Дневник человека Будущего

Евгений Замятин. "Мы"

В начале 19 века Александр Грибоедов написал всего одно большое произведение ("Горе от ума", 1828) и этого ему хватило, чтобы войти в историю русской литературы. Через сто лет его земляк Евгений Замятин в 1921 году в Петрограде (в месте, совершенно не располагавшим к литературному творчеству) закончил роман "Мы". И его, как и Грибоедова, помнят и будут помнить только по этой книге.

По жанру "Мы" — это антиутопия. По форме — дневник человека Будущего. Поначалу, читая дневник, трудно удержаться от смеха. Замятин — великолепный сатирик и его издевательское описание "идеального общества" читать одно удовольствие. Правда, такой иронический настрой у автора через некоторое время проходит, описание событий становится все мрачнее, а уж кончается роман совсем не смешно. Общество будущего, которое придумал Замятин, выглядит жутковато. Людей там нет — одни "нумера". Вся жизнь  под полным контролем местных чекистов ("хранителей"), включая личное время и сексуальную жизнь (вам кажется, что это выдумка автора и такого не может быть? - вспомните режим Пол Пота). Курить и пить запрещено, днем все обязаны работать, а ночью — спать.  Нет никакого "Я" — одно только "Мы" во главе с Благодетелем. Всех несогласных с линией партии, да и просто нарушителей дисциплины в этом обществе Будущего просто убивают.

Книга так и не вышла в Советской России, что неудивительно, и не потому, что она антибольшевистская — она направлена против всех любителей осчастливить человечество, насильственно подгоняющих жизнь людей под свои выдуманные химеры. Если человека лишить свободы (даже ради такой благой идеи, чтобы все люди были счастливы), то исчезнет и сам человек. Останутся только "нумера". В сущности, Замятин выступает против Платона, Кампанеллы, Маркса и примкнувшего к нему Энгельса, большевиков с их идеей диктатуры пролетариата и Сталина с его новой версией империи Цин Шихуанди, против Мао, Пол Пота, чучхе-КНДР, немецкого фашизма — его роман достаточно универсален.   


Рецензии