Флотское эссе. Купель адмирала IV

                Флотское эссе. Купель адмирала-IV



Продолжение. Начало http://www.proza.ru/2014/09/20/332

     Осенью 1979 год  Владимир получает назначение в  свой родной  дивизион  малых противолодочных кораблей  на должность начальника штаба дивизиона. Семь лет прошло как  он молодым лейтенантом  начал  службу на МПК-85  в должности командира  БЧ2-3. Теперь ему доверено управлять  подготовкой и боевой службой   всех кораблей дивизиона. Уже не один корабль, а весь дивизион нужно протащить через горнило подготовки и сдачи множества    задач  по организации службы,  борьбы за живучесть,  навигационной и  мореходной подготовки,  задачи одиночного плавания и в составе группы кораблей.  Наконец, отработка и сдача задачи поиска, преследования и уничтожения подводной лодки противника и, под завязку учебного года,  артиллерийские стрельбы  по надводной и воздушной  целям.

     Через два года в 1981 году  уже капитан третьего ранга Владимир Комоедов  становится командиром  дивизиона. Знать неплохим был он начальником штаба, коль доверили дивизионом командовать.   
К 1981 году более половины  кораблей из состава  дивизиона  отслужили по 15 – 18 лет, то есть  три четверти  отведённого им срока. Преклонный возраст  корабельного состава  дивизиона  находил отражение  в   ухудшении боевых  характеристик   кораблей и, как следствие,  сказывалось на состоянии всего соединения.  Участились  поломки материальной части, резко пошла на убыль их скорость и маневренность. Стоило больших трудов  и напряжения  поддерживать  старые корабли в  боевом состоянии.  Всё это свалилось на плечи  молодого  командира дивизиона, ведь в  бригаде ОВРа и в  базе никто не делал скидок на  солидный возраст  кораблей дивизиона и   молодость его командира. Владимиру исполнилось  тридцать один год. Энергии и настойчивости ему не занимать, да и опыт уже немалый был за плечами. Бесценные крупицы  военно-морской науки, приобретённые  в аудиториях  и на тренажёрах  Высших офицерских классов ВМФ всегда приходились кстати и  выручали  Владимира в  трудные  моменты, помогали  оперативно и  грамотно принимать решения в  непростых ситуациях.

     А молодость?  Она была его преимуществом. Владимир не засиживался в  штабе дивизиона, в море, только в море достигался успех. Поднимал  вымпел комдива на корабле  в составе  поисково-ударных групп, выходил в одиночные дозоры. Владимир считал,  что  если в море выходит  более двух кораблей дивизиона, то место комдива на одном из них.  А в море, каково «горбатое» оно ни было,  постоянная отработка  задач, тренировки  командиров и личного состава, следуя  известному суворовскому завету «трудно в ученье – легко в бою». 

     В  июне 1983 года, через  два года молодому  командиру 24  балтийского  дивизиона  малых  противолодочных кораблей   присваивают  звание капитана второго ранга. Одиннадцать лет морской службы потребовалось  Владимиру Комоедову,  чтобы перешагнуть эту   важную  с точки   зрения военной карьеры  ступень. Ведь   известен  закон  предела компетентности, который действует всё жёстче с каждой более высокой ступенью карьерной лестницы.  Суть его   в том, что на какой-то ступени  профессионального роста  человек уже плохо справляется  с решением  текущих задач, соответствующих  данной ступени.  Например,  далеко не каждый хороший командир корабля   сможет  справиться  с обязанностями  командира соединения кораблей.

 
     Полученное звание капитана второго ранга в возрасте Христа как бы подытоживало    его  службу  во флоте. Для большинства  офицеров  это уже предел, дослуживается  двадцатипятилетний стаж до выхода на пенсию. Дальнейший служебный рост офицера  возможен только  через  Академию. С сентября 1983 года  Владимир Комоедов  становится слушателем  Военно-морской Академии, которую заканчивает с отличием  и в июне  1985 года назначается  начальником штаба  двадцать шестой бригады противолодочных кораблей. 

