Окна

               

Я с  детства любила  смотреть на чужие окна, и позже, проезжая мимо  на  транспорте или проходя неспешно  пешком, я всегда  смотрела  на  окна. Чужие  окна  всегда вызывали у меня интерес. Одни притягивали взгляд, другие пугали, третьи наводили на  грустные или веселые мысли. Уже  один только  их внешний вид говорил  многое  о тех, кто  за ними проживает, а моя неуемная фантазия дорисовывала  образы и судьбы владельцев квартир, окна которых привлекли мое внимание. Друзья часто подшучивали над   моим необычным хобби, называя его криминальным. Во время поездок в городское педучилище, а потом  туда же, но уже на  работу, меня всегда привлекало одно  окно на первом  этаже. Я с удовольствием  рассматривала  аккуратно выкрашенные рамы, чистые прозрачные стекла, шторы занавески и ухоженные, буйно цветущие в любое время года, цветы на  оконной подушке. Но вот, спустя года полтора, я заметила на окне не очень чистую стеклянную  банку, она совсем не вписывалась  в привычную картину уюта и порядка на  окне. А через  месяц я увидела, что  шторы   были   небрежно скучены в одну сторону, а на окне валялся какой-то  бумажный,  промасленный пакет, как, будто от пирожков. Еще через месяц это окно  было  разбито изнутри, и уже куча разных банок громоздилась на окне. Одна с недоеденными огурцами, другие тоже от каких-то консервов, молока, сока. Тут же стояло несколько пустых  винных и водочных бутылок.
Все это  теснилось между горшками с цветами, а сами  цветы как-то поникли, кое-где посохли и уже не цвели так пышно и красиво. Потом я  заметила, что  одной  шторы не стало, а вторая  держалась  на честном  слове.
Мой разум   просто  требовал  объяснения этой непонятной метаморфозе, не по  душе мне  были такие  печальные превращения, и  однажды я, не выдержав,  специально приехала к  этому  дому.  Зашла в подъезд, посмотрела   на  дверь с исковерканным  замком и  свернутой ручкой.  Квартира   номер  двадцать  два… Я вышла, огляделась, и  увидела,   напротив подъезда,  под   деревом  на  лавочке трех  женщин. Я подошла к ним и напрямую спросила о  жильцах этой квартиры, и услышала  такую  историю:
-Здесь   жила семья  - Ольга и  Андрей  Волошины с дочерью  школьного возраста. Андрей  работал   прорабом на стройке, Ольга воспитателем в  детском садике, а  Настенка училась в соседней школе. Все шло прекрасно, но потом соседи стали замечать, что  Андрей приходит с   работы под  хмельком. Дальше- больше… Начались  скандалы, а  потом и вовсе  он совсем  с ума сошел: избил  Ольгу, требуя от нее  денег, а сам-то  уже не работал – уволили за  пьянки. Ольга этого  не простила, тем  более,что  он стал кричать  на  дочь, обзывая ее грязными словами, когда та  пыталась  защитить мать. Ольга собрала свои   и  дочерины  вещи и уехала  от   мужа к матери в  деревню. Андрей совсем  опустился.  Толпы   алкашей постоянно  у него  отираются. Пьют, дерутся, спят, потом снова пьют. Участковый предупреждал его несколько раз, составлял протокол, но  до сих  пор ничего не изменилось, - закончила свой рассказ  словоохотливая   женщина.
Я поблагодарила ее и пошла вдоль улицы, удивляясь - насколько точно я предугадала ситуацию с превращениями в этом окне.
В другом  районе, а мне приходилось  проезжать   через весь  город - сначала старый «купеческий» район, потом через  цент и до  самой новостройки. Так вот  там  меня  так же сильно  привлекали совсем  другие  окна. Окна, а их  было  три, сильно выделялись в  общем  ряду  окон  на первом  этаже, восьмиподъезного  дома. В них  виделась какая-то запущенность, отрешенность в былом величии…Некогда  богатые, дорогие шторы уныло свисали   в своей несвежести.  На окнах стояли в полном  беспорядке какие-то  бронзовые и фарфоровые   статуэтки, кое,  где светилась голубая гжель. Я не сказала бы, что  окна были грязные иль  замызганные. Нет.  Но, по всему  было видно их,  давно не касалась рука человеческая.  Балкон у среднего окна был пуст, но обшарпан, как и сами окна,   ветрами, дождями и временем. В этом  районе  жила  моя  сокурсница и я, как-то не выдержав, стала расспрашивать ее об  этих  окнах.  Ира уточнила номер  дома, я объяснила, где это, номера я не  знала.
-А, так  там слева  блинная. Поняла. В этом  доме  бабушка  моя  живет.  Я ее расспрошу, - пообещала  мне  Ира и я  стала  с нетерпением   ждать…
Через   неделю  Ирина поведала мне следующую историю:
