10. Эрмитаж - уединение. От лат. ermita - отшел
Заперта, как и было раньше - с первого момента начала собирания коллекции и до 1852 года сокровища Музея могла видеть только семья Императоров и придворные. Не зря Екатерина II придумала для него название «Эрмитаж», что значит уединение.
Посмотреть сокровища искусства могли избранные из «духовного или дворянского сословия». И только по особым билетам, которые лично выписывал Министр Двора (!). В год не более 300-500 человек.
Достаточно сказать, что лицеист Пушкин, как и его однокашники, в молодости не раз входил сюда по такому билету! Интересно, какие картины и статуи он смотрел?
Это первое здание в России, построенное специально для музея. Идея принадлежит Николаю I Александровичу. Он пригласил немецкого зодчего Лео фон Кленце, который можно сказать, специализировался на музеях. Он начертил фасады и планы (толковые, кстати!), а строить поручено было русским архитекторам В.П. Стасову и Н.Е. Ефимову. Как и всякие русские они, конечно, внесли существенные изменения в замысел мюнхенского коллеги, увязав здание со сложившимся архитектурным окружением на улице Миллионная.
А после постройки, здания, у которого сейчас мы стоим, которое назвали «Новый Эрмитаж», и «расширения экспозиции», именно Николай I, в середине XIX века, разрешил доступ в Музей для всех сословий - сюда стали пускать «публику».
Что же вышло? Теперь в год стало приходить до 60 тысяч «публики»! А сейчас - ежегодно до полумиллиона!!!!
Давайте представим себе, что мы всё же удалось войти через эти двери…
И увидим такую вот лестницу! Классика и дух древних цивилизаций Греции и Рима! Пока будем идти вверх, расскажу вам о братьях-атлантах портика-входа и их создателе.
Начнем сказывать! Было у Александра Ивановича Теребенева десять сыновей: все как один - красивые (серого сердобского гранита, полированные), рослые (по 5 метров) и похожие друг на друга - лицо в лицо. Сказка скоро сказывается, а вот над изготовлением фигур трудились 150 каменотёсов в течение двух лет.
Твёрдый это материал - гранит… и хрупкий… Неверное движение - брак! Каждый выполнял свою работу - ноги, руки, головы, мощные мышцы торса… А вот лица заканчивал сам Мастер…
Жаль, прожил он недолго. Всего 44 года… И на найти, где похоронен - не сохранилась могила... Знаю, что на Волковском Православном кладбище… Хватит о печальном!
Поднимемся и посмотрим на Лестницу ещё и сверху. Вот и сравните её с Посольской Лестницей: здесь нет роскоши и узорочья барокко, на этой лестнице всё ясно, строго, просто и величественно.
Но это её достойная сестра, убедитесь сами!
Почему я придумал условно привести вас в это здание? Именно здесь главное собрание старых мастеров европейской живописи.
Отсюда мы пройдём несколько комнат и окажемся в залах великих художников XVII века - фламандских и голландских. К нашему времени, как известно, эти страны преобразовались в Бельгию, Нидерланды и Люксембург.
Эту эпоху начал Питер Пауль Рубенс - талантливейший художник и активный во многих сферах человек. Его могучее дарование сыграло значительную роль в развитии живописи как собственно XVII века, так и дальнейшего времени.
Даже яркие красные стены зала, где размещены его полотна не могут притушить темперамент красок и динамику рисунка.
Пока в зал не «набились» плотно экскурсанты, присядем на банкетку в середине зала и посмотрим несколько его работ.
«Поклонение пастухов», а ведь чаще писали о поклонении волхвов: соблазн изображения роскошных, экзотических одежд восточных царей-провидцев и цветные наряды их многочисленной свиты.
Но Рубенсу удалось звучно и ярко написать поклонение людей простых, небогато одетых, но искренне радующихся приходу в мир Спасителя. Поскольку, полотно писалось для размещения в церкви, и было алтарным образом, фактически иконой, мастер изображает одновремённое, но как бы двоеместное (на Земле и на Небе), Рождество.
Каждое «действо» выделено в темноте ночи, ярким светом: верхний мир, ликующие ангелочки-путти, освещены по-своему, а Мадонна, как отдельное световое пятно, сиянием, исходящим от Младенца. В его отсветах выделены грубые руки и убогие одежды, но просветлённые лица пастухов.
