Бхагавад-гита всем. обзор. диалог. часть 12. прило

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ОБЗОР. ДИАЛОГ. ЧАСТЬ 12. ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Ученик.

В ст. 3 гл. 4 Бог Кришна называет Арджуну не только бхактой, но и другом. Скажи, учитель, как мне понимать то, что Бог назвал Арджуну Своим другом? Возможны ли такие взаимоотношения между живым существом и Богом?

Учитель.

И в Ведах и в других Святых Писаниях, которые Бог дает человечеству, говорится прямо и косвенно, что Бог является другом всех живых существ, ибо деяния Бога абсолютно доброжелательны, повсеместны, существенны, предупредительны, поддерживают живые существа, направлены к каждому индивидуально, спасительны, извечны. Однако, все здесь значительно сложнее и не столь однозначно. Надо понимать, что живые существа по своему развитию и пониманию стоят на столь низкой ступени, что многие взаимоотношения с Богом приходится по Милости Бога в значительной степени упрощать, чтобы люди были восприимчивыми к словам Бога. Точнее сказать: Бог – как Друг. Но и это не отражает истинное положение дел. Но речь человека не может отразить истинное положение человека перед Богом, как и всю суть отношений с Богом. Надо знать, что быть другом Бога, - это не реальное положение человека. Практически такие отношения строить с Богом невероятно по многим причинам. И человеку не по уму и не по силам. Это вотчина Бога, где даже об отношениях полноценных говорить невозможно, как невозможно говорить об полноценных отношениях между матерью и младенцем. Абсолютная активность и с определенной направленной целью исходит только от Бога. Живое существо, по сути, недвижимо, есть просто мельчайшая энергия Бога, которую Бог учит учиться у Бога следовать Богу по тому пути, который единственно приемлем для живого существа. Бог не входит в те рамки, которыми сознание человека обрамляет друга в человеческом понимании. Хотя мыслить так слабому сознанию допустимо. Это – не грех.  Но так мыслящий человек на полном серьезе, так строящий с Богом диалог, на этом стоящий, так входящий в отношение с Богом Кришной находится в величайшей духовной иллюзии, абсолютно препятствующей серьезному духовному становлению, ибо так понимающий находится в невежестве, включая и элемент невольного оскорбления Всевышнего, что никак не допустимо. Главная причина – не обладание в необходимой мере совершенными духовными знаниями, пребывание, наслышанность, но не утверждение в них, ибо основа основ этих знаний есть абсолютное видение Высоты Бога, недосягаемости Бога, не смотря на то, что Бог в каждом, все проникает Собой, не оставляя слабое творение ни на мгновение, но постоянно принимая участие в его духовном развитии и ведя его к Себе за пределы материального существования на духовный план.

