Не лики, а личности!

"Король умер. Да здравствует король!"
Эта церемониальная  французская фраза, которая произносится в некоторых странах во время провозглашения нового монарха, на мой взгляд, наиболее подходит для презентации новой книжной серии в издательстве «Центрполиграф».
Серия эта называется «Наш ХХ век» и пришла она на смену, почившей в бозе вместе с очень интересным издательством «Вагриус» знаменитой серии «Мой 20 век».  К сожалению, в наше рыночное время издатели приходят и уходят. Но книги вечны, как бриллианты…
Тем более что для  первых книг новой серии «Наш ХХ век» издатели нашли мемуары личностей выдающихся, достаточно перечислить линейку – Микояны (отец и сын), Аркадий Райкин, маршал Конев, Даниил Гранин…
Что еще добавить? Все перечисленные персонажи  отнюдь не «ангелы с крылышками», отчего еще более интересны. Анастас Микоян в книге воспоминаний «Так было. Размышления о минувшем»  делится с читателем  превратностями   закулисной стороны  партийно-политической жизни в еще совсем недавнем для многих из нас  близким прошлым.  Он пережил Ленина, Сталина, Хрущева и умер, немногим не дожив до смерти «бровеносца» Брежнева, с которым, как мне кажется, умерла советская эпоха. О Брежневе у Микояна всего несколько страниц, о Хрущеве тоже не густо, зато очень много о Сталине, почти вся книга. Отношение к вождю, скажем так, амбивалентное. У сына Степана Микояна в его «Воспоминаниях» Сталин подан в более жестких красках. Летчик Степан Микоян откровенно заявляет о своем антисталинизме. Его дело, конечно, но о «кремлевских детях» Степан вспоминает с теплотой, даже о Васе Сталине.
Аркадий Исаакович Райкин – сам по себе целая эпоха советского смеха - специфического коктейля из сатиры и юмора. Юмора больше или меньше, сатира, как бы не политическая, но пресловутый «дюфсит», как известно, приблизил крах советской системы. Однако  в книге «Без грима. Воспоминания» Аркадий Райкин предстает самим собой, а не персонажами его уже хрестоматийных антигероев. Перед нами  жизнь советского интеллигента  в очень непростое советское время, когда от сатиры до юмора «шаг в сторону – стреляем!». И такие яркие шрихи,  как встреча в Анной Ахматовой, которая не смеялась райкинским юморескам:  «Только иногда улыбалась чуть-чуть. Царственно». Потом призналась – смешно. А еще встречи с Константином Симоновым. Корнеем Чуковским, Назымом Хикметом. Но даже не это главное в воспоминаниях Райкина, а его раздумья о семье, о дружбе, о правде в жизни и на сцене. Говорят, природа отдыхает на детях гением. Творчество Константина Райкина полностью опровергает эту пресловутую теорию. А истоки «семейного мастерства» гениальных лицедеев можно проследить из воспоминаний советского «короля смеха».
Книгу Даниила Гранина «Причуды памяти» исповедальной не назовешь, хотя автору уже 95 лет. Впрочем, как и апологией «себя любимого» ее считать нельзя. Гранину не зачем оправдываться. Он герой своего времени. Хотя недавно появилась в одном из уважаемых московских издательств книга комментированных стенограмм ленинградской  писательской организации под весьма ярким названием «Гадюшник».  Гранин этот  «гадюшник» энное количество лет возглавлял. Руководил ли? Или им руководили из Смольного?  Это вопросы. Но вместе со всеми он осуждал Бродского. Избегал встреч в опальными Ахматовой и Зощенко. Однако не стоит искать покаяния в книге Гранина.  Слишком стар, слишком грешен. Но его мемуарные новеллы завораживают. Наверное, опять же оттого, что слишком стар и слишком мудр.
Так что серия «Наш ХХ век» обещает стать новой издательской «королевской серией» мемуаров. Тем более что число читателей и почитателей этого жанра «нон-фикшн» растет не по дням, а по часам. Главное, чтобы авторы были достойными.
А откровения Димы Белана оставим редакторам «гламура».
Наряду с мемуарной литературой в «Центрполигафе» в большой чести биографический жанр. Свидетельством тому  назову две ярких новинки последних недель. Книга Людмилы Богдановой «Владимир Басов. В режиссуре, в жизни в любви» - это рассказ о человеке, которого незаслуженно проигнорировала (пока -?) серия «ЖЗЛ», да и другие издательства, посчитавшие этого неординарного артиста личностью не «гламурной».  Другие времена, другие нравы.
А Басов – он один. «Полотер-писатель» из «Я шагаю по Москве» - роль достойная «Оскара» в номинации  «второй план», или Артур Артурович в «Беге»,  или Мышлаевский из «Дней Турбиных», лучшей и по сей день экранизации булгаковской «Белой гвардии» в режиссерской версии Басова.
Басов это целый континент. Не только  в режиссуре, актерских ролях. Но и во всем,  что его окружало. Три жены – актрисы достойные «аллеи звезд» Голливуда. Роза Макагонова, Наталья Фатеева, Валентина Титова. Общая фильмография –сотни кинолент. Два сына известных в кино и театре. Дочь – танцовщица.
Басов - человек бескомпромиссный, временами жесткий.  Людмила Богданов создала документальный  портрет своего героя, лишенный гламурности.
Но Басов – личность исключительная, а потому и книга о нем такая как есть.
Еще один герой биографического жанра маршал Тухачевский. Личность печально известная – дважды вознесенная на Олимп революции, дважды  - проклятая. Герой революции и палач революции.  Расстрелянный Сталиным и реабилитированный Хрущевым. А потом мы узнали, что он потопил в крови восстание на Тамбовщине, а до того облажался в Польше. Изменил царской присяге.  «Красный маршал» или  Иуда Искариотский… Где же, правда?  Не у Млечина же? Не у Волкогонова?  Авторы книги «Маршал Тухачевский. Мозаика разбитого зеркала» - историки Наталия Шило и Александр Глушко обратились к архивным документам.  До недавнего времени совершенно секретным. Портрет героя читатель должен вычислить сам,  точнее,  воспроизвести его из почти тысячи документов, представленных в этом объемистом томе. Кто он Михаил Николаевич Тухачевский? Возможный военный диктатор, противостоящий великому Сталину, или один из тройки "красных маршалов" (всего их на начало кровавого 37-го было пять), сгинувших на плахе кремлевского террора.  Два других  «красных маршала»  Ворошилов и Буденный счастливо пережили вождя народов. Потому что амбиций было меньше, а может военного таланта?
Книга Наталии Шило и Александра Глушко категоричных ответов не дает. Хотите верьте документам, хотите - нет. Зеркало разбито. Фрагменты выпали. Портрет ущербный?
Нет. Портрет точный. Жестокий век. Жестокие сердца. Революция это всегда плаха. А какая плаха без крови. Разве что на театре…


Рецензии