Стереотипы в современной юношеской литературе зару

Введение.



Когда взрослые на вопрос, чем я сейчас занимаюсь, получают ответ – читаю, в их глазах загорается гордость. Конечно, им было бы намного приятнее, если бы в моих руках оказывалась бы не книга с жутким названием «Орудия смерти», а томик Гоголя, но в подростковом возрасте классика по некоторым параметрам уступает современным произведениям.

Книги, предназначенные для читателей возраста от 14 лет до 21 года, называются подростковыми, в английском языке, данная категория носит название Young-adult fiction и представляет собой широкий спектр самых разнообразных видов и жанров: от графических новелл до романов. Данная литература, в основном, описывает пути становления или развития личностей персонажей, познания мира и самопознания, перемежающегося с приключениями и/или испытаниями, выпадающих на их долю.

Однако, прочитав несколько книжных серий, я стала замечать черты сходства между ними. Есть что-то похожее в сюжете, в действиях, в образе персонажа. Если книги учат нас синонимичным вещам, возникают вопросы: чему именно, хорошо это или плохо, нужно ли детям перенимать какие-либо качества героев книг?


I глава. Анализ.



Как известно, помыслы и поступки героев влияют на читателей, особенно на юную аудиторию. Это связано с тем, что мы неосознанно ставим себя на место того или иного персонажа, наделяя себя его качествами и умениями, поэтому порой нам сложно выходить из написанной автором реальности. Однако отрицательные герои не становятся менее интересными, только от своей роли в повествовании, поэтому, обращая на них внимание, можно заметить одну особенность – враг либо один и сильный, либо представляет собой правящую партию.

Для проведения исследования мной были выбраны семь серий книг, которые, условно, можно разделить на две группы:

1) Борьба с существующим в книжной вселенной органом власти:

А. Голодные игры;
Б. Дивергент;
В. Сумерки;

2) Борьба с более сильным противником:

А. Адские механизмы;
Б. Гарри Поттер;
В. Орудия смерти;
Г. Таймлесс.

Представленный выше критерий отбора, является основным, поскольку это основное сюжетное различие серий. Во всех сериях, кроме «Гарри Поттера», повествование идёт о герое, чаще героине, возраста от 16 до 18 лет, являющимися ключевыми факторами борьбы с нависшей угрозой.

При более подробном рассмотрении всех книжных линеек становится ясна одна важная особенность: главный персонаж обязательно обладает уникальной чертой, поэтому в той или иной ситуации только он способен спасти общество от краха. Однако в большинстве случаев этот ход оправдан:
- Голодные игры – Китнисс Эвердин своим неповиновением даёт людям надежду на будущее без жертв.
- Гарри Поттер – единственный в истории выживший после заклятия смерти, становится образом героя-избавителя, после восстания Волан-де-Морта оправдывает это звание.
- Сумерки – Изабелла с помощью расширения своего блока невосприимчивости может противостоять чтению мыслей, эффекту паралича и боли, этот факт лишает королевскую, среди вампиров, семью Волтури их главного козыря, делая противников равными.
- Орудия смерти – Кларисса обладает знанием всех рун, известных и давно забытых, которые помогают в борьбе против нечисти и демонов.
- Адские механизмы – в кулоне Терезы заключена частица души ангела Итуриэля, под защитой которого она находится, в момент решающей схватки девушка принимает обличие ангела и убивает создателя Адских механизмов – Акселя Мортмейна, чем спасает мир от несокрушимых роботов.
- Таймлесс – бессмертие дважды спасает жизнь главной героине.

Спорный случай в серии Дивергент, в которой до конца не ясно, как влияет предрасположенность к рекордному числу фракций на сопротивление сыворотке моделирования реальности.

Популярная среди женского населения любовная линия в половине из рассмотренных серий явно или косвенно предполагает любовный треугольник. Все треугольники образованы по принципу: главная героиня + главный герой + второстепенный герой (во всех рассмотренных случаях – лучший друг героя или героини).

«Гарри Поттер» – единственная рассмотренная серия книг, в которой главный герой мужчина. Его путь начинается с первых месяцев жизни, когда как в остальных сериях средний возраст героев – 16 лет.

;
II глава. Сопоставление центральных персонажей.



По своей сути все главные персонажи были задуманы героическими личностями, каждый из них полностью оправдывает своё звание.

Китнисс Эвердин – на первых играх выжила благодаря своей напористости и нежеланию подчиняться правилам, но это же её качество породило восстание среди жителей Дистриктов. Её знаменитая брошь с сойкой-пересмешницей стала символом переворота и закрепила за ней имя этого вида птиц. Ради семьи и близких готова на всё.