Также такой человек не усвоил, не осознал в полной мере свою изначальную дхарму, свое изначальное извечное положение, подчиненное положение всех живых существ перед Богом, ибо они мизерная, ничтожнейшая часть Бога. У Бога нет такого Милосердия, чтобы живое существо поднять до Себя отношениями дружбы или любыми другими отношениями. Перед Богом падают только на колени, только молятся, просят, Богу служат. Служение Богу – вот единственная причина, по которой с Богом можно установить отношения, но подчиненные изначально, не претендующие никогда и на миллиардную долю выше. Бог Кришна – Отец живых существ, Творец, Создатель, Абсолютная Истина, Наивысший, Нерожденный, Причина всех причин, но… никогда друг живых существ или отдельных людей. Это – Истина. Все другие расы – иллюзия, но для очень слабых, очень эгоистичных, очень самонадеянных, если они именно такими видят свои отношения с Богом или претендуют на них. Надо запретить себе выходить из рамок, изначальных, извечных, очерченных Богом, не считать Бога своим другом, но только своим Хозяином, Отцом, Высшим Управляющим. Тебе большее здесь не объяснишь. Это постигается духовной реализацией и практикой преданного служения. Это надо принять, через это надо контролировать свой ум и понимание, не позволяя себе мыслить о Боге иначе, чем как об  Отце, Высшем Управляющем. С Богом невозможно строить дружеские, супружеские, другие родственные отношения. Просто усвой: ты – частица Бога, мельчайшая, одухотворенная, развивающаяся Милостью Бога, Божественными средствами, Бог – твой Создатель, а потому Мать и Отец. Нет других отношений. Только подчиненные, во все времена. Только так и мысли, на этом стой. Многие преданные, духовные учителя, брахманы, старшие инициированные преданные очень вольно говорят о Боге Кришне, обращаясь к Нему без должного почтения, Называя Его просто Кришной, в суете, не зная, что К Богу Кришне надо обращаться не иначе, как: Бог Кришна. Они постоянно говорят: Кришна сказал, Кришна сделал, Кришна видит… И так считают что памятуют о Боге. Увы. Помнить о Боге надо лично, в себе. А о Всевышнем следует говорить с великим почтением и очень осторожно, внутри себя спрашивая у Бога Кришны разрешения и чувствуя ответ. Как и нельзя именами Бога Кришны называть своих детей. Это – грех. Это – самонадеянность. Это и великое упущение духовных учителей и брахманов.
Надо понимать, что Бог друг всех живых существ в том плане, что вся деятельность Бога по отношению к живым существам есть Высочайшая Божественная Милость. Но дружественных, взаимных отношений в этом плане нет и не может быть. Повторяю. Дхарма человека – служение Богу Кришне. Второго нет и не будет. Но и бхактой Арджуну еще назвать было рано на период диалога. Дружеские отношения, то что Бог Кришна назвал его другом, говоря «… ты Мой бхакта и ты Мой друг…» – это Божественный прием. На таком уровне Бог говорит со слабыми дживами, вводит их в диалог, хоть как-то приближает к Себе, ибо и не всякой душе на пользу знать, как она мала и ничтожна. Иначе сознание и не сдвинешь с места, не расположишь к диалогу. Душа просто сникнет и станет невосприимчивой.

Ученик.

Но что, какие именно качества человека являются камнем его духовного преткновения? Какие качества делают человека столь ничтожным перед Богом? (ст. 36 гл. 3).

Учитель.

Я тебе об этом уже говорил и повторю. Об этом хорошо сказано Самим Богом Кришной в ст.37-39 гл. 3. Это вожделение и гнев. Однако, эти качества всегда сопровождаются другими греховными качествами, такими, как зависть, нетерпимость, не смирение, жестокость, устремление к власти, славе, материальным благам, почету… не счесть. Но не следует думать, что именно эти качества не позволяют приблизиться к Богу на уровень дружеских истинных отношений. Это издержки, причем крайне необходимые, существования в материальном мире. Это те качества, которые на определенном этапе развития человека не преодолеть. Но положение перед Богом определяет иное. Сама суть частицы, ее малость во всех отношениях, что непреодолимо, изначальное зависимое положение, настолько зависимое и подчиненное, что о дружеских отношениях или каких-либо других вообще говорить не приходится.

Ученик.

Но как вожделение покрывает знания человека? Тоже это происходит не по его вине? Так управляет им Бог в пути духовного развития?

Учитель.

Невежество в форме вожделения действительно Воля Бога. Но это и методика Бога, то важнейшее требование, которое Бог накладывает на процесс развития живого существа. Ни одна ступень подъема вверх не должна быть проигнорирована, как и невежество со всеми сюда входящими качествами. Все качества, сопутствующие невежество,, присутствуя, работают, заставляют мыслить, ошибаться, извлекать. В них надо вариться,  вариться в котле материального мира, что есть материальные отношения,  и средствами материального мира вырастать из того, что прежде тебе, твоему сознанию было впору. Великий садовник здесь только Бог, дающий почву, удобрение, погоду и прочее, чтобы из слабого сознания проявлялось то, что называется достаточные плоды, чтобы удовлетворить чувства Бога, развивающего Свое творение.

Таким образом, Бог обустраивает жизнь живого существа так от рождения к рождению, чтобы живое существо в итоге, подпитываясь материальным миром, произрастало вверх как бы из самого себя, своих преобразующихся мыслей, чувств, желаний. Причем желания есть высочайший двигатель и особенно тогда, когда достигает уровня вожделения, страстного неукротимого желания, которое мотивирует гнев, зависть, требовательность, настойчивость, уязвимость и так вовлекает в многие материальные игры. Но до времени эти вожделения на слабых ступенях развития человека столь сильны, что перекрывают многие нравственные науки материального мира, не взирают на них и ведут по пути повторения ошибок в разных вариантах, так набивая шишки, оскомины и делая рано или поздно более менее подходящие выводы, предостерегающие все же от ошибок и укладывающиеся в сознание опытом, практическими знаниями, аскезами и устремлением к добродетели.

