понимаю того человека. Божию благодать я чувствую, посещая церковь. 
Моей дочери тринадцать лет. Интересуется, почему ей в церкви так хорошо. Привела  ей высказывание  одного священника : « В церкви подают благодать Господню. Кто это почувствовал, того и палкой из церкви не выгонишь». И тут же спросила у неё :
 - А что такое благодать?
Я предполагала два варианта : или дочь пожмёт плечами или  пустится в рассуждения. А сама тем временем припоминаю, само определение благодати. Благодать - особое свойство Бога, проявление его милости, особое состояние души при молитве. Получается довольно пространно. Хотелось бы дать более лаконичный ответ ребёнку! Но ей ответил сам Господь. Иначе, как объяснить то, что она сказала?
- Прикосновение Святого Духа! Это и есть благодать, – отвечала она.
А ведь, и правда, не коснётся тебя Дух Святой и не почувствуешь благодати Господней.
Просто и понятно. А я бы и не додумалась…
Не думаю я и о том, что мы с ней какие-то особенные. Ведь это не наша заслуга – ощущать близость Бога. Это всё - Его милость. Так бывает с теми, у кого в роду есть  люди, искренне почитавшие Бога и возносившие Ему молитвы. Теперь же, когда наших близких нет с нами, настал  и наш черёд за них молится.
Пять лет отец мужа попал в больницу с инсультом. В эту же ночь снится мне сон. Будто иду я по длинному               
больничному коридору. И твержу про себя : « Пожалуйста, пусть не умрёт!» Помню ответ, который получила:
 - Если он останется, то пролежит, не вставая 1,5 года. Потом всё равно уйдёт. Ты  этого хочешь?
- Нет! – успела крикнуть я и проснулась.
Утром мы узнали, что свёкра больше нет.
И я поняла,  если для человека  настаёт время предстать перед Господом, а мы его удерживаем на земле молитвами, Бог может отсрочить неизбежный итог. Но, согласно планам Бога, исцеления не произойдет. И  близкие, насмотревшись на муки близкого человека, сами начнут просить Бога исполнить Его волю.
Смерть свёкра явилась для меня не только потерей близкого родственника. Для меня свёкор был настоящим другом. Он был интересным человеком. В молодости он предсказал лучше всякого УЗИ пол своего будущего ребёнка – моего мужа. Сказал, что видел сон. Точно так же он определил, что у него будет внучка. Сказал:
- Я видел во сне, что буду дедом! И по-быстрому меня проводил в женскую консультацию… Оказался прав, хотя срок был совсем маленький.  Я и сама сомневалась.
Смерть нашего деда Саши явилась полной неожиданностью. Хотя позже свекровь призналась, что вернувшись от нас, он неделю назад произнёс:
- А ведь больше я туда не поеду…
Мне немного неловко за историю, произошедшую на поминах. Кто-то сказал свекрови, что священник совершит отпевание и на этом – стоп, достаточно. Мама мужа – отличный человек. Но считает, что читать молитвы, ходить в церковь – удел бездельников. Поэтому легко согласилась и монашек не пригласила.
Вечером, после помин, я почувствовала, что свёкру нужна молитвенная помощь. Свекровь,  нехотя, выдала мне псалтырь. А я, давай, требовать у неё ещё и  икону               
намоленную, а таковая имелась. Это старинная семейная икона свёкра. И для меня - не секрет, что икона – окно, между иным и нашим миром. А мне очень хотелось, чтобы меня услышали в небесной канцелярии! Хотелось помочь свёкру молитвой.
Но свекровь вовсе не торопилась предоставить мне икону. Скорее, наоборот.
- Работать надо, а не молиться, - сказала, как отрезала.
 И что только на  неё нашло? Мама мужа - очень хороший человек, но семя неверия, посеянное щедрой рукой дедушки Ленина, явило крепкие  ростки, надёжно укоренившись в её душе.
Разговор с ней оказался не из приятных. Много нового и интересного я о себе узнала из той содержательной беседы. Так в наши дни, когда гонения на Православие  и Христиан являются пережитком глубокого прошлого, я умудрилась пострадать за веру Христову.
Меня сильно задели слова свекрови. Ведь я  абсолютно нормальная! Вопрос лишь в том, что считать нормой.  Обычно тихая и спокойная, я себя не узнавала. Возможность помолиться при иконе я всё же отвоевала - вмешался муж.