         Бригада дислоцируется в военной гавани  Балтийска и состоит  из  десятка сторожевых кораблей  проектов 159 и 35, большинство из которых    находилось в строю  более двадцати лет. То, что  бригада называлась  противолодочной, а состояла из сторожевых кораблей, объяснялось тем, что до мая 1966 года корабли  более раннего 159 проекта  и   проекта 35 считались  противолодочными кораблями. Корабли переклассифицировали в сторожевые, а название бригады осталось без изменения. Впрочем, от перемены  класса  задачи  этих кораблей не изменились, с шестидесятых годов почти  весь надводный флот становился противолодочным.  Оба проекта  создавались почти в одно время, причём  проект 35 следовал за 159, как его версия. Задачей  проекта 159 было  создание противолодочного корабля, который сменил бы знаменитые   большие морские  охотники проекта 122-бис. Последние   к концу шестидесятых годов   уже потеряли способность  хоть как-то конкурировать  со своими  аналогами  ведущих морских держав  по оснащению и вооружению, да и физически поизносились  изрядно. 

      Однако, в процессе разработки корабля проекта  159  его водоизмещение превысило 900 тонн,  а  тактико-технические  возможности значительно превзошли  способности  большого охотника, особенно в вооружении.  Фактически  оказалось, что корабли проектов 159  и 35  соответствовали классу сторожевых кораблей  и на самом деле могли служить скорее заменой  «полтинников», сторожевиков проекта  50. Но  СКРы проекта  50  в  начале  60-х годов, когда началось строительство  кораблей  проектов 159 и  35, были в зените своей  силы и славы и замены  ещё не требовали.  Так они и служили  рядом  сторожевики  этих трёх проектов, каждый был хорош в своём амплуа.  И исключены из состава флотов корабли этих  проектов были почти одновременно – в конце  восьмидесятых – начале девяностых годов. 

     Конечно,  бригада сторожевых кораблей -  это не дивизион  малых противолодочных, боевые задачи посерьёзнее и  зона  действия подальше от базы. Правда,  корабли эти, как и малые противолодочные проекта 204, к 1985 году, когда  Владимир Комоедов  стал начальником штаба  бригады,  выработали  большую часть  ресурса.   Один за другим они  покидали  боевой состав бригады, и  в начале трагических для государства девяностых годов двадцать шестая  бригада противолодочных кораблей прекратила  своё существование.  Наверное, мало радости  служить в  умирающем  соединении  боевых кораблей, видеть как  «старики», некогда бывшие грозой  Балтийского и Северного морей, уже немощные, один за другим навсегда покидают  Военную гавань. А на смену - леденящая флотское сердце пустота… К счастью, уже в следующем 1986 году  капитана второго ранга  Владимира Комоедова  назначают командиром   64 бригады  Охраны водного района,  его родной бригады, в которой он  начал  службу  четырнадцать лет назад.

     К 1986 году  великая страна, ведущая  тяжёлую   холодную войну, сопровождаемую  изнуряющей гонкой вооружения с ведущими  мировыми державами, начала испытывать  трудности  практически на всех направлениях социально-экономического развития. По сути, развитие остановилось, а к середине восьмидесятых годов   начали  явно проявляться симптомы  хронического кризиса.  Тяжёлая афганская война, которая  явилась следствием ряда грубейших стратегических просчётов  политического  руководства, уже десять лет неумолимо подтачивала  экономическую мощь  государства. Громадная масса  материальных ресурсов - горючее, ткани, стройматериалы, медикаменты и продовольствие и многое, многое другое - утекала в Афган, как в бездонную чёрную дыру. А в обратном направлении – груз 200 и  масса проблем внутри государства.     Ситуация требовала  принятия  кардинальных решений  и проведения  реформ в экономической и социальной жизни страны. Однако, на волне  этих настроений к власти пришли  политические силы, не сумевшие или не захотевшие начать   модернизацию  системы, как это было успешно проведено в Китае.  Демагогия, политическая мягкотелость, унизительное заигрывание с исконными недругами России, нерешительность и непоследовательность,  принятие неадекватных,   ошибочных и  даже  откровенно  саботажных и подрывных по сути  экономических и политических решений   способствовали дальнейшему ухудшению ситуации в стране. Как  бледные поганки после дождя, невесть откуда  стали появляться организации и даже политические партии национальных предателей.  В конце восьмидесятых  годов  кризис  начал проникать в  Вооружённые силы. Стало ухудшаться материальное  снабжение  военно-морского флота, строительство новых кораблей  замедлилось и даже приостановилось.  Заканчивался «золотой» век русского военно-морского флота.