Как покрывает вожделение знания совершенные? Об этом несколько ранее я уже говорил. В материальном мире, если человек не религиозен или отчасти, в нем постоянно доминирует не состыковка  его качеств и знаний духовного порядка. Пока человек не служит Богу Кришне, не проходит практику преданного служения, получаемые им духовные совершенные знания Вед не могут надлежащим образом утвердиться, переходя в качества человека. Такой человек умом знает, даже имеет желания духовного порядка на уровне ума, но качествами неизменно подводит себя, выбирая во благо своим чувствам. Его желания не могут быть обузданы высочайшей духовной верой, вырастают до неуправляемых вожделений, и,  вследствие отсутствия постоянной духовной практики, доминируют над духовными знаниями человека, игнорируют их, как бы покрывают их, уже присутствующих, не давая им повести за собой. Т.е. духовная сущность не готова. Но Бог поведет. Поведет через преданное служение, через  постоянный контроль ума, чувств, желаний, поведет через преобразившиеся долгой практикой преданного служения качества, сделав знания утвердившимися в такой мере, что вожделение не сможет их перекрыть, заглушить, не иметь их ввиду.

Ученик.

Но ведь смысл человеческой жизни достичь природы Бога. Но при этом ты говоришь, что человек ничтожен перед Богом. Но ведь он должен как-то, будучи на своем уровне, достигать совершенные качества. Что делать ему, зная свою малость перед Богом?
Скажи, учитель, как, находя единственное прибежище в Боге, можно достичь Его Природы? (ст. 10 гл. 3). И что значит достичь природы Бога? Как мне жить? Что мне предпринимать, даже если я абсолютно зависим от Бога и не могу без Воли Бога и пальцем пошевелить?

Учитель.
Бог дает каждому ту степень иллюзии, которая помогает человеку принимать все свои решения, планы, желания, устремления за себя. Человек своим сознанием может Волею Бога так подключаться к Богу в себе, что будет ведом, удовлетворяя своим чувствам и чувствам Бога, принимая Волю Бога в себе однозначно за себя. До некоторого периода все так и делают. На более высоких ступенях развития человек, преданный начинает отчетливо видеть, что нигде и ни в чем его воли нет, но Воля Бога и его воля абсолютно устремлена к Воле Бога, начинается развитие в унисон, полностью совместное. Осознающий Волю Бога в себе,  постигает не только свою суть и предназначение изначальное, но и Высоту Бога, качества Бога, абсолютное участие Бога в каждом живом существе, выходя сознанием за пределы человека, но видя Бога во всех живых существах, во всех планетах и вселенных, поражаясь Великим Трудом Бога,  не имеющем аналогов по тщательности, скрупулезности, по цели, по результату. Одно то, что Бог максимально работает с живым существом в пределах только его сознания, начиная с микроскопических,  и ранее…  и с каждым и с миллиардами, и на всех планетах и во всех вселенных, и за пределами материального мира есть для человека высочайшее откровение,  есть и результат его усилий, которые, не взирая на зависимость человека от Бога, Бог дает ему реально проявить и  насладиться духовными плодами. Осознавая это Величие Бога,  буквально исходя из условий своей жизни, человек начинает видеть воочию свою малость и Величие Бога. Так понимающий, видящий человек переходит на другую форму работы с Богом, где Бог обеспечивает так видящему успех в духовном продвижении, оказывает постоянную поддержку всех его духовных устремлений, гарантирует развитие Божественных качеств в процессе самого преданного служения, как и выход за пределы материального мира.