Я закрылась в комнате и приступила к молитвам. Кто-то говорит,  что замужние,  вообще, Псалтырь в руки брать не должны. Хорошо ещё, свекровь об этом не знала. Но человека придумал Бог, а человек – религию. А так же и много лишнего, наносного. Мне подсказывало сердце, что я должна молиться.  И я молилась. В какой-то момент, показалось, что комната залита светом. Но я его не видела. Скорее ощутила, как ощущают солнечный свет, когда глаза закрыты.
Помню, как мысленно задала вопрос и мысленно получила ответ.
- Неужели Господь так быстро услышал мои молитвы, не пойму, за что такая милость?
- Заупокойные молитвы Господь слышит и принимает  в первую очередь. Благодари.
И я благодарила….
Этой ночью мы все спали хорошо. Давящая и душная атмосфера сменилась покоем и умиротворением. А мне приснился сон. Будто иду я по высокому мосту через длинную реку к высокой белокаменной  церкви. Опустив голову,  печально прижимаю икону к сердцу. А у перил моста по одну и по другую сторону стоят люди. Есть старички и старушки, есть помоложе. Краем глаза замечаю, что одеты  они по-разному : кто элегантно, по старой моде, а кто и по простому, по- крестьянски. Стоят, никто не шелохнётся. А я иду дальше, к церкви. И вдруг внимание моё привлекла самая бойкая старушка.  Сама маленькая, сухонькая. Одета по-простому, на голове белый платок. Она стояла ближе всех к церкви и вдруг, обрадовано произнесла :
- Идёт! Идёт и икону несёт. Сейчас всех пустят!
Проснувшись, я раздумывала. Если вдоль перил стояли мои усопшие сродники, это понятно. Но зачем же им в церковь? И кто та старушка?
Только недавно я узнала, что в иных пределах Господь Бог сам причащает  в своём Храме Тайн Христовых  наших ушедших близких, но не все туда войдут. А вход туда – по молитвам нашим… Не ведая об этом на тот момент, я рассказала свой сон маме.
 Она впечатлительная! Поэтому  сразу сказала:
- Скажи им, чтобы отвязались, покойнички эти. Ко мне, вот так же, бывшая сокурсница в студенческие годы подвалила, когда насмерть разбилась. Её родные похоронили без косынки. Комсомолка она была. А она, повадилась ко мне во сне : принеси косыночку… Так я купила и родственникам отдала, чтобы прикопали в могилку косынку-то. Так покойнице всё  мало! Зачастила
она ко мне. Но я её устроила ей разгон и она отстала. На меня и так её родственники, как на дуру смотрели, когда я косынку принесла. Пусть она к ним во сне ходит, и они её поминают! А то ведь, догадалась к кому обратиться! Я одна с курса в церковь ходила…
Отец же сказал, выслушав рассказ матушки:
-  А я знаю ту старушку. Это твоя прабабка Акулина была в белом платочке.  Она его на праздник всегда надевала. Как похоже ты её описала! Всю жизнь она молилась крепко и мне, даже есть не давала, пока не помолюсь.
В голове вертелся вопрос, но зачем же усопшим  в церковь? Догадка осенила меня тогда – молитва для них – что причастие Господне. Многие пренебрегали им при жизни и перед смертью его не совершали.
- Что вообще человек чувствует в момент смерти? – спросила я вслух.
В тот момент ответа я не узнала.
На этот вопрос отец ответил мне уже через пять лет, отойдя в мир иной:
- Знаешь, как действует анестезия? Сразу перестало всё болеть. Я почувствовал лёгкость.
Да и не сразу я понял, что случилось…
А я тогда, пять лет назад, поняла, что не просто так стали приходить ко мне во снах и  усопшие сродники и соседи – просить поминовения, ведь  никто их не поминал. Как-то я даже взбунтовалась:
- Почему именно ко мне приходите? Я от вас уже устала!
- К тебе дорожка протоптана,- был  мне ответ.
Как верно сказано! Ведь молитва это - дорога к Богу и от Бога к человеческому сердцу.
Не забывайте и вы эту дорогу. Ушедшие близкие ждут наших молитв.


Рецензии
Дорогая Ната, благодарю от всей души за эту православную миниатюру-рассказ. Как всё легко и доступно для сердца и разума написано. Мне ещё один знакомый говорил, когда я была молодая: "Молиться нужно о всех, кто в пути, кто обидел тебя, оболгал. Господь всё Сам увидит и воздаст по мыслям и по делам каждому человеку". Так оно и есть.
С искренним уважением и теплом души. Лариса.

Лариса Потапова   26.03.2021 19:14     Заявить о нарушении
Дорогая Лариса!
Очень правильный совет дал Вам тот мудрый человек!

Ната Гранковская   27.03.2021 10:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.