Откуда растут ноги

В 2012 я написал статью «О профессиональной гордости великороссов». То, что тогда было ясно мне и множеству других обыкновенных людей, в 2014 году, наконец, стало ясно и руководству нашей страны. Ничего удивительного в этом нет. Юристы и философы всегда с трудом понимали роль промышленности в государственной независимости, были не очень способны правильно организовать стратегию экономического и технического развития нашей страны. Ошибки в этом направлении были видны еще во времена «перестройки», а поэтому я считаю целесообразным напомнить об этом, переиздавая мою статью «Автоматизация, хозрасчет и торопливость», опубликованную в №50 газеты «Наука Урала» от 28 декабря 1989 года – двадцать пять лет назад. Ведь задумываясь о том, почему и что из чего произрастает, можно, видимо, предупредить многое из того, чего мы не хотели бы получить в будущем.

АВТОМАТИЗАЦИЯ, ХОЗРАСЧЕТ И ТОРОПЛИВОСТЬ

Сегодня время парадоксов — время прекрасных идей и безобразной их реали¬зации. Хороша, например, идея кооперативного произ¬водства, но во что она вылилась на практике... Замечательна идея полного хозрасчета промышленных предприятий, но при том способе ее осуществления, который принят сейчас, способе кавалерийского наскока, от нее зачастую только вред. Не буду говорить о промышленности вообще и даже о какой-либо отрасли в целом. Остановлюсь лишь на одном из направлений развития одной отрасли — на автоматизации машиностроения и на том, какое влияние оказало и продолжает оказывать на нее введение полного хозрасчета.
В прежние времена, в пе¬риод господства администра¬тивно-командной системы, в области автоматизации ма¬шиностроения мы отставали от развитых капиталистичес¬ких стран (Японии, ФРГ, США) лет на 15. Разрыв то увеличивался, то сокращал¬ся, в зависимости от того, насколько силен был нажим вышестоящих органов на промышленные предприятия. А осуществлялся этот нажим очень просто. В 60-е годы, например, когда завод просил выделить фонды на универсальный станок, ему их выделяли, но на станок с ЧПУ. Хочешь не хочешь, бери, осваивай, набивай шишки, приобретай опыт эксплуатации Правда, при этом вместо 8—10 тысяч рублей за обычный станок заплати 60—70 тысяч за станок с ЧПУ. А в конце 70-х--начале 80-х годов, когда мы решили форсировать производство и внедрение промышленных роботов, а затем гибких производственных систем, предприятиям сверху начали спускать планы внедрения, за невыполнение которых следовала кара. Худо-бедно, но уровень автоматизации машиностроения рос, заводы, выпускающие средства автоматизации (станки с ЧПУ, роботы и т. п.), делали свое дело, проектировщики трудились, Америку и Японию мы догоняли. В последние годы (примерно в 1987 году) наше отставание существенно сократилось и составило примерно 5—7 лет. Все были при деле, технический прогресс был налицо, однако с экономическим прогрессом дело обстояло плоховато.
Но вот наступила эра хозрасчета. Теперь мы решили жить по-иному и начали усиленно внедрять хозрасчет, прямые экономические связи между предприятиями и т. п. Что же произошло? Прежде всего, машиностроительные заводы стали считать деньги. И пришли к выводу, что простое неавтоматизированное оборудование плюс советский рабочий, труд которого оплачивается ниже, чем в той же Америке, Японии или ФРГ, в любом случае дешевле, чем станок с ЧПУ, робот или ГАП. В результате число заказов на автоматизированное оборудование заводам, производящим такое оборудование, а от этих заводов — проектно-конструкторским организациям, резко снизилось. Разрыв между нами и капиталистами снова начал расти. Не находя приложения своему опыту и знаниям, специалисты - конструктора потихоньку потекли в кооперативы и занялись не своим делом, помаленьку теряя квалификацию. Но зато — полный и скорый хозрасчет. Ну что же, ведь автоматизация на самоцель, ведь были времена, лопатой и киркой за 20 месяцев построили Беломорканал. Но что же будет завтра, когда нормальный советский трудяга – рабочий, конструктор, технолог, учитель или врач потребует, чтобы его труд оплачивался не по-рабски, а по-человечески? Тогда автомат станет дешевле, чем человек, обслуживающий станок с ручным управлением. Но где мы возьмем этот автомат? Будем снова учить людей его делать и грамотно эксплуатировать? А людям опять скажем: «Потерпите, главное — идея, полный хозрасчет!»... Но может быть, он не нужен, этот полный хозрасчет, тем более так, сразу?