Найти единственное прибежище в Боге и достичь Божественной природы – понятия однозначные. Найдя одно, ты достигнешь и другое. Ставь перед собой одну цель – достигнешь результат обоих. Но найти единственное прибежище в Боге Кришне отнюдь не простой процесс. К Богу не идут на «ура», в одночасье, в результате великого потрясения. Так может лишь возникнуть желание. А дальше – вся и не одна жизнь. А сразу… - не очень-то встретит Бог с распростертыми объятьями. Я бы сказал так - пойди сначала, послужи… Чтобы найти единственное прибежище в Боге, необходимо:

1.Заниматься бхакти-йогой, или гйана-йогой, или карма-йогой, деятельностью, полностью посвященной Богу.
2.Изучать Веды,
3.Идти по пути отречения,
4.Памятовать о Боге непрерывно,
5.Контролироваь ум, чувства, желания,
6.Вести аскетический образ жизни,
7.Заниматься благотворительностью,
8.Видеть Бога везде и все – в Боге,
9.Знать Мнение Бога в себе и Ему следовать,
10.Поклоняться Богу,
11.Приготовление прасада,
12.Быть бесстрашным,
13.Быть свободным от гнева,
14.Не иметь собственности,
15.Жертвовать Богу в Храме,
16.Посвящать свою жизнь Богу, в Боге видеть смысл и цель своего существования,
17.Очищение своего существования,
18.Терпение, смирение, не многословие, проповедь, простота, трудолюбие, равное отношение к благоприятному и неблагоприятному,
19.Предание себя Богу,
20.Отрешенность.

Все это далеко не полный список требований, предъявляемых к человеку, начавшему свой путь к Богу. Все это путь долгой, непрерывной духовной практики. Когда такой образ жизни станет неотъемлемым от сознания человека, когда в таком направлении он обретет смысл своего существования и великое внутреннее удовлетворение, когда все остальное для него утратит смысл, когда в нем произрастет не привязанность к материальному миру и его объектам наслаждения, когда его качества будет формировать не мир материальных отношений, не иллюзии и не условности материального мира, но духовная практика, когда он не пойдет более на поводу своих чувств и не станет им потакать, когда все цели его сойдутся к одной и ничего более не привлечет внимание, тогда можно говорить и о том, что этот человек, эта душа начала свой необратимый путь к Богу.

И только в этом пути, в этом неизменном направлении человек должен будет руководствоваться только Волей Бога, как бы она не приходила вразрез с общепризнанными нормами. Пока человек и здесь не претерпит страдания, вырываясь из тисков мира материальных отношений, пока не отдаст все долги, пока не перестанет вовлекаться в материальные игры и роли, до тех пор ему надо будет усваивать те качества, которые называются Божественными, а процесс приобретения этих качеств называется вхождением в  Божественную природу, что не безболезненно, но с Богом преодолимо. И только тогда  Бог его и благословит в этом пути и даст ту поддержку, что сделает путь окончательно необратимым.

Но сначала необходимо начать служение Богу, начать биться над собой и своими качествами, не спускать себе, ни перед кем не отчитываться. Человек непременно должен начинать чувствовать в себе преображение. Он непременно должен увидеть мир другими глазами, иначе его принять, оставить к нему пренебрежение, которые часто посещают неофита, окрыленного своим путем к Богу и видящего весь остальной мир падшим и низшим. Высоко стоящий преданный начинает видеть Бога везде и в каждом, потому равно относится к любому. Он более не может осуждать материальный мир, видя, что каждый здесь на своей ступени, каждого ведет только Бога, только Бог всем управляет. Нет никого, кто шел бы сам по себе, развивался сам по себе,  желал сам по себе, претворял сам по себе. Видя так, преданный Бога более никому не завидует, никого не винит, понимая, что каждый действует строго согласно своим качествам под влиянием иллюзорных энергий Бога. Всем развиваться, всем идти вперед, всем в свое время и достичь Бога. В Боге никто не потерян, никто не забыт, всем есть Высочайшая Милость Бога, все идут к духовному совершенству через материальный тренажер в условиях Земли.

Понимая так, видя так, преданный уже не может вовлекаться в материальные игры и роли, не зависит от гунн материальной природы, свободен от двойственности материального мира. Становясь отрешенным, он не может более привнести в материальный мир, как и не может более быть от него зависимым. Так видящий преданный, так понимающий, так идущий к Богу обладает уже набором тех качеств, которые приближают его к Божественной норме. Именно с такими качествами возможно оставление колеса сансары и перехода на духовный план. Можно в таком случае говорить о достижении природы Всевышнего.

