Как солдат счастья искал

Отслужил солдат свое, в отставку вышел. Чинов больших не получил, но орденом за честь солдатскую и доблесть воинскую награжден все же  был! Многое ему пришлось повидать, страны заморские посмотреть. Не только стрелять приходилось, но и строить, разрушенное восстанавливать.   Разных он видел людей, хороших и плохих, а вот счастья нигде не встретил.  Получив денежное довольствие и распрощавшись со своими сослуживцами, задумал солдат по свету пойти, счастья  поискать.
     Шел он, шел, видит - село большое. Вокруг леса дремучие, поля от колосьев желтые, огороды богатые. На краю села домик стоит, ладный да складный, дым из трубы слоится, окошки белыми занавесками украшены. Перед домом – цветничок:  мальвы розовые головки клонят, голубые колокольчики тихо звенят, ромашки испуганно лепестки роняют… Позади домика  хлев - слышно, как корова мычит.
« Дай, -  думает, -  попрошусь переночевать! Хозяева, видать, люди добрые да участливые!»
 Простучал солдат в окошко.  Дверь ему отворила женщина, да такая статная и красивая, что он ею залюбовался. Глянул  ей в очи карие, и удивился: глаза-то грустные! И сама не улыбается.  Подивился он, что красавица такая невеселая, а хозяйка тем временем спрашивает:
- Куда путь держишь, солдат?
 Тут он перед ней шапку снял, спину выпрямил, как перед генералом, и отрапортовал:
- Служба моя закончена и теперь иду я по  свету, ищу счастья! Во многих странах побывал, разных людей повидал, а вот счастливых не встретил. Да и сам я  войну прошел, цел и невредим остался, а что такое счастье, так и не знаю!
  Женщина впустила его в дом, напоила, накормила и говорит:
- Зря ты, солдат, счастье ищешь! Была я молодой да красивой, и был у меня муж работящий, умелый.  Любил он меня крепко и было у нас счастье. Да вот, нежданно-негаданно, беда приключилась злая! Проезжал мимо нашего села цыганский табор. Зашла в избу цыганка, погадать… Околдовала она моего мужа, чары на него цыганские навела да и приворожила.   Снялся с места табор, за табором муж-то и ушел! Позабыл меня, и теперь счастья у меня нет.  Счастье – оно в прошлом.
Стали на ночь укладываться, солдат захотел ее приласкать -  уж больно хороша была брошенная жена! Но, как ни утешал ее, как ни пытался развеселить, ничего у него не вышло. «Нет! - сказала она – я мужа буду ждать, грустить да горевать. А уж, коли вернется – все ему прощу, лишь бы счастье вернулось»
Утром пошел он дальше: шел, шел, и набрел на небольшой городок. Домики низенькие, улицы чистенькие, вечером фонари горят, густую зелень освещают, газончики подстрижены. А на окраине домик стоит неказистый, в окошке немытом тусклый свет еле-еле теплится. Постучал он в дверь и вышел ему навстречу молодой человек:  худой да бледный, в рваном халате и старых галошах. В руке неказистый юноша держал непонятный прибор, похожий на трубу. Зашел солдат в дом  - там пыль да паутина. По углам - шаром покати, семейка  мышей в углу  плачет.  Попросил он у бедняги воды попить, поесть-то точно ничего бы не нашлось!  Тот подал ему стакан воды и спросил:  «Куда путь держишь,  служивый?»
Солдат присел на шаткий стул, и все ему рассказал:
-Иду я по свету, ищу счастья! Говорят, оно в прошлом. Да вот не знаю, верить ли?
Тут молодой человек вздохнул и начал свой рассказ:
 «Когда я родился, у матери нас уже девять  человек детей было. Девять голодных ртов! Каждый есть просил,  и мать нас на площадь посылала, милостыню просить. Однажды старый звездочет приметил меня,  понравился я ему чем-то, видать…   Взял старик к себе и выучил своему ремеслу. Недавно он помер и  теперь я вместо него в телескоп смотрю, жду когда   звезды всем счастье подарят! Я за планетами наблюдаю, линию его траектории вычисляю. Вот закончу  свои наблюдения и тогда всему миру объявлю, когда оно настанет! Счастье – оно в будущем!»
