Как я участвовал в московской олимпиаде

     Есть у меня одна черта характера – «упертость» (прошу не путать с упрямостью), то есть желание, во что бы то ни стало закончить начатое дело, невзирая на любые препятствия. Иногда это приобретает какие-то гипертрофированные формы, но, что есть, то есть. Об этом и рассказ.
     На дворе шел 1980 год. В Москве готовилась Олимпиада, а я дописывал свою кандидатскую диссертацию. Защита планировалась на осень, я сидел сутками, не вставая из-за письменного стола и, честно говоря, порядочно устал. Хотелось отключиться от всего хоть на 2-3 дня и отдохнуть.
      Дело шло к открытию Олимпиады и нам достали билеты в Лужники на церемонию открытия. А мне так было тошно от города, что хотелось вырваться куда-нибудь на природу, на рыбалку. Короче говоря, уговорил жену не ходить на открытие, отдали кому-то билеты и стали собираться на рыбалку: ну там, рюкзаки, палатка, спальники, котелки, удочки и прочее. Собрались, и в день открытия Олимпиады поехали на электричке с Савеловского вокзала до станции Большая Волга. Это почти рядом с Дубной. Взяли там, на рыболовной базе, весельную лодку и поплыли искать место. Нашли какой-то небольшой, но живописный островок на Иваньковском водохранилище и разбили там лагерь.
     Про рыбу ничего не помню, наверное, как всегда, чего-то поймал, но в памяти ничего не отложилось, кроме березового капа. Кап – это такой нарост на дереве, часто очень больших размеров. Древесина в капе вся перевита и переплетена, почти как в карельской березе и тем очень ценится в среде любителей ваять из дерева что-нибудь живописное. Как-то на одной выставке видел стол и два кресла из огромных капов, - ну очень красиво, но и стоит это всё, будь здоров! А еще из небольших капов делают ручки для ножей, приклады для ружей, пепельницы, вазы и прочие поделки.
     В 80-е годы, как раз, и была мода на такого рода вещицы для дома. Пару лет до того мы ходили на даче по грибы, и я заметил на березе небольшой кап. Вернулся потом в лес, срубил его и одним ножом вырезал и выскреб из капа пепельницу. Получилось очень красиво. И появилась у меня идея: найти кап побольше и сделать из него вазу для фруктов. Дело - за малым, за капом. Пошел я, значит, за дровами в лес на нашем острове и метров через 100 на березе, на высоте метра четыре, увидел его. Здоровый такой, и береза тоже – здоровая. Руки у меня сразу зачесались, но, немного поразмыслив, решил всё обдумать и посоветоваться с женой. Она, осмотрев дерево, усомнилась, что я, имеющимся у меня топориком, сумею срубить березу. Топорик и, в самом деле, был маловат для такой процедуры, но мне так хотелось добыть этот кап, что я не мог реально оценить ни свои силы, ни мощность инструмента, ни толщину березы.
     Но настоящие «герои», идя на подвиг, никогда до конца не осознают, как они его совершат, просто идут и делают то, что другие считают невозможным. Я, хоть и не герой, но тоже куда-то пошел, а конкретно, - в лес.
     Осмотрев дерево, я понял, что на высоте четыре метра, держась за ствол, на весу, я не смогу перерубить ствол у самого капа. То есть, единственная возможность решить вопрос, была – срубить березу внизу, а потом еще два раза перерубить её ствол, чтобы вырубить кап. Так я и начал. Сначала, когда сил было много и дело двигалось, мне казалось, что вся эта затея обойдется мне в час-полтора. Где-то через полтора часа я понял, что с моим топориком, предназначенным для рубки сучьев для костра, срубить любое дерево, толще двадцати сантиметров – это подвиг, а тут - огроменная береза! Сколько я еще проковырялся, не помню, но береза пала. Нормальный дровосек, когда рубит дерево, планирует, куда оно упадет, а я-то - ненормальный дровосек, и моя береза кроной легла на соседнее дерево и так застряла. Это, конечно, была для меня полная «засада», ведь я дальше планировал вырубать кап уже на земле, а тут, - передо мной уже не стоящее вертикально дерево, а лежащее под углом градусов 40-45.