Хотя надо понимать, что такое достижение весьма условно, но достаточно. Можно ли сказать, что такой человек более никогда не рождается в материальном мире? Если так Бог говорит (ст. 9 гл. 4), значит, так и есть. Другое дело, что человек не может знать, насколько он приблизился к Божественной природе, насколько он находит прибежище во Всевышнем, насколько он готов оставить материальный мир, как и не может судить о качествах других людей доподлинно, но едва. Не все в другом человеке, да и в себе Бог дает обозреть. Эта информация направит ум не в том направлении и может значительно помешать духовному пути человека. Но к Богу возвращаются все, все достигают Божественную Обитель. В этом не должно быть сомнений, ибо не человек, по сути, по большому счету ведет себя, но Бог человека и здесь не бывает сбоев (ст.10 гл. 4). Т.о. необходимо практикой преданного служения освободиться от привязанности, страха, гнева, зависти, зависимости от иллюзорных энергий… и имея сосредоточенный на Боге Кришне ум с учетом всех уже перечисленных пунктов, идти к Богу, не думая ни о чем, но предавшись Богу. Бог ведет каждого уникально.

Ученик.

Значит, как сказано в ст.11 гл. 4, все люди предаются Богу Кришне по-разному? И как Бог награждает каждого?

Учитель.

Заметь, все это при условии, если люди полностью следуют по указанному Богом Кришной пути. Так, каков этот путь? Сначала о пути. Это только раз и навсегда, во все времена, для всех и каждого, изначально ничто другое, никогда другое – но путь преданного служения. Это Божественный неоспоримый факт, требование, наставление, указание. Преданное служение описано доподлинно в Ведах, разъясняется всеми духовными учителями, брахманами, совершенными личностями, святыми, людьми, которых Бог называет святыми, хотя все эти определения относительны. Надо понимать что Святой и Непогрешимый Абсолютно Сам Бог Кришна.

Основы, требования Бога к преданному приведены были ранее в 20 пунктах и сверх и более того. Это должно быть хорошо понятно. Но следует понимать, что колесо сансары вращается не только для материальных людей. Когда человек по качествам становится подходящим, он приводится определенными Божественными путями к преданному служению именно Богу Кришне, но не в другие религии. Так происходит в одной жизни, другой, третьей… Сначала преданное служение не продолжительно, как ознакомление, едва, через гйана-йогу, которая через изучение Вед дает представление о преданном служении. Все в соответствии с качествами человека и его заслугами перед Богом. В следующем рождении, имея еще более подходящие качества, человек начинает выполнять ритуальные принципы шастр, выполняет религиозные регулирующие принципы, еще может иметь семью, т.е. быть грихасткой. И далее строго следует по стопам великих ачарьев, достигая продолжительной практикой преданного служения достаточные успехи. Так в следующем рождении он может быть инициированным преданным, брахманом или духовным учителем. Поэтому в одном ашраме, как среди прабху, так и среди матаджей,  преданные фактически стоят на разных ступенях, обладая разными качествами, духовным опытом и силами, проявляют разный духовный ум, разные практические усердия, разную степень духовного проявления, разную духовную речь, разное видение Бога в себе и разный контакт в себе с Богом, как высшей Душой. Не потому, что они уступают друг другу по степени старательности, а потому что их путь обуславливается их качествами и длительностью практики в прошлых воплощениях. Поэтому каждый вносит свой вклад, старание, усилия в преданное служение, и каждый получает от Бога свою реакцию, свои последствия духовной деятельности. Это -вознаграждение, однако, никак не связано с материальными благами, но с духовным продвижением, с умением видеть Бога, знать Его Мнение в себе. Каждый от Бога Кришны получает свое по уровню преданного служения, как и свою защиту, как и свои свидетельства и свои потрясения. Все настолько полно, насколько можно вместить в человека через уровень его ума, наработанные развитые качества и с ориентацией на их дальнейшее развитие, что заложено Богом  на следующий этап преданного служения, где немалую роль играет и духовное понимание, которое дается Богом тем, кто приложил и устремлен прилагать наибольшие усилия в направлении движения к Богу Кришне.
Таким образом, каждый идет к Богу Кришне своим путем, каждого ожидают и свои награды. Но по сути, по большому счету, привязывать свой ум к наградам и даже к уровню духовного продвижения преданному не следует, но вручить себя Богу.

