Вектор любви

О любви. О любви много сказано, написано, спето. Кажется – это самое главное чувство, которое движет миром. Однако каждый понимает любовь в меру своей «образованности» и возраста. Молодые судят обо всем резко, категорично; старые чаще всего молчат. Наверное, так оно и должно быть…
Люблю и я. И любил. И очень желаю любить, до последнего своего вздоха в этом мире, в этом теле. Без любви на земле не прожить – так считаю я. Целью же моего сегодняшнего рассуждения будет – примирить себя самого, любившего восемь лет назад и любящего сейчас. В чем различия? Начну издалека.
В недалеком прошлом, когда я только думал о том, чтобы жениться, я прочитал одну очень полезную и интересную книгу о семье, о любви, о детях (как-то так она называлась). Написал эту книгу православный священник. Многое из нее меня тогда сильно вдохновило, помогло «сориентироваться». Но был один момент, в котором я никак не мог согласиться с автором. Он писал, что настоящая любовь развивается только в семье, с годами, с трудами и воспитанием детей. А до брака это чувство – не более чем влюбленность, себялюбие. Но простите: если я был влюблен, так я что не мог при этом любить? Разумно ли вообще отрицать себя вчерашнего, свои чувства, свою любовь – ту, с которой все начиналось?
Сейчас мы живем с женой. У нас есть ребенок. Наша любовь за время нашей дружбы и брака действительно сильно изменилась. Особенно после рождения дочери. Чувства стали глубже, крепче. Их сила и интенсивность стали другими. Мы больше притерлись друг к другу. И стали друг к другу более родными, чем были раньше. Бывает, смеемся, вспоминая, какими глупыми и наивными мы были раньше. И стараемся ни о чем не жалеть.
Я хочу попросить читателя понять, что я пишу это все не ради какого-то хвастовства или гордости. Можете поверить (в меру своей «образованности»), что проблем на свете хватает всем. Всем людям и всем семьям.
Я понимаю, что люблю я, в данный момент, как раз той любовью, о которой писал священник. Она действительно мощнее и выше, чем та, которой мы любили друг друга в первые годы отношений. Вопрос: ну и что?
Любовь – это не событие, это не факт. Я бы даже сказал, что любовь не совсем является чувством. Любовь – это вектор. Любовь – это волна, колебания которой изменяются с течением времени. Сначала они частые и нервные, далее – более широкие и постоянные. Любовь не может быть вчера, или сегодня, или завтра. Любовь вне времени. Любовь – всегда (как бы безумно это ни звучало). Нельзя говорить так, что вчера я любил меньше, а сегодня больше. Любовь заставляет жить и выкладываться на все сто процентов. Каждый день. Каждый час своей жизни. Любовь не стоит на месте. Она меняется. Она меняет нас. Обыкновенная любовь, появившаяся во взгляде, в звуке, в запахе – в чем угодно… Она может стать огромной, сильной и чистой, как светящееся солнце. И желаю это каждому. И хочу, чтобы кто-нибудь пожелал мне.
Любовь, однако же, всегда требует одного условия – взаимность. Если ее нет, то это просто влюбленность. Вы просто бесстыдно или трагично влюблены. Так же, как если вы в своих чувствах желаете или планируете, чтобы вам (лично) было хорошо. Или даже если вы хотите, чтобы вам обоим (с кем-то вместе) было хорошо и приятно, то это нисколько не достойно называться любовью. Почему? И… не так ли «любил» я сам, когда только встретил свою будущую супругу? Нет. Помимо этих желаний (желаний влюбленности), которые в определенной мере естественны для каждого здорового молодого человека, я был готов жертвовать, был готов прощать и быть ответственным. Я был готов, и был настроен, по прошествии определенного времени вступить в брак. И я думаю, что все молодые, которые (оба) любили друг друга с таким настроем, уже давно создали крепкие семьи и родили детей.
Все хорошо, что хорошо кончается. А любовь не кончается. Любовь кончаться не должна. Потому что она – вектор. Вектор вне времени.
Я примирил себя, примирил время. Возможно, чем-то вдохновил или заинтересовал читателя. А может, просто задал актуальный для себя вопрос и сам же на него ответил.
Пора все завершать. Ведь у меня много дел. Самое большое из которых – любить.

2013 г.


Рецензии