Уваровит. Первые шаги министра

        Про Уварова - старшего Мария Александровна не расскажет. Потому что знает немного.
        А вот Наталья Николаевна могла бы вспомнить многое. Но зачем вдове Пушкина вызывать из памяти никому не нужные подробности обид и обсуждать их?
        Проблем и без этого достаточно.
        Положение её было незавидно. Нужно выдержать траур, сохранить детей, и по возможности построить новую семью. 
        Этой темы в семье как - бы не было. Вспоминать об отношениях Пушкина и Уварова можно только в ущерб памяти Пушкина. Он ушел из жизни и оставил хлопоты, а Уваров - передовой и успешный министр.
               
        Но как посмел министр Уваров запретить подчиненным прощаться с убитым Пушкиным?
        К гробу Пушкина было паломничество. Последний раз увидеть поэта шел весь образованный Петербург.
        Уваров Бога не побоялся. Он вел себя, как заурядный русский барин в глухой провинции, на которого нельзя найти управу. Действовал злобно и всем напоказ. И другой цели у барина нет, кроме той, чтобы вызвать досаду и показать свою дурь.
        Поразительно. Совершал беспредел не кто – то там, а министр народного просвещения и президент Академии  Наук. Тот ответственный чиновник, который должен подавать пример культуры и нравственности.
        На вопрос, как такое могло произойти в столице империи, можно не отвечать.
        Он действовал так, будучи уверен, что его поступки будут одобрены начальством.

        И второй вопрос можно задать и ответить сразу.
        Почему на пост министра народного просвещения поставили столь невоспитанного?
        Затем и поставили, что Уваров с такими качествами был угоден.
        Надо вернуться к предыстории.
        Когда на пост министра финансов назначили Канкрина, показалось, что дни Уварова сочтены.
        Егор Канкрин оставил добрую память о себе как организатор тыла и снабжения армии во время войны 1812 года и в последующем походе в Европу.
        Имея в распоряжении скудные финансовые средства, строгий немец Егор Францевич Канкрин построил дело так, что русская армия все припасы получала вовремя и русские командиры ни в чем не нуждались.
        Авторитет его был необычайно высок. И не было лучшей кандидатуры, чем генерал Канкрин, когда в 1823 году было решено навести порядок в финансах и промышленности в масштабах страны.
        Канкрин получил портфель важнейшего хозяйственного министра.

        Обычно бывает так. Для того, чтобы построить работу по-новому, новый руководитель приводит свою команду, а перед этим освобождает должности для специалистов и избавляется от ненужных работников. Повод - малейший компромат.
        Учитывая корыстный характер Уварова, плохой контроль при министре Гурьеве и общий беспорядок в делах, Уваров мог быть участником махинаций. Но подтверждения этому теперь можно найти  лишь косвенные.
        Однако вполне достаточно того, что Сергей Уваров не имел опыта работы в промышленности, но возглавлял важнейший департамент.
        Интересы дела могли быть только за то, чтобы он покинул минфин одним из первых.

        Но по каким-то причинам вопрос затянулся и Уваров своими унизительными визитами стал доказывать министру свою преданность.
        Его смехотворных и примитивных услуг не могло быть достаточно чтобы спасти положение. Вероятно, Уварова кто – то очень вовремя поддержал, Канкрин получил совет и был вынужден войти в его положение.
   
        Надо полагать, в течение последующей работы министр воспринимал Уварова даже не как балласт, а как неизбежное зло, поскольку, продолжая возглавлять департамент,  Сергей Семенович разорил пару промышленных предприятий.