Ученик.

Но, ведь, и полубогам поклоняются… Какие здесь награды?

Учитель.

Награды материальные преимущественно. Но и не без духовных врат. Но поклоняются... Далеко, далеко не все. Это достаточно низкая ступень духовного развития. Но все же это путь поклонения, путь ритуалов, путь, описанный в Ведах, рекомендуемый для тех, кто еще желает так идти, чьи качества находятся на такой ступени проявления. Путь поклонения Богу Кришне опосредствовано тоже приучает к ограничениям, аскезе, жертвоприношениям, требует духовные качества своего уровня, свои знания. Поклоняясь полубогам, человек также учится смирению, терпению, учится признавать себя зависимым, подчиненным существом, которое должно просить, усмиряя тем свое ложное эго, не считая себя творящим, создающим, решающим, привносящим… Несомненно, эту веру, ее обоснование, силу, подчинение в ней, направление на исполнение ритуалов – все дает только Бог Кришна, ибо и создал это направление для тех, чьи качества слишком материалистичны, чтобы напрямую обращаться к самому Богу, но к Богу через другие мистические наделенные властью существа. Так приемлемо. Так Бог Кришна также принимает поклонение и на этом уровне проявляет Милосердие.

Вообще, кто такие полубоги? Это – Ведические персонажи, как бы наделенные  могуществом, властью, вездесущностью, т.е. могут слышать живые существа, каждого всегда и отвечать на их просьбы в форме молитв, жертвоприношений, поклонений. Но на самом деле нет никого, кто сколько-нибудь мог бы разделить с Богом Божественную Власть, кто бы мог претендовать на миллиардную долю Божественной власти и управление материальным миром. Это некие иллюзорные силы прежде всего в умах людей, которые опять же привнес в слабые неразвитые умы Сам Бог с понятной целью – приучить поклоняться на этом уровне, на таком уровне, чтобы решать свои вопросы преимущественно материального порядка. То же относится и к духам умерших предкам, к духам стихий, лесов и пр. Надо понять правильно. Есть только Бог Кришна. Все остальное – Его творение, абсолютно зависимое от Творца. Все творение Бога занято не исполнением просьб своих собратьев по творению, а своим собственным развитием. Все вращаются в колесе сансары. Все устремлены Волей Бога развиваться, совершенствоваться, подниматься вверх, на духовный план. Это путь всего творения изначальный. Никто из них даже на райских планетах не управляет дождями, стихиями, водами, тем более судьбами людей. Они не могут ничем повелевать, не могут миловать или наказывать, не могут прощать, не могут одаривать. Все есть работа Бога. Извечно Бог дает дожди, ветер, воды, огонь, воздух, эфир, все химические соединения, планеты, светила, созвездия, судьбы, растения, животный мир, людей… Никому Бог не поручает хоть в малом Себя подменять, хоть в чем-то Себя дублировать. Но Бог учит всех подчиняться, быть управляемыми Богом и служить Богу на духовном плане. Но эти знания людям на низких ступенях духовного развития не ведомы. Потому Бог дает им поклоняться Себе в лице полубогов, укрепляет веру в них через легенды, исторические хроники, где много вымысла или неверное Волей Бога трактование, где слабый разум принимает такие сказочные постановки не в ущерб себе, но для религиозного пути и всего, что из этого следует Волей Бога.

Ученик.

Но что можно  просить у полубогов?

Учитель.

