Что дает вуз? О барьерах специальных языков

В основном, знание языка! В анекдоте: Сколько языков знаете? Два – русский и матерный. Химик ответит – русский и химический. Физик – русский и физический. И так далее.

Нужды образования привели к дифференциации знаний. Дело в том, что западная цивилизация достигла необычайных высот в искусстве расчленения целого на части. Мы изрядно преуспели в этом искусстве, преуспели настолько, что нередко забываем собрать разъятые части в единое целое, которое они некогда составляли. Достаточно сказать, что по номенклатуре ВАК РФ химия подразделяется на 21 дисциплину, физика – на 23; экономика – на 19. Эта объективная тенденция и называется дифференциацией наук. Она необходима на стадии обучения узких специалистов. Но как справедливо заметил Козьма Прутков: «Специалист подобен флюсу: полнота его одностороння».

Тем не менее, необходимость дифференциации объективна. Может быть, это не лучший путь, но мы не знаем другого для решения проблем расширения научного фронта. Для большинства людей углубление в какую-то область означает по необходимости отказ от поверхностного даже вникания в другие области – сил и времени не хватает. И, кажется, формальным путем здесь решения не найти. В то же время, есть момент личного решения. Если человек хочет этого сам, он вполне может не замыкаться в пределах узкой области и стремиться расширить кругозор, в частности, научный. Однако, если собрать вместе в одной команде различных частных специалистов, это еще не может обеспечить комплексного подхода. Кто-то должен в достаточной степени понимать их всех и «должен остаться в лавке!». Еще лучше, если они все будут к этому, хотя бы стремиться.

Разделение естествознания на отдельные науки в наше время привело к ряду негативных явлений. Приведу два высказывания по этому поводу. Академик Ю.А. Косыгин, геолог по специальности, подводя итог своей научной деятельности, писал: «К концу ХХ века наука как бы разделилась на изолированные слои… Ученый специалист часто замыкался в своем слое, увлекаясь в его пределах деталями… Это создавало узость научного мышления, забвение целостности мира, проблемы которого могут решаться только совместной работой в разных специальностях или их взаимопроникновением. Разделение на специальности создает атмосферу затхлости и беспомощности».

Мысли новосибирского ученого Ю.И. Кулакова поразительно совпадают с первым высказыванием: «Современная наука, разъединенная на локальные дисциплинарные вотчины, надежно огражденные друг от друга высотами профессионализма и охранными грамотами специальных языков, нелегко вырабатывает интеграционный стиль познания. Но природа сама по себе не знает таких барьеров. Ученые обязаны обеспечивать согласованность представлений, причем не только в пределах собственной специализации, но и по отношению к другим областям знаний».

Вот определения некоторых понятий и предметов, которыми вы пользуетесь в повседневной жизни на языках специалистов.

Физик определит магнитные носители информации как ферромагнитный домен – макроскопические области ферромагнетика с различной ориентацией спонтанной однородной намагниченности.

Автор (физикохимик) назвал свою докторскую диссертацию «Релаксационные эффекты и фазообразование в неравновесных конденсированных системах». А работа, во многом, посвящена обыкновенному стеклу.

В мире персональных компьютеров виртуальная память – это пространство на жестком диске, используемое как дополнение к ОЗУ для хранения данных, пока не нужных процессору.

На языке геологов кимберлит (горная порода, из которой добывают алмазы) – гипабиссальная ультраосновная порода порфировой структуры, являющаяся эруптивной брекчией. Какой термин! Эруптивная брекчия! Как звучит! Музыка – правда геологическая!

В науке о народонаселении «бедные государства с избыточной демографией имеют тоталитарную тенденцию при склонности к внешней агрессии».

В экономике большинство отдельных слов понятно, поэтому создается иллюзия, что в экономике каждый может разобраться без специальной подготовки. «В основе монетаризма лежит уравнение обмена (уравнение Фишера), объединяющее денежную массу в обращении, скорость обращения денег, среднюю цену и количество товаров».

Жаргону воров (арго) учат в тюремных «университетах». «Шнырит урка в ширме у майданщика, бродит фраер в тишине ночной. Он был плумбелем, а сек бананщика. Зыкнул по блатному: штымпель блу, легавый стой». Современный повседневный язык широко использует слова арго, выделенные курсивом и приведенные далее: иметь крышу, мочить в туалете, получить ксиву, за базар ответишь и т.п.

Эти барьеры специальных языков необходимы для понимания специальной литературы, но мешают интеграционным тенденциям современного естествознания и техники. 


Рецензии