Беатрис Прайор – так как место, где она живёт – всего лишь город Чикаго, он огорожен забором, за которым простирается мир с генетически здоровыми и генетически повреждёнными людьми. Чикаго её реальности является экспериментом выращивания здоровых людей, но фракция Эрудиция не желает, чтобы люди знали о том, что за забором. Их насильственные действия порождают переворот, в результате которого фракционный строй стирается. Трис становится бесстрашным героем, способным в любой ситуации кинуться под пулю врага ради защиты ближнего своего.

Гвендолин Шеферд – перемещениями во времени с помощью специального устройства – хронографа пытается завершить в нём круг крови – слияние крови всех путешественников, образует философский камень. Герой-подросток с помощью пытливости своего ума разгадывает загадку предназначения камня.

Кларисса Фрэй - герой-стратег, её умение много раз помогает спасти жизни людей и нефелимов, также ставит своих ближних в некотором плане выше себя.

Тереза Грей - наполовину колдунья, наполовину нефелим, единственная в своём роде. Она герой-миротворец, оберегает всех обитателей Института-дома нефелимов в Англии.

Гарри Поттер – Герой с большой буквы, больше 7 лет положил на борьбу с узурпирующим добрых волшебников Волан-де-Мортом.

Сумерки – Изабелла осознанно жертвует собой ради любимых. Герой-хранитель.

Итак, у нас уже два сходных признака: особенность и героизм. Следующим объединяющим фактором являются условия, при которых раскрывается истинный характер персонажей: они всегда граничат со смертью. Везде наблюдается явный счастливый конец или итог, который можно считать успешным.

Таким образом, можно составить своеобразный «шаблон», по которому строится типичное произведение юношеской литературы:


1. Неизвестный главный персонаж с задатками сильного противника и отличительной чертой, помогающей ему;
2. Наличие сильного противника;
3. Друзья, помогающие на пути к успеху;
4. Формирование личности персонажа;
5. Победа над собой;
6. Победа над противником;
7. Мирная жизнь.

Но не одни мы сумели сложить эту мозаику, зарубежные и отечественные авторы нередко, не найдя собственных идей, копируют своих коллег, например, практически полностью копируя обложку книги. Синонимичность книжных оболочек самый «безобидный» плагиат. Но многим покоя не даёт слава Мальчика-который-выжил – Гарри Поттера и любви девушки и вампира – Беллы Свон и Эдварда Калена. Одной из самых известных российскому читателю является «Таня Гроттер», также русские авторы «родили» Порри Гаттера, Харри Проглоттера, Ларина Петра, которых объединяет языковая игра с именем многострадального главного героя, но из общего строя выбивается Денис Котик, который, однако, является полной внешней копией мальчика-волшебника Гарри.

Также много внимания направлено на серию «Сумерки», которая имеет клонов по всему миру. На обложке первой книги представлены руки, держащие яблоко, поэтому обложки пародийных произведений в основном лишь меняют фрукт на другой.


Заключение.



Так чему же учат юношеские книги?

В основном герои произведений – подростки, и, попадая в ситуацию, сходную с книжной, мы можем руководствоваться тем или иным выбором персонажа. На этой почве возникает много скандалов среди детей и родителей, так как сильная черта характера типичного героя – непокорность. В широком смысле, это призыв сопротивляться обстоятельствам, если они направлены против вас. Умение высказать своё мнение играет важную роль в так называемом «нахождении места под Солнцем». Решительность является неотъемлемой частью работы некоторых специалистов, да и в целом облегчает жизнь человеку. Не все герои способны сразу смириться со своими способностями, это следующий урок – умение принять самого себя. Образ главного злодея метафоричен, он представляет собой препятствие, особенно когда опасность противника увеличивается с каждым разом. Прошедшие сложности представляются нам мелочами, хотя некоторое время назад мы и их считали неразрешимыми, то есть непреодолимых преград нет. Умение доверять друзьям, смелость - все эти качества пробуждают в нас книги. Это особенно важно для детей. Когда кажется, что родители не понимают их, ответы находятся меж строк любимых книг.
Образ чистого душой героя, с верными друзьями, прикрывающими спину, которого обязательно ждёт счастливый исход, является утопическим. Все мы стремимся к нему, черпая хорошее у наших книжных друзей.

Таким образом, стереотипы подчёркивают лучшие черты, которыми хотят наделить нас взрослые. Готовя нас к испытаниям жизни, авторы рассказывают о мире, в котором мы живём, и помогают к нему приспособиться.


Рецензии