Рецензия на спектакль сердце не камень театра et c

Не так давно на нашем ТВ в обзоре криминальной хроники России был показан сюжет о молодом человеке, который убил своих родителей. Как выяснилось, мотивом преступления стало наследство. Даже после того как парня разоблачили, он все еще интересовался, а что, теперь ему не достанется в наследство квартира в центре города, что принадлежала родителям? Это сюжет из жизни 2014 года.

А мы перенесемся на крыльях фантазии знаменитого драматурга Александра Островского и современного режиссера Григория Дитятковского на полторы сотни лет назад, в 19 век, и приземлимся на бескрайние российские Императорские просторы. Та же тема – наследство – и как оно меняет людей.

Мы видим, что и сотни лет назад близкие люди по разному воспринимали смерть богатого человека. Кто-то искренно сокрушался по поводу кончины, а кто– то потирал в удовольствии руки, когда наследодатель отправляется к Праотцам. Третьи и вовсе готовы помочь «прикупить билетик» богачу в один конец. Туда, откуда не возвращаются.

Недаром один из персонажей спектакля «Сердце не камень» в театре «ET CETERA» – Константин Каркунов (актер Кирилл Лоскутов) узнав о том, что его родственник – богач в летах Потап Потапович Каркунов (Петр Смидович) умирает – преображается и из хмурого и забитого человечка трансформируется в живчика: «Дяденька умирает?! Так это же совсем другое дело!». В глазах юноши тут же побежали цифры получаемых в наследство сумм…

Вопрос о судьбе богатого человека, который умирает, актуален снова и в наши времена. Умел же Островский глядеть в корень! Актуальность наследства не терялась никогда, даже в махровые времена так называемого застоя люди внимательно обращали внимание на наследство. За ним охотились и тогда. Вспомните фильм «Нежданно-негаданно» (1983) с Татьяной Догилевой. Нет, как ни крути, а своя рубашка ближе к телу, и Островский это понимал.

Богатство манит к себе. Группа АББА пела «должно быть сладко в мире богатого человека». Так ли это? Режиссёр постановщик спектакля «Сердце не камень» Григорий Дитятковский дает слово молодому поколению. Розовощека и веселая Оленька (актриса Кристина Гагуа) замечает, что «богатого любить легче». А вот супруга того самого богатого, женщина степенная, не порочная, верная жена Вера Филипповна (Анна Артамонова) в свою очередь вопрошает: «Богатого? А за что его любить?».

Любить богатого – легче? Сие рассуждение даже спустя несколько дней после просмотра спектакля вызывает у меня некоторые раздумья. Хорошо, что Островский заставляет шевелится «шарикам и роликам» у зрителя. Я был приятно удивлен, когда молодая особа с обаятельной улыбкой Ольга Дмитриевна выдает со сцены глубокую и мудрую речь о роли мужчины в жизни и о судьбе женщины на его фоне.

Актриса Кристина Гагуа в образе Ольги одета во все ослепительно белое с миниатюрной шляпкой, что аккуратным «грибочком» примостилась на ее хорошенькой голове. Гагуа выдала нам этакий хулиганистый образ, но рассудительный и она логично заявляет, что мужчины требуют от нас святости, а сами же любые свои фантазии исполняют. Там чем мы хуже их? Мне понравилась актёрская работа Гагуа, она хорошо играет, на ее лице виден неподдельный интерес к рассуждениям и поступкам других персонажей.

Так кому передаст свои миллионы Потап Потапыч? На закате жизни он задумывается о своей Душе и хочет, чтобы как можно больше людей стали за него молится. Грешен его персонаж. «Выкупать душу-то надо! Выкупать!» – хнычет Потап Потапыч. Актер Смидович не просто слезлив. Он так ушел в раскаяние что его персонажа – пьяницу, выскочку, богача, что нажился явно на темных делишках – становится жалко и рука лезет сама в карман с желанием подкинуть несчастному «денег» на выкуп Души.

Здесь мы видим гамму образов от Смидовича. То он отпетый циник, барин в лощеном костюме и вдруг – бац! – перед нами он уже сама Кротость и Раскаяние. Петр Смидович смог создать образ, который поначалу даже ненавидишь, а потом потихоньку рождается и жалость, и симпатия, но не Потап Потапович является «драйвером» действа.

Удивительно, но столбовой фигурой спектакля «Сердце не камень» театра ET CETERA стал молодой человек – Ераст (актер Федор Урекин). Дело в том, что первая часть спектакля, как мне показалось, вышла несколько скучноватой, ей не хватает накала конфликта, нет «тяговой лошади», которая бы тянула все действие и вот тут– то на выручку и спешит Ераст. Во второй части я прямо прищелкнул пальцами: ух и прошелыга этот Ераст! Скользкий, как уж, хитрый – таким и должен быть приказчик.

Актер Федор Урекин показал нам многослойного персонажа с пламенными речами. Ераст подливает масло в тлеющую топку спектакля, он и жнец, и на дуде игрец, он и сердцеед, да еще знаком не понаслышке с акробатическими трюками! А его кувырок через голову вроде бы никак не прикрутишь к теме изложения, но почему бы нет, тысяча чертей!? Григорий Дитятковский решил кувыркнуть Федора Урекина, и тот исполнил наказ наставника. Я думаю, что именно Ераст стал нервом спектакля, его изюминкой, несмотря на молодой возраст. Да и причёска у Ераста делает его образ точно попадающим в «десяточку».

Помимо акробатических пируэтов некоторых персонажей режиссер спектакля Григорий Дитятковский использовал интересный кинематографический прием: эффект замедленной съемки. Помните, как в кино в боевиках пуля вылетает из ствола и замедляется, ее видно, как она рассекает воздух и застывает... Актеры спектакля «Сердце не камень» театра ET CETERA тоже замирают в самых естественных позах. Мы наблюдаем как бы стоп-кадр, они на время «умирают». А в это время появляются другие персонажи, и рулон действия продолжает разматываться. Это как функция «картинка в картинке» на ТВ. На сцене по-настоящему иногда летают даже стулья, но полет мебели пока режиссеру замедлить не удалось.

Особую радость мне как зрителю доставили костюмы актёров. Приглядитесь к платью на Веру Филипповне – оно строгое, не модное, но брошь реально начищена и сверкает в лучах света, и я полагаю, так и ухаживали за украшениями женщины времен Островского. Барышня –хохотушка Аполлинария Памфиловна (Наталья Благих) получилась самым жизнелюбивым персонажем, и костюм у нее яркий, зеленый, сережки строго в тон. Тем самым был создан законченный образ.

Пару слов об актерах массовки. Бессловесные почти ребята – молодцы из обслуги напомнили мне «Сказ про Федота Стрельца молодого удальца» Леонида Филатова. Когда молодцы на сцене ET CETERA расправляют плечи и выставляют свои начищенные сапоги вперед – то женская аудитория млеет. Выглядят ребята и вправду очень по-гусарски.

В целом спектакль «Сердце не камень» театра ET CETERA воспринимается хорошо.

Оценка 7 из 10.

(Михаил Берсенев, Москва, окт. 2014г)


Рецензии