А вот «Сусанна и старцы», при соблюдении библейского сюжета трактуется, весьма натуралистично, как бытовая сцена, отдавая при этом дань пикантности ситуации: грядёт галантный XVIII век. С технической стороны, если интересно, эта картина написана ещё по-старинному на деревянной основе.
С этого времени холст, почти повсеместно, станет в европейской живописи основой картин, написанных масляными красками.
«Венера и Адонис». Богиня любви пытается остановить своего прекрасного, но, к сожалению, смертного любовника, стремящегося из её объятий на охоту. Его также удерживает и маленький Амур… Тщетно!
Зовут его, и мужской охотничий азарт, и пролетающая дичь, и его собаки: одна уже направилась прочь, не дожидаясь хозяина.
Он уйдёт и… погибнет, растерзанный диким кабаном-вепрем. Но из красивой и, в стиле века, галантной картины, не видна будущая трагедия.
Теперь аллегория - «Союз Земли и Воды», тоже в стиле века: мощный загорелый торс Мужчины противостоит белой, нежной, может несколько полноватой с точки зрения нынешней моды, фигуре Женщины, но их руки крепко сплетены и взоры обращены только друг на друга.
Мужчина: это бог морей и стихий Нептун, а Женщина: богиня земли и плодородия Кибелла. Смысл, картины, заложенный художником: не будет процветания его родной Фландрии, пока в разных странах река Шельда и порт Антверпен. Призыв к единству.
Не зря, Рубенс был ещё и дипломатом: вел переговоры именно о мире и сотрудничестве, между Фландрией, владением испанских королей, и возникшей Голландской республикой. Не забыть сказать: помощником мэтра, в этой картине выступил Франс Снейдерс, который впоследствии стал выдающимся мастером натюрморта…
«Снятие с креста» известный и распространённый сюжет, здесь опять трактован, как событие и бытовое, и трагическое, одновременно. И опять, как часто у него - динамично и бережно действующая группа Апостолов и Богоматери выделена светом и цветом.
При трагедии происходящего, событие смягчено мастерством автора - классически правильные лица и фигуры поневоле заставляют нас любоваться изображением. Рубенс-художник не просто очень «красивый» мастер, но и очень знающий дипломат, смягчающий, театрализующий трагедию...
И при этом Рубенс: умелый и смелый живописец композиционных решений картин. В его предыдущей картине-иконе, сложнейшая основная линия - некоторый полукруг, перечёркнутый диагональю из верхнего левого угла в нижний правый.
А вот в «Пастушеской сцене», видим просто диагональ через полотно - от головы пастушки к загорелой ноге пастуха. Но, гляньте, сколько вокруг при этом «наворочено»! И одежд, и человеческого тела: и загорелого мужского, и белой кожи женщины. Не забыт и кусочек синего неба над головами.
Посмотрим немного правее «Снятия с креста», здесь чисто языческая тема: изображение мужского божества, причём, одного из самых уважаемых мужчинами - это знаменитый «Вакх»!
Мы уже говорили об изображении художником женщин: преобладают полные, роскошные женские формы, так называемые «рубенсовские», но при его чувстве юмора (незаменимом, отметим, при дипломатической службе) он работает пышными формами, изображая и мужское обнажённое тело.
А вернее сказать, Рубенс просто пишет голого мужика, почти бесформенного и расплывшегося от излишнего пития и закусывания! Всё его мужские признаки полностью потонули в жировых складках.
Обратим внимание на свиту: тут, и писающий, чуть ли не на зрителя, путти-амурчик, и фавн-сатирчик, ловящий капли вина, и нимфа, наливающая очередной, и конечно, не последний, бокал, и, вечно пьяный «по определению», Силен - учитель и воспитатель Вакха. Абсолютно пьян и тигр, грызущий виноградную гроздь у ног божества виноделия и веселия…
Ещё картина из греческих мифов: «Персей и Андромеда».
Основное, если разбирать, как Рубенс-художник достигал нужного впечатления от изображения, если говорить сухо и профессионально - три фактуры - тёплая нежность трепетного и, по-рубенсовски, полноватого, но прекрасного тела Афродиты слева, холодного блеска доспехов Персея в центре и мощного, шелковистого крупа крылатого коня Пегаса справа. И тут же прочие атрибуты: и умирающее морское чудовище, и Победа, венчающая героя, и вездесущие толстенькие пути-амурчики. А вот о композиции - думайте сами…
Тут видно, что Рубенс, хорошо знал первоклассных мастеров итальянского Возрождения: он усвоил и умело применял многие их находки и приёмы: мощь фигур и фресок Микеланджело, точный рисунок и ясную композицию от Леонардо да Винчи и Рафаэля. Видим также венецианцев - В. Тициана и П. Веронезе: от них жизненность колорита и редкие, для того времени, симфонии красок.