 
     Тем не менее, смена  политического руководства  и новые идеи  разбюрократизировали кадровую  систему  флота. Задачи управления флотом в условиях кризиса  резко усложнились, что способствовало притоку   «свежих», энергичных умов.  На высшие  командные должности стали выдвигаться молодые  талантливые офицеры. Владимир Комоедов уже через год с поста  комбрига ОВР  назначается  начальником штаба Балтийской военно-морской базы.  Должность соответствует званию контр-адмирала, а Комоедов  всего лишь капитан второго ранга. Через год  его повышают в звании, теперь он капитан первого ранга. А в декабре  того же, 1988 года, Владимира Комоедова   назначают командиром  32 дивизии противолодочных кораблей, крупнейшего на Балтике  соединения   кораблей  второго ранга, боевого стержня Балтийского флота.

     Наиболее весомой компонентой  32 дивизии была сто двадцать восьмая  бригада  ракетных кораблей. Она состояла из  кораблей, которые  ещё в конце  семидесятых годов  были  силой и гордостью флота. Но прошло десять лет. Большие  противолодочные корабли знаменитого проекта 61, «поющие»  фрегаты «Славный» и «Образцовый», прошедшие  модернизацию, по своим боевым  возможностям  мало в чём уступали  своим более молодым  отечественным  и зарубежным     аналогам. Однако,  напряжённая боевая служба  в течение  четверти века,  дальние океанские  походы,  изматывающее  противостояние  с американскими  кораблями в Средиземном море не прошли даром.


       Парадная вывеска  Балтфлота на протяжении многих лет, большие противолодочные корабли  «Славный» и «Образцовый к  концу  восьмидесятых годов  совсем износились и  требовали серьёзного ремонта.  В августе 1988 года БПК «Образцовый» стал в циклопический сухой док   «Тоосмари» в Либаве, но вернуться  в Балтийск ему уже  было не суждено.  Ремонт корабля  по причине  регрессирующего  финансирования  затянулся на годы. Распад государства, на защиту которого старый вояка  потратил себя всего , вмиг  застал его в чужой враждебной стране. Финансирование прекратилось, корабль оказался никому не нужным.  Только в 1995году  уже мёртвое тело  «Образцового» пошло на слом.  Восемь лет продолжалась смертельная агония   ветерана.

       БПК «Славному» же не помогли даже «родные стены».  В год упразднения  страны, флаг которой  он  десятилетия гордо носил на  мачте, 31 декабря 1991 года, словно протестуя, БПК «Славный» так бесславно  затонул( в голове не укладывается) возле родного балтийского  причала.

     Но это произойдёт позже, а пока ещё эти корабли входят в состав 32 дивизии вместе  с некогда грозой северных и южных  морей первым российским ракетным  крейсером уникального проекта 58 «Грозным» и противолодочным крейсером проекта 1134 «Адмирал Зозуля». Крейсер  «Грозный»,  будучи на пару  лет старше  «Славного» и «Образцового», и первенец «Беркутов» крейсер «Адмирал Зозуля» - на пару лет моложе их,  поизносились в не меньшей степени, почему и были  отправлены  в октябре 1986 года  с  Северного флота  на Балтийский, поближе  к своей  «alma mater», ленинградскому судостроительному заводу  им. Жданова, со стапелей которого они были спущены на воду  в  далёких уже 1962  и  1965 годах.

