Апсны Страна Души, удивление 5-ое - рыночное

5-я часть: «Рынок в Пицунде»

     Так случилось, но в Абхазии нам не встретился ни один магазин в прямом понимании этого слова. И дело, конечно же, не в том, что понятие кассовый аппарат, торговый чек, экскурсионный талон, входной билет или что-то подобное  здесь, как правило, отсутствует, а в том, что магазином в Апсны (как минимум в курортный сезон) является вся её территория без исключений. Торговлю население ведет практически везде: на территории гостиниц и пансионатов; на специально отведенных рынках и вокруг них; на тротуарах, газонах и обочинах дорог; из окон «многоэтажек» и машин; в церквях и музеях; в общественном транспорте и остановках; столовых и кафе.
     В поселках и деревнях у калиток практически каждого дома устроены самодельные торговые полки, столики, лавки, полностью забитые изобилием фруктов, овощей, всевозможных домашних напитков, сладостей, сувениров и поделок.
     Даже на пляже почти круглосуточно идет торговля, что очень забавно.
     Впрочем, мы и раньше на многих пляжах мира встречали продавцов копченой рыбы, вареной кукурузы, мороженного, а иногда и свежевыжитых соков, но их было очень немного - один на пару тысяч отдыхающих. Да и те, своими выкриками и суетой успевали за пять минут так сильно надоесть, что до покупок дело практически никогда не доходило. Здесь же (в Абхазии), несмотря на то, что продавцов было лишь на порядок меньше покупателей (через каждые 50-100 метров стояли лавки с вином, чачей, коньяком, закусками и сувенирами) было тихо, уютно и удобно.
     В общем, в Апсны купить можно практически всё и везде, никуда ездить нет никакой необходимости. И что удивительно, вопреки всем законам «торгового жанра», цены на товар везде примерно одинаковые, что в центре города (непосредственно рынке), что, на пляже. Такого мы не видели нигде. Обычно в Европе (и не только) самая дорогая и невыгодная цена товара была в гостиницах и рядом с ними, то есть в курортной зоне. Поэтому мы всегда интересовались, где отоваривается местное население, и шли посмотреть на реальные цены, товар, людей.
     А здесь (в Абхазии) всё оказалось не так, ну или не совсем так. И всё потому, что здесь  реально народный рынок. И какой рынок? Спрос моментально рождает предложения, а возможности клиента цену. Никто никого ничего не заставляет и не торопит…
     Давно мы не видели такой красочной картины, когда у тесно уложенного на деревянных лавках товара не менее тесно и красочно, как в фильме «Вокзал на двоих», стоят колоритные загорелые продавцы, оживленно и миролюбиво беседующие между собой, не особо обращая внимание на покупателей. Правильней сказать не продавцы, а продавщицы. Здесь, кстати сказать, в отличие от фильма и виденных нами восточных рынков, торговлей занимаются практически одни женщины. Мужчины в большей степени сидят стайками в сторонке, как правило, в открытых кафе, либо уютно расположившись за сборными столиками в тени у своих машин, и, конечно же, неспешно обсуждающие последние новости в Апсны и во всем мире.
     Это святое дело. Все обо всём в курсе, и все обо всех всё знают. И что у соседа в огороде творится, и что в Антарктиде случилось, в Австралии, что подумал президент и как на это среагировали его оппоненты. Обо всём на свете есть своё ничем непоколебимое мнение.
     Но об этом открытии чуть позже, в другом удивлении.
     А пока о рынке. Он поистине прекрасен и интересен. Во-первых, там есть практически всё, что интересно современному туристу. И курортная одежда, и обувь, и головные уборы, и даже национальная одежда: бурки, папахи, кинжалы и прочее. В огромных количествах уникальные кавказские сувениры, вина, мед, всевозможные сладости, фрукты, соки, национальная еда.
     И что особо приятно, как я уже говорил, на рынках в Апсны никто ни к кому не пристает. Можно сколько душе угодно спокойно бродить, ходить вдоль рядов, и никто не завопит тебе с африкано-азиатским акцентом: «Дэ-шэ-ва, па-ку-пэй, нэ ухады, скидка». Не люблю, знаете ли, когда незнакомые люди вдруг врываются в твое пространство и начинают что-то говорить, настаивать, что-то подсовывать тебе под нос. Вроде бы и обидеть не хочется, но находится в таком месте - мне сразу становится неохота.