Теперь на стене справа - «Пир у Симона-фарисея». Сюжет из Евангелия.
О чём речь знаете? Христос приглашён на пир к Симону-фарисею, начитанному и знающему человеку, который тогда хоть и прислушивался, но, в то же время, и сомневался в проповедях Спасителя. Бывшая там блудница, послушав речи Христа, уверовала, раскаялась, и омыв Его ноги маслом, вытерла волосами.
Как во всех своих картинах, Рубенс строит сложную, пронизанную движением композицию, основой чего служит неравномерное размещение фигур на холсте. Большая группа на левой стороне: тут, и сам хозяин Симон в роскошном кресле, и его гости, и миловидные (по-рубенсовски!) девушки-служанки, с чернокожим слугой, несущие блюда яств и напитков. Справа: лишь Христос с апостолами.
Вес левой части явно больше - она тяжелее и, кажется, давит на расположеных справа, но именно, целующая ноги Христа, благодарная и уверовавшая в Учение грешница, даёт устойчивость правой части полотна. Одновременно, её склонённая фигура, замыкает овал движения наших глаз вокруг стола, по-фламански накрытого скатертью, белой и со складками от глажения... Ну а цветовое решение и рисунок великолепны, как всё у Рубенса!
Он также много работал и в пейзаже, и тоже успешно. Вот его «Пейзаж с радугой» - яркая группа горожан на природе. Такие, почти с натуры, почти без «красивости», пейзажи были в то время редкостью.
Теперь посмотрим несколько картин на консольных стенах по стороне окон. Вот два отличных эскиза к сооружению триумфальных арок в Антверпене. Слева - «Храм Януса». Что тут изображено? Беда во Фландрии - слепая Ярость врывается в её дом. Тщетно обитатели пытаются закрыть двери: Родине художника грозит война и смерть. Справа ещё одна угроза: Меркурий - бог торговли - улетает из этой страны… Разорение и бедность. Трагедия показана аллегорическими образами - в стиле века. Но написано виртуозно!!!
Здесь: слева - толстенькие малыши-путти обвивают статую богини плодов и процветания Цереры гирляндой. Картина написана также в соавторстве со Снейдерсом. Слева портрет (скорее даже, эскиз портрета) фламандца, служившего Испанской короне: Шарля де Лонваля. Интересен рамой с огромным количеством аллегорических изображений, часто противоречивых: тут одновременно и Слава и погасшие факелы… Да и прочее… Так победы были или поражения?
Возможно, так Рубенс-дипломат хотел подчеркнуть, что победы этого полководца частенько были «пирровыми»: где потери значительно преобладали над пользой. Но это эскиз-портрет очень интересен и как произведение искусства.
Посмотрим другие портреты… По-моему у Рубенса это самое лучшее. Начнём с неизбежных парадных. Самые парадные будут чьи? Конечно короля и королевы.
Честь имею представить Филипп IV король Испании и Елизавета Бурбонская королева Испании.
Портреты, как это и должно быть, торжественные, но решённые умело и крайне просто: ни лишнего золота, ни особой роскоши. Строгий наряд из тёмнокрасного бархата, поблескивающие украшения, эффектно и смело выхваченные, светом, очень характерные и «похожие» - убедительные - лица и кисти рук.
И ещё… О Рубенсе и мастерстве и искусстве портрета.
Вот два изображения: Джорджа Гейджа, английского священника и дипломата, знатока живописи - друга художника.
И один из самых пленительных женских образов в мировом искусстве - «Портрет камеристки (служанки) инфанты (дочери короля)».
Как вообще можно описать полёт ласточки или хоть утренний ветерок? Разлёт бровей, светлозелёные глаза и лёгкую улыбку? Нарисовать - можно! Но для этого надо быть гением… Таким, как Питер Пауль Рубенс. Не зря его ещё при жизни называли королём художников и художником королей.
