Судьба и небо. Отрывок. Июнь 1941
Покрышкин и подопечная молодежь находились в землянке, увешанной плакатами и схемами. Молодые летчики сидели за столами, впереди стоял преподавательский стол, на котором лежали какие-то тетради и несколько моделей самолетов. На боковой стене висел большой плакат с изображением горящего мессершмитта и сбившего его МИГа. На плакате крупная надпись «Истребитель! Не спрашивай, сколько врагов. Спрашивай, где они!» Позади стола находился Покрышкин с указкой в руке. На доске висела схема, на которой были изображены траектории истребителей и сопровождаемых ими бомбардировщиков. Летчики слушали его очень внимательно.
- Какова основная функция истребителей? – задал комэск риторический вопрос и сам же на него ответил.
- Главная задача истребителей – обеспечить успешную работу своих штурмовиков и бомбардировщиков и максимально затруднить действия бомбардировочной и штурмовой авиации врага. Авиация действует в интересах наземных войск. А это значит, что вашей главной целью всегда является фашистский бомбардировщик, а не истребитель, а главной задачей является защита своих бомбардировщиков и прикрытие наземных войск. Что толку, если ты погнался за «мессером» и сбил его, но при этом позволил «лаптежникам» безнаказанно отбомбиться по нашим? Ты увеличил свой личный счет, но не выполнил задачи, не уберег наших солдат и технику от фашистских бомб. Этот паршивый «мессер» не стоит жизней наших погибших солдат и сгоревших танков! И наоборот: если ты никого не сбил, но разогнал «бомберов», то ты свою задачу с честью выполнил и заслужил благодарность наших наземных войск. Улавливаете мысль? Не личный счет должен вас в первую очередь интересовать, а выполнение боевой задачи. Да, командование поощряет истребителей за воздушные победы, в том числе деньгами, хоть об этом и не пишут в газетах. Но, тем не менее, каждый воздушный бой должен быть оправдан. Если ты, сопровождая штурмовиков, увлекся преследованием какого-нибудь одиночного фрица и сбил его, а в это время «мессеры» растерзали твоих «горбатых», то ты достоен не награды, а трибунала. Враг всегда стремится связать группу сопровождения отвлекающим боем, а в это время расправиться с «бомберами». Так же поступаем и мы. Отсюда вывод: истребители действуют несколькими взаимодействующими между собой группами – отвлекающая группа навязывает бой истребителям сопровождения, а ударная группа атакует главную цель – вражеские бомбардировщики. И наоборот: если мы прикрываем своих, то одна группа должна быть готова связать боем на дальних подступах как можно больше «мессеров». Сбил, не сбил – не суть важно. Главное – отвлек, связал, а вторая группа в «карусели» не ввязывается. Ее задача - непосредственная охрана сопровождаемых самолетов. В этом основа тактики. Разделяй и властвуй! Иногда есть выбор: принять воздушный бой или не принять. И решение зависит от выполняемой в данный момент боевой задачи. Скажем, если вы совершаете воздушную разведку, то в бой не ввязывайтесь, уклоняйтесь, выходите из него при первой же возможности. И это не трусость, а необходимость. Ваша цель – доставить командованию информацию. Ею нельзя рисковать. Она дороже любого сбитого «мессера» или «юнкерса». Но если ты не принял бой и удрал, оставив сопровождаемые тихоходные и слабовооруженные Су-2, и тем самым обрек их на уничтожение, то ты предатель и трус, не заслуживающий ничего, кроме расстрела. Я повторяю и хочу, чтобы вы сразу четко для себя усвоили: главное для истребителя – это выполнение боевой задачи, а личный счет, сбитые – это все вторично. Вопросы есть?
- А у немцев те же принципы? – спросил Супрун.
- Я не беседовал на эту тему с пленными летчиками, но на основе личных наблюдений уже могу кое-что рассказать об их тактике. Вкратце могу ее охарактеризовать ее так: это тактика волчьих стай. Они не принимают лобовых атак и часто уклоняются от равного боя, всегда стремятся создать численное преимущество, нападать, когда их больше, зайти в хвост, найти самого слабого и неопытного в группе, добить раненого.
- Санитары неба! – усмехнулся Бережной.
- Да. Добить подбитый самолет – это их любимое дело, - подтвердил комэск, - ведь это легкая добыча. Отсюда вывод – в бою необходимо держаться вместе, выручать друг друга. Время асов-одиночек прошло в первую мировую. Нынешний воздушный бой – это бой группы против группы. Оторвался от своих – все, пропал! Каждый маневр должен быть осмысленным, осуществляется во взаимодействии с другими самолетами группы, в контексте ее задачи. Помните, как Суворов учил: каждый солдат должен понимать свой маневр. Отсюда следует, что группа должна быть слетанной. Поднимите руки, кто играет в футбол!
Все с улыбками подняли руки. Александр тоже улыбнулся.
