Из воспоминаний Юрия Николаевича Абросимова

Моя прабабушка Агриппина Григорьевна по дореволюционному паспорту была нижегородской мещанкой. Родилась она в 1874 г.
Её место рождения деревня Щедрино Нижегородской губернии. Мой прапрадед Григорий Берикеев, видимо, почувствовал после манифеста Александра II волю. Семья переехала вниз по Оке за 40 вёрст в село Павлово. Жизнь там ему вскоре не понравилась, и он, оставив жену с детьми, уплыл дальше к Н-Новгороду. Не находя лучших мест для жизни и работы, он возвращался, но потом снова уплывал. Так последний раз он вернулся из села Сормово. Но это возвращение было последним. Вскоре после этого умерла и моя прапрабабушка, оставив сиротами 8 детей. Некоторые были уже взрослые, но другие были подростками. С болезни матери хозяйство вела старшая из детей Анна. Перестав получать помощь от отца, семья была вынуждена привлекать к работе и младших детей.
В Павлово и соседнем селе Ворсма был развит металлообрабатывающий промысел. В Павлово получали слитки чугуна по Оке из близких рудников и доменных печей. В Павлово чугун перерабатывался в качественную сталь. Там же из этой стали делали холодное оружие и столовые приборы. Из Павлово в Ворсму везли стальные заготовки.
Село Ворсма было подарено царём Михаилом Минину за организацию ополчения.
Оно известно как изготовитель именного холодного оружия по царским заказам. В конце 19-го века его мастерские имели подряд военного министерства на поставку медицинских инструментов для армии.
Большинство взрослого населения этих сел работало в металлических мастерских, где без всякого понятия о защите труда была высокая смертность. Поэтому понятно стремление отца увезти семью из Павлово и ранняя смерть матери. А младшим детям досталось пасти коз, ухаживать за чужими малышами и стирать чужое бельё, а, повзрослев, стремиться дальше от этих мест. Агриппина Григорьевна стала сиротой в 15 лет.
Много лет спустя моя бабушка усмехалась: «Ты чумазый, как мой отец - твой прадед. Тот, как возвращался с работы из мастерской, по физии грязь размажет – смотри, мол, Грунька, я уже мастеровой». Когда Фёдору Братанову исполнилось 18 лет, поженились они, и у них в 1895 году родилась дочь Нюра – моя бабушка.
Бабушке было 3 года, когда умер и отец - мой прадед Фёдор Братанов - как и другие в тех краях, от лёгочного заболевания. Похоронив мужа, Агриппина Григорьевна переехала в Баку к сестре Домне, которая была замужем за чиновником Герасимовым. Через 5 лет Агриппина Григорьевна познакомилась с Иваном Кузьмичом, приказчиком в магазине. Вскоре они поженились и решили искать счастье в Сибири. Оставив дочь Нюру у сестры до тех пор, пока не устроятся на новом месте, они переехали в Енисейск. Там Иван Кузьмич подружился с Алексеем Кытмановым, сыном крупного сибирского купца. Иван Кузьмич, как тот золотой телёнок – Корейка, походя, в уме выдавал ответы на сложные арифметические задачи. Внешне был привлекательным, умным и воспитанным, но страдал запоями.
В 1902 г. у Агриппины Григорьевны и Ивана Кузьмича родилась дочь Тамара. Репутация Ивана Кузьмича благодаря запоям была подорвана. С Алексеем они решили, что Иван Кузьмич с женой и дочерью переедут в Минусинск. Там он соберётся, скопит денег и станет компаньоном Алексея. В 1904 г. родился сын Борис.
Узнав, что Иван не смог победить свою болезнь, Алексей приехал в Минусинск и изменил план. Теперь Алексей даёт начальный капитал в виде домов, которые Иван будет сдавать внаём и тем накопит деньги на покупку магазина. Груша должна содержать дома и получать за них плату. Дочь Нюру привезли из Баку в помощь матери. Вдвоём Алексей с Иваном в Красноярске купили 5 домов для сдачи квартир и дом для семьи Ивана. Затем вся семья уехала в Красноярск. Иван снова стал работать в чужих магазинах приказчиком.
В 1912 г. приехал Алексей и убедился, что Иван продолжает пить. Дальнейшие дела Алексей стал вести с Грушей. Он арендовал магазин в Падалкином пер. напротив собора. Решили пока начать торговлю мануфактурой, накопив деньги от этих продаж, выкупить этот магазин и перепланировать его помещения. Главным в магазине должна была стать секция электротоваров.
Груша на деньги от сдачи квартир должна обеспечить закупку мануфактуры и контролировать её продажу. Всё стало по плану Алексея. В 1916 г. сияющий после ремонта магазин стал торговать электротоварами, которые из центра в Красноярск поставлял Алексей, мануфактуру и бытовые товары скупала Груша, а Иван Кузьмич, став совладельцем, с подчинёнными не пил. Это было ниже его достоинства. Долг Алексею уменьшался, но он не торопил. Главным для него было то, что Красноярск стал самым электрифицированным городом Сибири. Так продолжалось до Октябрьской революции. Когда Советская власть укрепилась в Сибири, все частные владения были национализированы. Кузьмич стал работать в Центросоюзе. Но вскоре умер при эпидемии тифа. Лишившись средств существования, Агриппина Григорьевна уехала с детьми к дочери Анне в Саратов.


Рецензии