Солдат попытался юношу развеселить,  хотел интересные истории о своих походах порассказать, но у него ничего не вышло. Юный звездочет, не слушая его,  молча на циновку в углу кивнул:  спи, мол, не мешай! А сам опять в трубу свою смотреть принялся.
Так и ушел он утром,  только-только солнышко встало.
Далеко дорога ведет, за собою зовет… Прошел город, прошел сел немало,  и видел – работают люди, отдыхают, песни поют, детей растят,  но все это так,  без радости. И понял он, что все, кто живет в этой стране, или оплакивают прошедшее счастье или ждут будущего.
Наконец увидал он дым и почувствовал запах костра. Вдалеке, у леса,  стоял цыганский табор. Интересно стало солдату: уж не тот ли табор он встретил, с которым ушел муж красивой женщины? И поспешил туда. Разноцветные кибитки стояли полукругом, горел костер, и ярко одетые люди танцевали вокруг него. Повсюду слышались песни и смех. В стороне сидел старый цыган и курил трубку. 
- Что тебе нужно, уважаемый? - спросил он, стряхивая пепел с широких переливчатых штанов.
- Да вот, иду я по свету, - отвечает солдат, - счастья ищу! Кто говорит, что оно – в будущем, кто – что в прошлом, а я не знаю, верить ли? Я-то его нигде не видел!
Затянулся старый цыган, выпустил синий дым,  и говорит:
-  В прошлом году стояли мы в большом селе. Было нам там хорошо,  и мы уж собрались было поселиться надолго, да стали у сельчан коровы плохо доится. Вместо того, чтобы пастбище сменить, крестьяне обвинили нас в нас в колдовстве и прогнали прочь. Так и   ушли мы из села. Теперь вот у леса стоим, здесь тоже неплохо! А завтра в дальний путь тронемся, в края дальние. Счастья нет в прошлом потому, что прошлого уже нет!  Да только и в будущем его нет, потому, что самого будущего пока нет.
-  Так где же оно! -  закричал солдат - счастье-то это?
- А вот! -  сказал цыган и взмахнул рукой. -  вот оно – рядом! Оно может быть только сегодня. Потому, что только сейчас ты можешь понять и почувствовать его,  и пустить в свое сердце. Потому, что живешь ты только сегодня и сейчас…
За лесом медленно садилось солнце.  И так проникновенно запели цыгане,  так томительно пошли вокруг костра в неторопливой пляске, что затрепетало что-то в груди солдата, а на глаза набежали слезы… В такт ударам сердца изгибались языки пламени, взлетали и опускались яркие подолы, широкие рукава. Мелко дрожали медные и серебряные монетки на загорелых шеях. Распахнулась его  душа,  и ощущение чистой, светлой грусти хлынуло туда. Вспомнил он красивую женщину и бедного юношу, вздохнул и улыбнулся.  А потом спросил у старого цыгана:
- Нет ли здесь у вас приблудного человечка, который с вашим табором ушел? По нему жена плачет, убивается!
- Сам посмотри, - сказал цыган, - может, кого признаешь! Мы силком никого не держим.
Солдат беглеца сразу узнал - одет он был не по-цыгански, и песен не пел, сидел в стороне.
Подошел к нему и сказал, что ждет его жена, горюет без него, и все простить готова.
Вскочил тот человек, собрал свои нехитрые пожитки, да и был таков. Быстрее ветра умчался!
Утром и солдат, наслушавшись песен, насмотревшись горячих цыганских плясок, испив хмельного вина, тронулся в путь. Много ходил он по свету, и в городок, где жил молодой звездочет, заглянул. Не узнал он покосившегося домика, на чистых окнах висели белые занавески, а во дворе играли два чудесных малыша – мальчик и девочка.  Видать, надоело звездочету траекторию счастья на небе вычислять, и занялся он земными делами!
 Прошло много лет, а солдат, вернее уже, путешественник,  стал писать книги,  прославился, как знаменитый  исследователь дальних земель,  даже Большую Премию получил за свои труды, но счастья уже не искал. Помнил, что сказал ему цыган: оно не в прошлом! Потому, что нас в этом прошлом уже нет. Оно не в будущем! Потому, что в нем нас пока нет. Оно всегда с нами: в добром друге, в любящих сердцах. Оно – в уютном доме и детском смехе. Оно в труде и в отдыхе, в творчестве и в поиске новых путей.  Только здесь и сейчас можем мы его ощутить и открыть для него сердце.


Рецензии