Встали. Пойдём к Рембрандту. Рембрандт Хармес ван Рейн… Почему его называют по имени? А других художников - по фамилиям (Рубенс, Репин…). Не знаю…
Пришли - здесь недалеко… Начинал Рембрандт как и многие: яркие картины, церковные сюжеты. Но, с самых начальных работ у него своя манера, хотя знал и Античную классику и гениев Возрождения.
В «Жертвоприношении Авраама» уже чувствуется рука мастера. Сложная композиция из приёмов мастеров Возрождения. Тут многое ещё по-юношески эффектно - и падающий из руки нож, и беспомощное тело, приносимого в жертву сына, и резкое движение обрезанной краем фигуры ангела... Но, при всём этом, картина крепко «сделана» и отлично написана.
Или - «Святое семейство». Бытовая сцена: мама отвлеклась от книги на плачь проснувшегося ребёнка. Если бы не ангелочки в верхнем правом углу, не понять, что это Мария с младенцем Христом, просто - молодая мама с малышом…
Мастер в это время пишет много портретов и заказов, в целом дела у него идут хорошо. Сами гляньте: «Молодая женщина с серьгами», «Портрет учёного» - прекрасные портреты обычных людей. Вот справа: алтарный образ «Снятие с креста». Всё как у всех художников в это время. И тут мы обнаружим приём, найденный Рембрандтом - выделение главного на картине ярким световым потоком при сравнительно тёмном фоне.
В конце зала - «Даная»… Эта картина с историей! Сам автор через 10 лет почти заново её переписал. Да ещё в XX веке, после нападения маньяка, её реставрировали…
А полотно само по себе великолепно. Всмотритесь. Речь не о соответствии сложения модели стандартам - речь о том, как написана картина! Как применён «фирменный рембрандтовский» свет, как расположены «действующие лица», какие краски и цветовые пятна… В конце концов - смотрите, как подобран антураж и выписаны детали!
Многое здесь от сложившегося обычая писать такие картины, но выделение ярким потоком света - это его собственное. Мы в дальнейшем увидим, что «торжество света» Рембрандт пронесёт через всю, нелёгкую свою жизнь.
Так же много написано в это время и библейской темы. Эта картина носит длинное название: «Аман узнаёт свою судьбу». Бывший любимец царя, теперь он погружается в опасную опалу: ему грозит смерть. Человек изображен в стрессе, тяжёлом смятении чувств.
Портрет другого плана - любимая жена художника Саския в образе богини цветов Флоры. Тут, и наряд, и венок из цветов и плодов, и жезл обвитый свежёй зеленью. Вроде бы и тема предполагается светлая и весёлая. Но почему печальна сама Флора? О чём она грустит?
С некоторого момента, основной темой художника становятся именно портреты, точнее, человек и его внутренний мир. Возможно, это связано с наступившими тяжёлыми временами - Рембрандт разорён и его имущество продано, как говорится «с молотка»…
Отныне героями его портретов становятся люди немолодые и невесёлые, много пережившие…
«Портрет старика-еврея», «Портрет старушки», «Мужской портрет».
Об этих портретах можно говорить очень много. Правда, лучше просто постоять перед ними и «послушать» что скажет нам сам Рембрандт Хармес ван Рейн… А говорит он негромко, но веско. Рассказывает нам тяжелую истину несправедливости и тягот возраста, в том числе о своём - достигнув только к преклонным годам понимания смысла искусства и мастерства, художник начинает терять силы, и многие его замыслы остаются невыполненными.
Понять их, людей, которые жили столетия тому назад… Поймать в лицах, и обретённую мудрость, и сохранённую доброту, и тяготы болезней, и надежды и разочарования…
Не удивляйтесь, многие из этих работ, иногда и женские портреты, напоминают самого художника… Переживая в это время тяжелейший период забвения и безденежья он достигал глубочайшей правды в своём творчестве. Он, как бы, таким образом, писал свою собственную жизнь, разворачивал свою историю, свои мысли и трагедии, отобразив характер человека непростого и несдавшегося.
Ну, вот ещё портреты… Вот эти истинные шедевры:
«Портрет старика в красном», «Портрет поэта Иеремиаса Деккера», «Портрет пожилого человека». И ещё портреты и портреты…
Теперь у Рембрандта было мало заказов и учеников, и он частенько писал родственников, друзей, знакомых. Особенно мастер, как видим, любил рисовать стариков, которые имели массу свободного времени для позирования.