        Что же за этим последовало для Уварова?
        Карьерный взлет. Назначение на высокую должность с перспективой роста.
        Могло быть так.
        Ценный работник Уваров в очередной раз с чем-то не справился  надоел окончательно и Канкрин нашел ему место на стороне.
        Такое не раз случалось во времена застоя. Начальник знает, что подчиненный – работник плохой и не подходит к должности. Однако он друг семьи и у них много общих знакомых. Нельзя обижать.
        И тогда, чтобы не осталось обиды, присматривают хорошую должность на стороне или дожидаются, когда она освободится.
        Бестолковый работник получает хорошую рекомендацию, после чего отправляется разваливать новый участок.
        Но личные данные министра Канкрина заставляют сомневаться, что такая инициатива исходила от него. Слишком ответственный человек был генерал Канкрин.
        Он даже к высочайшим похвалам относился равнодушно. И Николай Павлович для него спектакли устраивал. До нас они дошли как анекдоты.
        Бывало, император спрашивал министра:
        - Кто управляет страной?
        И сам же отвечал:
        - Ты да я, и больше никто.
        И предлагал Канкрину покурить, хотя терпеть не мог табачный дым. Трубку же министру подавала императрица.
        Император был великий актер и лицедейство было ему в радость, но не станет император устраивать спектакли для кого попало.
        В словах императора было много правды. И таким образом он благодарил министра за редкую надежность. За государственный подход в решении проблем.
        Нет. Не тот человек был Егор Канкрин, чтобы оказать стране такую услугу.
Тут что – то другое.
        Кто – то из высшего руководства, хорошо зная Уварова, нашел ему новое поле применения.

        Обратимся к Уварову. Как известно, на протяжении всей активной жизни он занимал другую высокую должность. Был по - совместительству президентом Академии Наук.
        Считается, что Уваров – первый действительно научный работник на этой должности. До него АН возглавляли  высокие сановники.
        Это так, но научные заслуги Уварова скромные. Печатных работ  у него только две.
        «Проект Азиатской академии» (1810),
        «Опыт об Элевсинских мистериях» (1812)
        Обе статьи опубликованы во Франции. Статьи посвящены восточным языкам, восточным литературам и роли Азии в мировой культуре.
        Сергей Уваров неоднократно занимал высокие должности и всегда мог найти возможность опубликовать эти работы в России и на русском языке, но такой вопрос им не поднимался.
        Но почему Уваров так и не опубликовал свои труды на родине? Не дал ознакомиться?
        Автор новой научной идеи должен иметь основательность, убежденность в своей правоте и твердость в отстаивании своего предложения.
        Очевидно, таких качеств у Сергея Уварова не оказалось.
        Также нет сведений о поддержании им длительных контактов со специалистами по проблемам восточных языков и восточных литератур. В его биографии нет поездок в южные или восточные страны, а также в дальние регионы российской империи. Сведения о том, что у Сергея Уварова было такое намерение, отсутствуют.
        И это дает основание предположить, что к научной работе и к своим предложениям, изложенным в статьях, Сергей Уваров подходил с самого начала формально, и потому не собирался впоследствии их обнародовать, отстаивать или развивать.
        Уварова более привлекала кабинетная работа и борьба за высокие должности, чем дальние поездки в некомфортных условиях.

        Когда распространилась весть о высоком назначении Уварова, общее мнение людей знающих его, было таковым, что на должность товарища министра просвещения пришел «фанфарон Уваров».
        Это была не совсем правда. Творческие силы, как и таланты, у Сергея Уварова были немалые. В каком-то смысле, может быть, выдающиеся.
        То были таланты  придворного.

        В пользу раскрытия таких талантов было то обстоятельство, что на новом месте не существовало понятий прибыли и убытков.
        Результаты работы министерства народного просвещения можно увидеть спустя годы, сравнивая качество образования в стране до и после.
        А пока нужно показывать текущую бурную деятельность, и причем показывать как можно чаще и по любому случаю. Тогда у  начальства не останется сомнений в том, что работа идет важная и немалая.
        При этом важно быть автором перспективных начинаний, благой смысл которых сомнений не вызывает, но результат, если он будет получен, опять же будет виден спустя много лет.