     Здесь же (в Абхазии) можно спокойно и посмотреть, и посравнивать, и подойти спросить, и даже попробовать, что мы обычно не делаем.
     Интересно и очень неожиданно было и то, что скидок на товар (ни оптовых, ни штучных, ни на уценку, ни в качестве рекламы) здесь нет, и не может быть, по определению. Здесь никто и никогда не торгуется. Цена назначена с учетом покупательского спроса и, как правило, написана на товаре. Такой порядок. Очень, кстати, удобно. А то начнут (к примеру, в ювелирном магазине Эйлата) канючить: одна скидка за день недели, другая за страну туриста, третья за особые заслуги, но итоговую цену, мало отличающуюся от первоначальной, узнаешь только на кассе, когда уже печатается чек.
     Апсуа, если им понравился покупатель, могут сделать подарок - это правда, в виде перевеса фруктов, либо положить чего-нибудь дополнительно попробовать. При покупке меда на пасеке в горах (меня, как раз кто-то поздравил по телефону с днём рождения), хозяин, услышав мой разговор, вдруг, подошел и вручил (вдобавок к моим двум банкам меда) огромную бутыль свежей абхазкой медовухи. Кстати, прекрасная оказалась штука, напомнила мне березовый сок: и по цвету, и по запаху, и по вкусу…
     Что ещё очень удивило - в Абхазии в отличие от пригожей Европы и ближней Азии с Африкой не принято выпрашивать чаевые, как впрочем, и подаяния. Никто не стоит с протянутой рукой: ни «юродивые» у церквей, ни обслуживающий персонал в ресторанах, ни водители экскурсионных автобусов, ни носильщики (их, кстати, там нет) или кто-либо ещё. Ну, не просят они вообще ничего, говорю я вам.
     Апсуа гордый народ, ему не нужны ни подачки, ни чье-то мнение на товар или услугу, которую он предлагает. Ты либо берешь, либо нет. И всё. Услуга и стоимость её обозначена, и отступлений от этого быть не может ни в цене, ни в действиях. Ни больше и ни меньше.
     Однажды  в одном ресторане мы устали ждать свой шашлык, который почему-то неспешно готовился поваром больше часа (видно набирал заказы для розжига костра). А когда мы не выдержали, встали и ушли, оплатив конечно полностью услуги ресторана, то нас долго не отпускали, настаивая, чтобы мы забрали своё неготовое блюдо с собой.
     Смешно.
     Должен оплатить - это понятно. Но, оплатив, почему нельзя уйти без товара.  Обидно?
     Вот это поистине и удивительно…
     Но здесь нет ничьей вины. Ни в том, что шашлык долго не делали, пока заказов не набралось. И  ни в том, что не отпускали, не выполнив оплаченную услугу. Здесь, что-то совсем другое, что-то необычное.
     Стереотип? Никаких отступлений от обычая?
     Не знаю. Может быть и так.
     Но мне кажется, здесь не всё так просто, здесь надо подумать. Но об этом тоже не здесь. Все мысли в кучу лучше не валить, а то получается какой-то «сумбур»…
     А пока, напоследок в этом рыночном удивлении, удивлюсь ещё только одному - ценам. А то получилось, что о главном то так и не поговорили, хотя они бросились в глаза первыми, а уж всё остальное потом…
     Так вот, цены почему-то оказались несхожими со стоимостью товара, к которой мы привыкли и у нас в Питере, и на других курортах. Вся обычная, повседневная пища (мучная, мясная, молочная) оказалось значительно дешевле, чем везде, но в изобилии растущие здесь на каждом шагу фрукты и их производные (соки и вина) прилично дороже.
     В августе виноград и персики у производителя под плодоносящим деревом не должны быть дороже цен магазинов-посредников за 3000 километров отсюда. Но они (цены, то есть) были реально дороже. Так, бутылка самого дешевого сухого местного вина на заводском прилавке в Гудауте стоила 200 рублей, то есть ровно столько сколько стоят в Питере большинство Испанских, Болгарских, Французских и Итальянских вин. А в самих этих странах (на более десяти курортах, где мы бывали сами) молодое сухое бутылочное вино не превышало стоимости двух Евро. Точно также обстоят дела и со свежими фруктами и соками. Зато прекрасное копченое мясо, свежий сыр, молоко, мороженное, сдоба по некоторым позициям на порядок дешевле, даже огромных оптовых магазинов в крупных городах.
     Это поистине интересно и удивительно…
10.10.2014г.


Автор благодарит критика (ЕМЮ) и корректора (ЕАрВ) за оказанную помощь.


Рецензии