Все в жизни оставляет свой след, ничего даром не проходит: остаются раны на сердце, морщины на лице. В спокойных глазах старика заключена вечная память обо всем, что он видел и пережил, чему радовался и о чем горевал. А большие мозолистые руки говорят о том, как много он в своей жизни сделал.
Пожилая женщина, с приличествующем лицом и несколько натянутой полуулыбкой. Это портрет «Бартье Мартенс, она мать одного из учеников мастера - Хендрика Мартенса Сорга. Или «Портрет старика-воина» - на зрителя устремлён суровый и жесткий взор человека часто и близко видевшего смерть: тут и плотно сжатые губы, и блеск доспеха, и цепь офицера на груди, а только потом замечаешь, и впалые щёки, и стариковскую немощь… Мастеру подвластно выражение полной характеристики людей в тонко подмеченных им мелочах.
В картинах Рембрандта, старость это не увядание жизни, а, скорее, достойное ее завершение. Лица с портретов говорят нам о пережитом, о богатом жизненном опыте.
Портреты, как мне кажется, вершина творчества мастера.
Так… Ещё натиск туристов-экскурсантов… Хорошо, что мы успели многое посмотреть…
Не был бы я столь многословен - может успели бы всё увидеть…
Но, всё же, хочу сказать об истории этого собрания. Сто лет назад Императорский Эрмитаж мог похвастаться самым большим в мире собранием рембрандтовских полотен. К огромному сожалению, многие произведения этого мастера утрачены в 20-30 годах - просто и бездумно проданы другим странам… В основном, что касается наследия Рембрандта, это были именно портреты. Служителям, понимавшим действительную ценность произведений, приходилось частенько буквально прятать полотна…
Подойдём теперь к самому, пожалуй, известному произведению - это конечно «Возвращение блудного сына». Сцена из Нового Завета, из притчи, рассказанной Иисусом. Знаете её?Некий неблагодарный сын, получив часть имения отца, ушёл из дома и вел беспутную жизнь, не трудясь и проматывая полученное.
Тогда отец разгневался на него и не хотел даже о нём слышать. Но когда «блудный сын» прокутил своё богатство, обеднел и стал несчастен, он раскаялся и вернулся под кров отчего дома.
Несмотря на былой гнев, суровый отец простил его сразу, прямо на пороге дома, и даже приказал в честь возвращения «зарезать самого тучного тельца»… Рембрандт показывает нам сцену возвращения именно как великодушие, жалость и примирение.
Основное, как всегда у мастера выделено золотистым светом: лицо отца, упавший на колени сын, одетый в какие-то драные тряпки и жалкое подобие обуви с отставшей подошвой. Но главное - великолепно найденный художником, жест простившего отца, возложившего обе ладони на повисшие плечи и согбенную спину сына. Однако, в тени (только лицо и руки на свету) остался старший сын и его ревность: он все эти годы вел трудовую и праведную жизнь, а торжество (и, даже, запечённый с душистыми горькими травами и чесноком телец) досталось младшему - грешившему…
Не зря кто-то из мудрых, сказал, что у Рембрандта важно не только то, что выступает на полотнах в его торжествующем свете, а и то, что у него укрыто во тьме…
Перед этой картиной часто останавливаются люди. Одни уходят сразу, другие стоят долго.
Долгие годы искусство Рембрандта, великого Мастера Рембрандта Хармеса ван Рейна, оставалось в тени, и было почти забыто, уж больно необычными по приёмам, темам и технике написания были его картины, а уж портреты - особенно. Людям понадобилось два столетия, чтобы в полной мере оценить значение его творчества.
Ещё хочу рассказать, что при жизни у художника было много учеников и подражателей. Существует в искусстве даже термин «круг Рембрандта». Параллельно тому залу, где мы сейчас есть ряд комнат с этими работами. Посмотрим? Они достаточно интересны!
Ян Ливенс: «Голова старика». Саломон Конинк: «Старик- учёный». Самуэль ван Хогстратен: «Мальчик в окне». Геррит ван Хонтхорст: « Детство Христа». Или просто - Мастерская Рембрандта: «Портрет юноши в берете». Питер ван Стенвейк: несколько зловещий натюрморт с черепом - «Ванитас» (Суета сует).
Иллюстрации к этому рассказу смотрите на моей странице в Одноклассниках.
Свидетельство о публикации №214101001314