Я знаю, что скажут сейчас мои оппоненты. Я уж слышу слова: чтобы научиться плавать, ребенка бросают в воду, он побарахтается и поплывет. Или еще: ишь какой, хочет из жалости рубить собаке хвост по частям. Но не зря народ говорит: если собрать вместе девять беременных женщин, ребенок не родится через месяц! Спешить надо медленно. Во всяком случае так, чтобы это не шло в ущерб перспективе. Нельзя жить только сегодняшним днем, думая только о сиюминутном экономическом эффекте. Завтра при таком подходе мы проиграем больше, чем выиграем сегодня.
Нас, конечно, можно понять. Нам надоело работать экономически неграмотно, в ущерб себе. Так, что любая японская женщина, как уже однажды было во время телемоста Япония — СССР, могла бы сказать нам: как так, вы все работаете, а у вас всего так мало! Но нетерпение надо сдерживать, а то наломаем таких дров... Впрочем, и ломаем. Выше я говорил только об автоматизации машиностроения. А как из-за излишней поспешности у нас сейчас обстоят дела с конверсией? Один из радиозаводов области резко лишился значительной части оборонных заказов. Но людей надо кормить. И он срочно начинает осваивать… Что бы вы думали? Производство фрезерных станков! Но ведь, можно было заранее проанализировать и спланировать (даже сверху!) замену оборонной продукции бытовой радиотехникой. Или другой пример. Завод, производящий снаряды (очень грубое производство), срочно решил заменить часть заказов изготовлением вязальных машин для легкой промышленности. Но ведь это очень нежное изделие, требующее совершенно иного технологического оснащения производства, иного опыта людей и т. д. Результат здесь можно предвидеть заранее: много брака, рекламации, нервотрепка тех, кто делает эти машины, и тех, кто их покупает, большие экономические потери.
Эх, спешка, спешка... Сколько хороших начинаний было загублено из-за торопливости, недостаточной продуманности изменения соотношений старого и нового. Никто не спорит, новое нам сейчас необходимо, причем быстро, без этого нам не выжить. Но перестройка в экономике и промышленности, хотя и очень похожа на революцию, все-таки должна, с моей точки зрения, оставаться перестройкой. Человек не может мгновенно научиться делать то, что ему не давали делать долгие годы. Для того, чтобы суметь хозяйствовать, торговать, научиться рационально расставлять приоритеты, все-таки нужно время.


Рецензии
Яков Львович, не кажется ли Вам, что Вы упрощаете проблему? Я прошёл все упомянутые Вами этапы: руководил научно-производственным объединением в советское время, преподавал в ВУЗе, а с 90-х годов прошёл кооперативную науку: руководил малым предприятием, затем фирмой. Сейчас на пенсии доживаю век.
Вот, что я Вам доложу: конечно, дело не в торопливости и в названиях "перестройка" (ненавижу это слово, а не понятие), реконструкция, сейчас импортозамещение и прочая глупейшая трескотня.
Нужна вменяемая политика государства. Понимание элементарных основ государственности, безопасности и главное правильное понимание суверенитета! Руководить - это значит по словарю В.И. Даля, вести за руку! И добавлю совсем уж не советское из Библии: - "Если слепой поведёт слепого - то оба упадут в яму".
Я не Явлинский, который за 500 дней хотел вывести экономику страны на горА, но тем не менее отлично знаю что надо делать и как. И самое главное думаю, что таких умников, кроме меня - легион в России. Почему побеждают не они - вопрос опять политический. С уважением Вадим.

Вадим Гарин   20.03.2015 13:16     Заявить о нарушении