- Значит, вам не надо объяснять, что в футболе главное – не умение отдельных игроков быстро бегать и владеть мячом, а сыгранность команды, ее четкие и слаженные действия. То же самое у нас – игра командная. Конечно, сейчас у нас остро не хватает самолетов, часто приходится вести бой в одиночку, но ситуация рано или поздно изменится. Промышленность даст много боевых машин, летные школы подготовят летчиков. Так или иначе, мы перехватим у немцев инициативу в воздухе, но пока приходится обороняться. Какие виды оборонительных порядков вы знаете?
- Оборонительный круг! – сказал Андрей Труд.
- Верно. Оборонительный круг. Его применяют и бомбардировщики и истребители, когда надо защищаться от превосходящих сил противника. Суть его в том, что самолеты летают по кругу таким образом, что каждый защищает хвост следующего. Этот метод хорошо защищает от атак на горизонтали. А как выглядит классическая атака на горизонтали? Настигаем цель, пристраиваемся сзади - девяносто процентов атак проводятся с задней полусферы - затем выравниваем скорость и прицеливаемся. Бить надо стремиться в упор и без промаха – враг не будет ждать, пока ты прицелишься. Итак, истребитель должен быть снайпером, но вы должны помнить, что стрельба издалека – это, как правило, бессмысленная трата боезапаса. Что говорят «Наставления истребительной авиации», с какого расстояния рекомендуется открывать огонь?
- С двухсот метров, - сказал кто-то.
- Правильно. А я говорю вам, что с двухсот метров стреляют слабаки! Стрелять надо со ста метров и ближе. Подходите к врагу как можно ближе, открывайте огонь тогда, когда он закроет вам весь прицел. Цельтесь в бензобак. Вот тогда вы поразите его наверняка. Пусть взорвется в воздухе.
- Но ведь, увлекшись атакой, можно самому подставиться под удар! – сказал Супрун.
- Верно. Это часто происходит с новичками. Поэтому говорю вам: в бою нельзя быть слепым. Не будь слепым – вот первейшая заповедь истребителя! Перед атакой оглянись назад, убедись, что тебя прикрывают. И если есть возможность, всегда прикрой атакующего товарища. Пусть он будет спокоен за свой хвост. Если у него более выгодная позиция для атаки, чем у тебя, дай ему возможность атаковать, прикрой его. Это как в футболе: если товарищ находится в более выгодном положении, чем ты, дай ему пасс. Пусть он забьет. Главное – выигрыш команды, а не личный результат. Верно?
Молодежь сосредоточенно слушала командира эскадрильи. Труд задумчиво кивнул на вопрос Покрышкина, а тот, помолчав немного, продолжил.
- Итак, оборонительный круг разбить трудно, если атакуешь его с горизонтали. А что, если перевести бой на вертикаль? «Худые» не любят бой на вертикалях, потому что уступают на них нашим МИГам. Ну, а «бомберу» он просто смерти подобен. Атакуй его с высоты. Вообще в небе сильнее тот, кто выше, быстрее и маневреннее. Нанеси ему удар на высокой скорости подобно тому, как сокол-сапсан бьет на лету утку. От соколиного удара нет спасения, если он выполняется правильно. А что для него надо? Меткость, точный расчет траектории своей и врага и своевременное открытие огня. Огонь должен быть мощным, с близкого расстояния, из всех видов оружия. Так, чтобы буквально сжечь врага. Итак, скорость, высота, точный маневр и мощный огонь – вот главные составляющие воздушной победы, можно сказать, ее формула. Скорость, высота, маневр, огонь! Я покажу вам, что такое «соколиный удар». Он наносится как по воздушным, так и по наземным целям.
- Товарищ командир, можно вопрос? – обратился к Покрышкину Супрун.
- Спрашивай, Степан.
- Так что ж получается? Все довоенные наставления уже не действуют?