Но не тебе. Еще раз говорю. Кто такие полубоги? Да, это живые существа, наделенные Богом некоторыми мистическими свойствами, поскольку они являются обитателями райских планет. Это им вознаграждение за преданное служение Богу, за добродетельные поступки. По сути,  они по своим качествам еще выход за пределы материального мира не заслужили. Но за добродетельный образ жизни Бог им дал, дал временно, ибо они, будучи занятыми преданным служением, желали себе мистических свойств, претендовали на вознаграждение. Бог знает в каждом и малейшее движение души, знает самые потаенные сокрытые желания, помыслы, даже если душа себе в этом открыто признаться не может. Но, увы. Такое преданное служение не считается чистым, беспримесным. Бог на Себя не берет последствия благочестивой деятельности. В итоге снова рождение  на материальной планете, но более высокого уровня, рождение в благочестивой семье и вознаграждение некоторыми мистическими способностями. Это событие временное, но привлекательное. За ним снова последует рождение в материальном мире, то же колесо сансары и равные со всеми условия. Ничего более сверхъестественного. И снова преданное служение. Вот кто такие полубоги. Достаточно временное явление для каждого. На духовный план  с райских планет не попадают, но с планет среднего уровня типа Земля. Название полубоги себя конечно никак не оправдывает, ни полу, ни четверть, ни восьмая часть… никакая часть Бога. Но создав бастион этих, наделенных мистическими свойствами живых существ, обитателей райских планет, Бог для людей провозгласил их управляющими дождем, ветром, лесами, морями, любовью, семьей, работой. Это для тех, кто хочет поклоняться живым существам более низкого, как бы доступного ранга и в то же время могущественным. Поэтому по всем вопросам жизненных проблем направил их к тем, кто как бы этим владеет, слышит, видит, располагает, может помочь. К ним и жертвоприношения, ритуалы, поклонения, регулирующие принципы, свои и писания. Бог же Сам Лично дал веру,  Сам ее поддерживает в тех, кому еще так идти и Сам исполняет, ибо все жертвоприношения по сути предназначены Богу. Больше некому, некому ими распорядиться, некому и проявить Милосердие. Только Бог. На самом деле Сам Бог есть исполнение жертвоприношений, Сам Бог есть просьбы людей, Сам Бог есть и вознаграждение. Все от Бога. Все проходит через Мысль и Волю, План Бога. Все атрибуты жертвоприношений – введены Богом и направлены на укрепление веры. Веру в полубогов, других существ опять же поддерживает Сам Бог через мысли, результаты жертвоприношений, свидетельства, через мистиков. Только Бог за всем стоит и всем управляет. Ты спрашиваешь, о чем можно просить полубогов? Много о чем. Я бы сказал – обо всем. Но прежде всего просят о труде, о плодах труда. Это следует понимать.

Мир материальных отношений во все времена держится трудом. А плоды труда зависят от многих факторов: от здоровья, взаимоотношений, от погодных условий, в частности дождей, от ветра, от плодородия земли. Поэтому приносят жертвоприношения и просят ими о дождях, об удачной охоте, о  том, чтобы на воде был штиль, просто желают себе успехов в работе и процветания. Во все времена у людей есть планы, цели, мечты, надежды. И опыт жизни показывает, что не все проходит гладко, что в работе могут быть и большие потери, не всегда все складывается благоприятно даже тогда, когда, казалось бы все должно получиться и успех буквально на пороге. Но люди просят, молятся, жертвуют. Они еще не могут не привязываться к плодам своего труда, не могут посвящать свой труд Богу. Они только учатся религиозным азам. Поэтому они не могут обращаться прямо к Богу. Но у полубогов они могут просить все. И Бог даст, ибо Бог Тот, Кто поддерживает Свое творение. Иначе невозможно вести живые существа по пути материального и далее духовного развития. Бог принимает все молитвы, все жертвоприношения, если они совершаются в строгом соответствии с наставлением Святых Писаний, что есть Ведические Законы, опять же созданные Богом. Об этом говорит Бог  в ст.12 гл. 4.

Ученик.

Получается так, что вера каждого соответствует той ступени духовного и материального развития, на которой в данном рождении стоит человек. Но, ведь, этих ступеней не счесть…

Учитель.