 
      В состав дивизии  входили  ещё  6  сторожевых кораблей проекта 1135 «Буревестник».  По водоизмещению  около 3500 тонн, основным размерениям, а также  по силовой газотурбинной установке  корабли проекта «Буревестник» были  репликой    «поющих» фрегатов  проекта 61. Даже классифицировались они до 1977 года как большие противолодочные корабли. Начали они поступать на Балтийский флот  с 1970 года с интервалом  в один год  «Бдительный», «Бодрый», «Свирепый» , «Сильный», «Сторожевой», «Дружный», «Неукротимый». Сторожевой корабль   «Пылкий», прошедший  модернизацию, в 1978 переведён с  Черноморского флота, взамен  «Сторожевого»,  советского  «Потёмкина», сосланного в 1976 году на  Дальний Восток  за бунт и попытку  уйти в нейтральные воды девятого ноября 1975 года.
   К слову, командиром "Сторожевого" в те  роковые для корабля  и его команды  дни был ещё один выходец  из 24 балтийского дивизиона  МПК капитан второго ранга Потульный.   


Тридцать второй  дивизии  была также  подчинена   78 бригада эсминцев,  базирующаяся на Либаву, в составе которой   дослуживали заслуженные ветераны  знаменитые эсминцы проекта  30- «бис». К середине восьмидесятых годов они были уже «слепы» и «глухи» и держала в строю их «козырная карта» - мощное  артиллерийское вооружение, модернизированное в семидесятых годах. А их основной боевой задачей считалась глубокоэшелонированная  артиллерийская и противовоздушная  поддержка  массированных десантных операции.


    Вот такое сложное  военно-морское хозяйство возглавил в 1988 году  капитан первого ранга Владимир  Комоедов.  Впервые  он стал командиром соединения, которое напрямую подчинялось  командованию  Балтийского флота.  Владимир Комоедов, верный себе,  старался больше работать в море, не давая ни себе, ни  подчинённым успокоения, пока не достигал цели.  Только в море  корабль поддерживает  боеготовность и выучку на должном уровне.  У причала  успеха  не добьёшься, лишь растеряешь  то, что ценой большого труда достигалось  в боевом походе. Всякое бывало  за два года службы  в 32 дивизии,  были и успехи, которые приносили удовлетворение и гордость от  работы,  были  и досадные промахи, из которых  Владимир Комоедоев старался извлечь  ценные уроки  и опыт.


     Так имел место курьёзный случай   с потерей противолодочной  торпеды. Кульминационным  моментом в почти любом  серьёзном учении  по поиску и  уничтожению подводной лодки  противника является  применение противолодочного оружия, будь то стрельба из  реактивных бомбометательных установок или  нанесение удара  противолодочными торпедами.   В качестве   условного противника выступали  подводные лодки  либавской дивизии подводных лодок.  Торпеды, конечно, учебные, без    боевого заряда.  Самонаводящаяся  противолодочная торпеда  сложное и дорогостоящее устройство, поэтому после  учебных торпедных стрельб  начинается неприятная, но обязательная  процедура - отлов собственной торпеды.


      Вот теперь представьте себе такое; сутки вы гоняетесь за подлодкой  - качка, холод (за лодками в те годы охотились зимой),  вода,  непрестанный душераздирающий рёв семи тысяч лошадей главных дизелей и тошнотный  дым их выхлопа, от которого кусок в горло не лезет.  Но вот, наконец, отцы-командиры изловчились и бабахнули по ней торпедой и, слава тее.., не промахнулись. Ура! Теперь с чистой совестью и полным ходом айда в базу.  Ан нет, други мои! Вы торпедку то казённую в  море синем   отыщите, изловите, да на борт с нежностью доставьте, чистой ветошью  с любовью насухо протрите и на штатное место водрузите. Вот теперь не возбраняется и  в базу, и не на «полном», а на экономичном «среднем». 