-В этом  доме, в квартире  номер пять  восемь лет  назад  жила семья из  четырех  человек. Хозяин, назовем  его Бакунин Сергей  Иванович, был  заместителем  директора  котельного  завода, а поскольку   завод  поставлял свои  знаменитые котлы не только  по всей   стране, но и   за  рубеж, он часто уезжал в командировки по всему Советскому Союзу, но и  за  границу. Двое   разнополых  детей дали возможность семье получить  большую квартиру. Жена работала ревизором в торговле и это в то время тотального дефицита, позволяло ей иметь многое, чего не могли   другие люди. Хорошая  зарплата мужа, связи  жены, Нели Федоровны, давали возможность  жить на  широкую  ногу. Дети всегда  были одеты лучше многих, в импортные вещи, что  тогда  было  большой удачей и редкостью. Что уж  было  говорить о  нарядах  самой  Нелли…С продуктами в  стране уже  была « напряженка», а у них на столе всегда были всякие вкусности, явно из  кооперативного магазина и еще  действующих в то время   валютных магазинов «Березка». Сергей Иванович вроде  бы и не  был подкаблучником, но в  доме все   руководила жена, и она все  время  говорила ему, чтобы  он  прикупал валюту, якобы  за ней  будущее…. Тот, в угоду  жене, пошел  на противозаконные,  по  тем  временам  валютные операции и,  будучи, не искушенным в этом  деле, быстро попал  в поле  зрения соответствующих  органов. Все  рухнуло в одно мгновение: потеря престижной должности, предстоящий суд с возможной конфискацией….Сергей Иванович не смог  вынести  такого позора и  взяв старое отцовское ружье ( тот  был  заядлым охотником),патроны, закрылся  в комнате и, как научили  современные  фильмы, сделал  выстрел в рот. Страшная  была картина! Жена  была на работе, дочь в  школе, она  заканчивала  одиннадцатый  класс, сын уже учился в  Барнаульском  институте. Жена  чуть не сошла с ума, но  соседи  судачили: - Ни столько  из-за потери мужа и  отца, сколько из-за потери финансового источника. Семья  была в полной  растерянности, и всех волновал один вопрос – на что  жить дальше, причем   хорошо?
После похорон сын уехал. Люди говорят,  пристроился  к  какой-то   немолодой, но  богатой вдове, и напрочь  забыл  про мать и сестру. Дочь, кое-как  окончив  школу, пустилась  во все  тяжкие…
Позже  так же очаровала  какого-то  «нового русского», бывшего  деревенского бездельника и вроде   неплохо  живет.  О матери   она  тоже  больше не вспомнила ни  разу.
Связи  Нелли   как-то  сами по  себе стали рваться, а потом, после очередной, наполовину  липовой ревизии, ей предложили   по - собственному…
И вот, некогда шикарная квартира и ее окна пришли в запустение и разор. Нелька, так ее теперь  звали соседи, распродавала  вещи, посуду, антиквар.  Сомнительные  люди  посещали ее, унося последние  остатки роскоши.
Неля теперь  неделями ходила в одной  одежде, а люди-то  помнят, как в  пору страшного дефицита, Неля  каждый  день  удивляла соседей и сослуживцев новыми  нарядами.
-Да… История.   А дети, что  же, совсем ей не помогают?
-Нет. Неля  заботилась всегда  только  о  материальной стороне их  жизни, а  душой совсем не  занималась.  Вот  они такие бездушные и  выросли. Зато я  тебе   сейчас  покажу окна  другой квартиры.  Пойдем со  мной!
Людмила привела  меня на  глухую  улочку, недалеко от старого городского роддома, где я ни  разу не  бывала и показала мне   на  крайние нижние окна  двухэтажного  дома. Я зачарованно смотрела и удивлялась:
-Красота-то,  какая! Окна  напоминали  кукольные  домики.  Ухоженные цветы переплетались с куклами – героями  из  разных сказок, составляли  целые сюжеты.  Где-то горели  гирлянды, подчеркивая  сказочность этих  необычных   окон-витрин. Чистенькие, выкрашенные  обычной краской, они притягивали взор  проходящих  людей.
-Кто же здесь  живет? – спросила я  Ирину
-Мария  Сергеевна  Тушева, бывшая  учительница, а  теперь  пенсионерка – общественница.
Она  организовала студию, собрав всех   неблагополучных  детей, у себя в квартире.  Сначала всех  поит   чаем, а  потом  учит  вязанию, шитью, лепке. Учит  готовить простые  горячие  блюда.  Они  у нее постоянные участники всех выставок, ярмарок, фестивалей.  Вырученные деньги  распределяют общим советом на покупку  материла для рукоделия, на  питание и продукты и на поощрение самых  старательных. Но я-то  знаю, что  она всем  детям  назначает премии, если  он   ходит  регулярно. Дети  очень  любят  свою  учительницу и свою студию.
Многие  дети уже   уехали учиться, кто-то  работает, кто-то уже семьи имеют, но   «маму» свою не  забываю – пишут  письма. Звонят и  шлют ей посылки.
Вдруг  в окне показались две  детские фигурки, они что-то  переставляли  на  окне. Добавляли, обсуждали  и весело  смеялись.
-Это счастливые  окна,- сказала я,- облегченно  вздохнув. Спасибо  тебе, Иришка, за  такой  чудесный  экземпляр в моей коллекции  окон. И я,  довольная, пошла  на  остановку, радуясь, что  у  окон, как и  у  людей, разные  судьбы…


Рецензии