        К 1832 году Александр Сергеевич и господин Уваров были знакомы более двадцати лет.
        Они были слишком разными, имели верное представление друг о друге, и, вполне возможно, избегали контактов.
        О том, что их пути пересекались, сведений нет, кроме случаев, упоминаемых в настоящей работе.

        Всё изменилось с возвращением Уварова в министерство народного просвещения.
        Кандидату в министры пришлось заново строить отношения с Пушкиным.
        Тогда Пушкин был в центре общественного внимания. Его положение было во многом уникально и недосягаемо для других литераторов.
        Император, недавно расстрелявший из пушек восстание гвардии, пожелал выглядеть передовым и доступным человеком.
        Закончив следствие по делу декабристов, царь Николай вспомнил про народного любимца Пушкина и вернул его из ссылки. Как известно, их беседа состоялась в Кремле. Беседа была доверительной, с глазу на глаз. Итог её подвел император, громогласно объявив, что Пушкин - умнейший человек России!
        Потом, спустя какое – то время, был сделан новый, дружественный и совершенно непредсказуемый шаг: Николай Первый освободил Пушкина от цензуры и соизволил быть его единственным цензором.
        Возможно, император стремился  ещё более выиграть в глазах общественности.
        Желание хорошее. Николай Павлович – император энергичный, многосторонний, он разбирается или желает разобраться в серьёзной литературе. Зачем это скрывать?
        С другой стороны, никаких потерь для имиджа не предвидится. Величина таланта Пушкина известна, он гарантирует качество своих произведений.
        Император ознакомится с новинками творчества Пушкина и даст «добро» на публикации.
        Никакой похабщины. Это исключено. А насчет остального будут замечания и поправки. Обязательно. Как отеческие наставления. Пушкин, и общественность должны знать, кто в стране хозяин.
        Существенны поправки или нет – кто разберет? Скорее всего, нет. Устранить их не составит труда, и произведение тут же отправят в печать.
Что за этим последует?
        - Правильно. Слова благодарности автора о том, что царские замечания помогли работе.
        - Каково?
        Да о таких отношениях с властью литераторы всех времен могли только мечтать! 
        И кто сказал, что просвещенные монархии канули в Лету?
        Вот она. Просвещенная монархия образца 19 века.
        Никакого деспотизма. Респект, взаимное уважение и полный общественный порядок!

        Что же касается Уварова, то вновь назначенный Сергей Уваров обязан действия императора принимать за образец.

        Когда весной 1832 Уваров получил должность товарища министра, он развил бурную деятельность. Причины понятны. Уваров - кандидат на должность министра.
Он инициатор контактов с Пушкиным и окружает Пушкина своим вниманием.
        Тогда для Уварова было очень кстати давнее знакомство с Пушкиным.
Однако Пушкин не приходит в восторг от таких перемен. И для него однозначно плохо, что именно Уваров станет министром.
        Пушкину хорошо известен Уваров и его мстительный переменчивый характер.    
        Став министром, Уваров автоматически возглавит Цензурный комитет.
        Пушкин цензуру не проходит. Он под крылом императора. Но как долго это будет продолжаться?

        Уваров же от Пушкина в восхищении. Из того, что подробно описано, есть сцена посещения Уварова и Пушкина лекций в ходе проверки МГУ.
        Уваров представлял Пушкина аудитории:
        - Господа! Вы занимаетесь теорией литературы, а это – сама литература. И указывал на Александра Сергеевича.
        Императору Николаю Павловичу Уваров подражает остроумно, афористично и от всей души.
        Пока Уваров и Пушкин дружат.
        Был 1832 год, сентябрь, Москва, здание старого МГУ.


Рецензии
Владимир, о некоторых эпизодах прошлого узнала из Вашей статьи, хотя в своё время читала достаточно много. Спасибо. Всего наилучшего.
С уважением

Зоя Орлова   04.01.2015 09:49     Заявить о нарушении
Спасибо Зоя.
С наилучшими новогодними пожеланиями к Вам

Владимир Мурашов   05.01.2015 00:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.