Это так. Но Бог разделил человечество на четыре видимых человеку подразделения, сокрыв, однако, все другие ступени и подступени, ибо это то, над чем Бог работает уникально, абсолютно индивидуально, учитывая все особенности каждого на данном этапе его развития и это то, что обозревать другим нет необходимости. По сути и о своей собственной ступени человек имеет достаточно приблизительное понимание, ибо иначе, как частица Бога, ринется себя поднимать, но не с того конца, не имея знаний, опыта, да и возможностей, которыми располагает только Высший Управляющий, Сам Бог Кришна. Но и быть в абсолютном невежестве нельзя. Поэтому Бога и сделал четыре разделения и приблизительные пути их обозрения, чтобы все же человек имел представление о себе и своим пути относительно других, что непременно придает ему желание сотрудничать с Богом, независимо от того, знает он об этом или нет. Но старается по причинам, которые не без основания подает ему на мыслительном уровне Бог и тем мотивирует к ограничениям, аскезам, добродетели, совершенствовании себя в религиозном пути…

Но подразделения  связаны фактически с  качествами людей. Именно по этому принципы все разделены как бы на четыре основные группы, но подгрупп конечно конечное множество, но знать все тонкости человеку ни к чему. Он просто сникнет от избытка информации и не будет знать, что с этим делать, как это упорядочить в своем мозгу и к чему приложить. Прилагает Бог. Ибо согласно ступеням и качествам людей как бы сортирует их по роду деятельности. Но и этот процесс достаточно условный, но преимущественно придерживается именно качеств, самого разделения людей по качествам на четыре.

В этой связи разделение идет по разным видам деятельности, включая и веру, и религиозный путь. Но есть исключения. Может и достаточно высоко стоящий по качествам человек быть привлеченным в ту сферу деятельности, которая в человеческом обществе считается низшей. Причин достаточно. Например, повести за собой, стать лидером, или самому через, скажем, труд шудры дополнить свои качества, усилить, преобразовать, развить то, что слабо и отсутствие чего мешает устойчивому преданному служению. Многие в материальном мире время от времени спускаются Богом в более низкие уровни материальной жизни с тем, чтобы привнести или повести за собой. То же относится и к религии. Но в большинстве своем все разделены правильно, согласно именно своему уровню развития. Но, а другие…   идут в эти слои по Воле Бога и не без причины. В религии всем Бог дает по их качествам и запросам устойчивую веру, будь то поклонение полубогам или духам, или предкам.
Также следует знать, что такое разделение существует, сотворено Богом только для людей. Сам Создатель в эти подразделения не входит ни коим образом. Об этом сказано в ст. 13. гл. 4.  Бог не входит ни в какие разделения, не связан ими, как и не связан никакими видами деятельности, не привязан к ним.
Надо очень хорошо понимать всегда, что Бог – Высочайшая Личность, Абсолютная по качествам, есть живое существо, Нерожденный, Извечный, Высшая Причина всего, Верховный Управляющий. Нет никого, сколько-нибудь равного Богу Кришне. Бог ни от чего не зависит. Бог не зависит от работы, от плодов Своей деятельности. Работа на Него не влияет никак, никогда, ни при каких условиях и обстоятельствах. Только те, кто это хорошо знает о Боге, непременно включая авторитеты прошлого, так же относясь к работе и непременно исполняя работу, обрели освобождение. Следует, Бог требует работу исполнять, как долг. Именно таким должно быть умонастроение человека на высших ступенях развития, кто осознанно идет не к духам, не к полубогам, но к Самому Богу Кришне. При этом недопустимо привязываться к плодам, ибо человек изначально не создающий, не распоряжающийся, не причина. Только преданное служение Самому Богу дает возможность это осознать. Все дает человеку в труде Бог – желания, работу всех чувств, знания, память, мыслительный процесс, все в строгой очередности, с учетом всех качеств человека, его кармы, Плана Бога на человека, имеющим в основе развитие личности в духовном  и материальном направлении. Все от Бога, как и цель труда, и все благоприятные сопутствующие события, как и недостатки, казусы, препятствия. Все имеет одну цель – развивающую и именно в том направлении, где качества человека ущербны, где он должен преодолевать и, преодолевая, совершенствоваться и пополнять свой духовный багаж. Все от Бога и Богу принадлежит. Это истина. Это имеет отношение к религии, ибо и религия – это тоже форма деятельности, на какой бы ступени человек не стоял. Видящий, знающий, понимающий так, принимающий так непременно достигнет освобождение. И не иначе. И нет никого, кто бы этот путь, это понимание, этот уровень сознания обошел или отклонил или вообще о нем не узнал. Всех ведет Бог только так. (ст.15 гл. 4).


Рецензии