     Моя жена периодически приходила ко мне от палатки и уговаривала меня бросить эту затею, как нереализуемую и глупую, но меня уже было не остановить. После неудачи с повалкой, и моим очередным отказом идти спать (к тому времени уже стемнело), она ушла, и я остался один в лесу. Сижу и думаю, сил-то уже нет, еще два «реза» я не потяну, да и как рубить сейчас, непонятно. Полез по березе к капу. Береза качается при каждом движении, так что рубить – просто мука. Тем не менее, начал. Думаю, посмотрю, как пойдет, но очень было обидно, что потрачено столько сил, и впустую!
     Я рублю, береза подо мной качается, удары идут куда попало, в общем, КПД снизилось вдвое, если не втрое. В голове у меня уже полный туман, слабо понимаю, что делаю, но продолжаю рубить. В какой-то момент у топора ломается топорище в районе железяки, и тут до меня доходит, что это уже точно – всё! Ругаюсь самыми грязными словами, но понимаю, что ножом я березу, уж точно, не перепилю. Побрел к палатке и при свете костра стал рассматривать сломанное топорище. При ближайшем рассмотрении я решил, что если я его укорочу и смогу хорошо насадить, то еще шанс есть. Стал ножом чинить топорище, и очень скоро оно было готово к насадке. Насадить-то я его насадил, но та часть топорища, на которую обычно насаживают топор, стала короче, и топор полностью не мог сидеть на ней, а лишь его часть.
     Пошёл пробовать результат своего ремонта. Два-три удара, - и топор слетает. Я слезаю с березы и насаживаю, затем всё повторяется снова. Не рубка, а мучение! Но осталось-то совсем немного: береза подо мной стала потрескивать и клониться вниз. У меня было такое ощущение, что, если еще что-то случится с топором, то я эту березу перегрызу зубами! Вдруг слышу треск, и я вместе с березой лечу вниз, на землю. Падаем вместе, хорошо, что без травмы. Вот тебе, думаю, блин, и московская Олимпиада!
     Отлежался немного на траве и стал осматривать результаты своего труда. Передо мной лежал кусок огромной березы, длиной метра четыре с капом на конце. Топорище мое от постоянных насаживаний приказало долго жить, так что рубить уже было просто физически нечем, да и сил тоже не было. А что делать-то? Неужели, все мои усилия были потрачены впустую? Это просто невозможно!
     Тут мне приходит идея. А что, если подтащить березу к костру и ненужную часть отжечь? Вроде бы идея неплохая, но я – один, а, сколько этот кусок весит? Попытался поднять, - удалось лишь вытянуть его за один конец на уровень пояса и всё. Наверное, килограммов сто пятьдесят, не меньше, а во мне тогда было не больше шестидесяти пяти. Катить, - тоже не выходит, кап мешает. Решил, что всё-таки нужно попытаться кантовать, во мне уже всё бурлило, адреналин ударил в голову, и я рванул вес. Вырвал бревно до груди, перехватил руки, выжал, поставил на «попа» и уронил в сторону костра. Один раз есть! Второй есть! Так и пошел: подъем, перехват, жим, толчок!
     Когда я дотащился до костра, я сам этому не мог поверить. Рухнул, и лежал в изумлении, ничего не понимая. После я как-то прилаживал это бревно в костре, таскал дрова, чтобы пламени хватило, ведь береза-то сырая и гореть не хотела. Но это была уже другая, более веселая песня.
     Утром я проснулся и увидел, что мой план сработал, и вся ненужная мне часть бревна  отгорела. Ура! Но нам уже нужно было собираться домой, и возник резонный вопрос, а как его тащить? Не в руках же! У нас два рюкзака с вещами, а этот «подарок» весил не менее 40 кг. Пришлось как-то всё перепаковывать, и сделать один огромный рюкзак, а второй, опустевший, предназначить для капа.
     Наша процессия выглядела следующим образом: я с двумя рюкзаками (на спине и груди) и жена с какой-то сумкой и удочками. Сели в лодку. Приехали на базу, там мужики стоят, смотрят на нас, А я, не показывая виду, что сейчас рожу под этими двумя рюкзаками, с улыбочкой выползаю из лодки и шлепаю на выход. Добрались до дому, а я никак не могу взять в толк: было ли это со мной, и, на кой хрен, я это сделал?
     Только теперь, с годами, когда я смотрю на мой кап, лежащий в бане на даче, я понимаю, что у каждого человека в жизни, наверное, попадается свой «кап», да еще, может быть, и не один, но не каждый человек «срубит» его и дотащит домой!

                21.04.2012 
 


Рецензии