  В этой процедуре приходилось  неоднократно участвовать и мне на малом противолодочном корабле  МПК-85.  Выше сказано, что учебная торпеда ничем не отличается от боевой, лишь не несёт заряд. На самом деле различие между ними имеется. Учебная  противолодочная торпеда имеет  собственную систему живучести. Во – первых, после имитации поражения цели  она всплывает на поверхность и находится на плаву, как поплавок. Во – вторых,   имеет устройство, подающее световой,  звуковой и радиосигнал, которое, конечно же, отсутствует на боевой торпеде,    Тем не менее, приходилось  проводить часы  в поисках отстрелянной торпеды. Без торпеды в базу возвращаться ни-ни. Поэтому, на палубе, если позволяет погода, выставляются вперёдсмотрящие, не говоря уже  о сигнальщиках, рулевых, да и всех офицеров, находящихся на ходовом мостике, которые во все глаза  просматривают каждый метр моря. Иногда командиры кораблей даже назначали  приз первому, заметившему торпеду в виде  двух суток  к отпуску.

      
   Итак, корабли дивизии разыгрывали  масштабные учения в нейтральных водах на траверсе  Либавы. Целью учений было прорыв группой кораблей района, в котором  действуют неприятельские  подводные лодки с их  обнаружением и уничтожением. Учением  с  флагманского корабля «Адмирал Зозуля» руководил  комдив  Комоедов.

     Учения, когда в море выходят корабли первого и второго ранга, обычно сопровождаются  визитом непрошеных  гостей, кораблей - шпионов  НАТО. Впрочем,  разведслужбы  Балтийского флота в долгу не оставались. В конце шестидесятых – начале семидесятых годов на Балтийск базировался  корабль воздушного наблюдения КВН-18, переоборудованный по проекту 258 из   морского тральщика первого послевоенного проекта 254.  Этот корабль месяцами  находился  в  проливной зоне Балтики и в Северном море, где скрупулёзно добывал  информацию о боевой подготовке флотов вероятного противника. Думается, были такие корабли и после того, как  старого трудягу КВН-18  отправили на слом.


     В тот раз, не успели  корабли дивизии  выстроиться в боевой порядок, как  на горизонте    в юго-западном направлении появилось судно, двигающееся в направлении района учений.  Сигнальщики сразу же опознали в нём старую знакомую,  плавбазу   «Веру», разведывательное судно ФРГ.
   - Но вот теперь можно начинать, все в сборе,-  съёрничал  кто-то  на мостике.  Инструкции по отношению к судам – разведчикам были известны;  близко не подпускать, объявить на корабле режим повышенной опасности для службы противодействия  подводным диверсиям,  не использовать секретные каналы связи, новое вооружение должно быть тщательно закамуфлировано. Тем не менее, комдив дал указание на корабли действовать по инструкции.


     По окончанию   стрельб не досчитались одной   торпеды. Поиски не дали результата, к тому же  на море опустился  густой туман. Тогда  решили на   карте ещё раз проиграть  процедуру выстрела с определением точки   вероятного всплытия  торпеды и точками  получения и прекращения  сигнала. И только теперь обратили внимание на то, что как раз   в этом месте    прошла  плавбаза «Вера». Невероятно, но было очень  похоже на то, что торпеду подняли на «Веру», то есть  украли.  Уже через пять минут все  были уверены в этом. Что называется, «грабёж среди белого дня»!  Запросили плавбазу, но она не ответила. Пришлось доложить в Москву, в штаб флота. По-видимому,  были использованы дипломатические каналы, и торпеду  возвратили. Некоторое  время спустя командира плавбазы «Вера» то ли  в поощрение за лихость, то ли в наказание за нарушение инструкций  перевели на другой корабль.

Фото из Интернета.

Продолжение следует.


Рецензии
хороший рассказ.

Вячеслав Кудяков   23.10.2014 08:49     Заявить о нарушении
Спасибо, Вячеслав. Мы с Вами земляки с нашего Дона Тихого. В Волгодонске, небось, приходилось бывать. С уважением Юрий Садовский.

Садовский   24.10.2014 14:22   Заявить о нарушении