Свет добрых лиц

Взяв в руки книгу Дмитрия Шеварова «Добрые лица», я вспомнил понятие «добрые люди», данное Иешуа – героем булгаковского романа «Мастер и Маргарита». А когда перевернул несколько страниц, возникли многие ассоциации…

Первая из них – высказывание «ненашенского» философа позапрошлого века, попытавшегося когда-то заглянуть «по ту сторону добра и зла»:  «Этот паук, медленно ползущий при лунном свете, и сам этот лунный свет, и ты, и я, стоящие в прихожей и шепотом говорящие о вечном, - не случалось ли всем нам уже сойтись вместе когда-то в прошлом? И не встретимся ли мы снова на долгом пути, не будем ли мы вечно встречаться?»

Потом ассоциации - по отдельным лицам (очень известным и совсем неизвестным).

Читая очерки про К. Паустовского и В. Борисова-Мусатова, в памяти всплыла моя поездка в Тарусу…

По поводу Ю. Никулина и клоуна Н. Шульгина – ассоциации с моим земляком, известным клоуном М. Шуйдиным (постоянным напарником Никулина), также геройски сражавшимся за Родину на Великой Отечественной войне…

По рассказам о В. Крапивине, С. Соловейчике, Ш. Амонашвили – вспомнились эпизоды моей педагогической деятельности и научной работы в области педагогики… По разделам: о В. Распутине – творческая встреча с ним, как ни странно, в монгольском Улан-Баторе в Российском центре науки и культуры, о Ю. Визборе – посещение концерта О. Митяева и его песня «Воскресенье», о Ю. Норштейне, Д. Мамине-Сибиряке, Аксаковых, Чуковских, В. Драгунском – чтение книжек своим детям, о Я. Голованове – собирание в юности вырезок его рубрики в «Комсомолке», о В. Татарском – неизменная мелодия «Одинокой гармони» из радиоприемника, о Н. Пиросмани – «миллион алых роз»…

Да мало ли чего еще «сассоциировалось» личного!

Теперь проходит череда совершенно незнакомых лиц, но очень порядочных людей, от которых исходит некий свет доброты. А на памяти – простые газетные очерки Н. Рубцова о сельском враче или доярках…

Ведь любая встреча с хорошим человеком не проходит бесследно, чем-то обязательно запоминается. Чем – иногда даже сформулировать затруднительно…

Взять, к примеру, хотя бы мой газетный очерк «Сколько времени…» о бывшем сильном спортсмене-велосипедисте, подававшем в молодости большие надежды в большом спорте, а ставшим волею судьбы неизлечимым инвалидом и практически бомжом…

Конечно же, невозможно четко разделить нашу многогранную жизнь на белое и черное, на доброе и злое. В ней чрезвычайно много разных оттенков и отношений. Именно поэтому, наверное, очерк о Г. Свиридове ассоциировался у меня не только с замечательной музыкой к фильму по повести А. Пушкина «Метель», но и со статьей, подписанной этим прекрасным композитором, в газете «Правда» от 17 сентября 1958 года «Искоренять пошлость в музыке» с непорядочной и тенденциозной критикой творчества Марка Бернеса, положившей начало настоящей травле этого талантливого артиста…

Но, по большому счету, не в этом суть. А в том, что булгаковский Иешуа считал добрыми практически всех людей. И именно здесь - высший смысл и промысел. Пусть же всегда светятся добротой лица всех людей!

В аннотации к книге Дмитрия Шеварова прочел, что он как писатель «вышел из журналистики». Его статьи – в «Комсомольской правде», газете «Первое сентября», «Российской газете»… Сейчас в многочисленных «средствах массовой информации» мало осталось (в силу объективных и субъективных причин) специалистов, которых можно было бы отнести к категории «думающие журналисты». Дмитрий Шеваров – очень глубоко думающий!

Октябрь 2014 г.


Рецензии
Мне кажется, Иешуа скорее был добренький, а не добрый. А в целом - да. Доброта украшает наш мир. Тем более, что по-настоящему солнечных людей, которых мы видим или читаем, становится все меньше.

Сергей Гусев 27   28.12.2014 01:26     Заявить о нарушении
К сожалению, да - таких Людей все меньше...

Дмитрий Анатольевич Овчинников   28.12.2014 01:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.