- Формально их никто не отменял. Но если вы хотите побеждать в воздушных боях, перенимайте накопленный нами боевой опыт. Мы заплатили за него кровью и гибелью товарищей. Эти инструкции сочинялись до войны, а жизнь не стоит на месте, они безнадежно устарели. Продолжать следовать им означает обрекать себя на поражения. Мы с первых боев ощутили свою тактическую отсталость по сравнению с противником. За примерами далеко ходить не надо. Пара – вот основная боевая единица. Она обладает свободой маневра и значительной огневой мощью. Немцы стали летать парами за несколько лет до войны, а наша авиация все никак от троек избавиться не может. Ведомый – щит ведущего. Слетанность пары – основа тактической подготовки. Чему нас еще учили до войны? Летать в плотных порядках. А они ведь только для парадов годятся. Необходимо использовать разомкнутые порядки, но чтобы перейти на них, нужно преодолеть психологический рубеж. Мы привыкли летать по-другому. Нас так учили! Нам вдалбливали в голову все эти инструкции и наставления! Ну да бог с ними. Поговорим о способах атаки наземных и воздушных целей. Как мы атаковали в первых боях? Настигали цель и выравнивали с ней скорость перед прицеливанием, т.е. «бомберов», таким образом, мы атаковали на малой скорости и сами становились мишенью. Я так однажды напал на 88-й «Юнкерс» и позволил бортовому стрелку прицелиться. В результате меня от гибели спасла случайность – пуля попала в прицел. А наш летчик Коля Яковлев под Котовском в аналогичном положении погиб, пуля ударила ему прямо в лицо. Зато в другом случае я скоростной атакой спас своего напарника Семенова и сбил ведущего «мессера». Правда, тут же был сам подбит, потому что потерял драгоценные секунды, наблюдая за первым сбитым «мессершмиттом». Вот вам еще одно железное правило: сбил – не смотри на сбитого, а тут же энергичным маневром уходи, меняй направление. Итак, усвойте для себя, что скорость – необходимое условие успешной атаки. Высокая скорость обеспечит внезапность удара, создаст большие угловые скорости перемещения при ведении огня вражескими истребителями, стрелками бомбардировщиков и зенитчиками. Мы, когда в первое время сопровождали бомбардировщики СБ, летели рядом с ними на той же скорости. В результате «мессы» сбивали и их, и нас. Вывод отсюда мог быть только один: сопровождение бомберов, тем более устаревших, надо выполнять только на высокой скорости.
- Но как это сделать? – удивился Бережной.
- Змейкой! – ответил комэск и указал на плакат. - Как раз на этом плакате и показан этот способ сопровождения. Сопровождающим парам полет надо производить змейкой, выше и сзади бомбардировщиков, эшелонируясь по высоте. При этом пары должны строить змейку навстречу друг другу, чтобы обеспечить взаимное прикрытие. Этот способ сопровождения получил название «ножниц». Завтра мы перебазируемся в Котовск. Там вы все пройдете проверку техники пилотирования, проведете несколько учебных индивидуальных и групповых воздушных боев, освоите и этот метод сопровождения бомбардировщиков. Вопросы есть?
- Товарищ командир, мы еще на практике бомбометание не освоили. Полигона не было! – сказал Андрей Труд.
- Практическое бомбометание будете осваивать на настоящем боевом задании. Другие вопросы есть?
Покрышкин обвел глазами молчащую группу и улыбнулся.
- Тогда на сегодня занятия по тактике закончены.
Все собрались и вышли из землянки. Комэск вышел последним, застегивая на ходу планшет. К нему подошел одетый во все выходное и с пилоткой на голове Иван Вахненко.
- Аа, Иван! Ну, что такой нарядный?
- Проститься пришел, товариш командир. Сейчас с машинами уезжаю на станцию, а там поездом в авиашколу. Направление в кармане. Спасибо вам за все.
- Тебе спасибо, Ваня. Рад за тебя.
- А пилотку свою узнали?
- Конечно, узнал. По звездочке.
- Когда вы после того вылета не вернулись, взял ее себе на память. А потом друзья не велели ее вам возвращать. Сказали, плохая примета.
- Да я бы ее и сам не взял. Такие вещи назад не возвращаются. Желаю тебе в этой пилотке, Ваня, вернуться в нашу часть уже боевым летчиком.
- Спасибо! А про вас говорят, что вы здорово молодежь учите.
- Учу, как умею. Сам же с ними и в бой пойду. Ну, счастливо, Иван.
Покрышкин с Вахненко крепко обнялись, и Иван пошел в сторону грузовиков, на которые шла погрузка вещей. Пройдя шагов пять, Вахненко остановился и побежал назад.
- Товарищ командир, чуть не забыл, письмо же вам из дома пришло!
- Спасибо.
Александр взял треугольник письма и всмотрелся в почерк.
- От сестры из Новосибирска…
Он крепко пожал руку своему бывшему технику, повернулся и пошел, раскрывая на ходу письмо, расправил исписанные листки бумаги и быстро пробежал их глазами. Все ли у них там в порядке? В самом начале письма прочел: “Здравствуй, Саша! Как ты там? Не ранен? Здоров ли? Мы в порядке, но должна тебе сообщить, что получили печальное известие: наш брат Петр воевал где-то севернее Ленинграда, на Карельском перешейке, и там пропал без вести”.
Александр нахмурился, задумался, потом продолжил чтение письма:
“… Деньги от тебя пришли. Мама и я шлем тебе большое спасибо! Муж мой Павел тоже ушел на фронт и все наши двоюродные братья”.
Покрышкин дочитал письмо Марии и сложил его в нагрудный карман. К нему подошел Николай Лукашевич.
- Что с тобой, Саша? Почему такой хмурый?
- Сестра пишет, что брат без вести пропал.
- Так может, он жив!
Покрышкин покачал головой.
- Я его знаю. Этот упрямый крепыш в плен ни за что не сдастся. Значит, погиб.
- Что поделаешь, Саша. Война…
Свидетельство о публикации №214101001331