Как Егорий Храбрый Змея приручил

    Вот ужо наши казачки любят почитать своих предков! Любо казакам добрые дела их дедов и прадедов. О многих делах знатных казаков давно уже по Дону байки и легенды ходят.

   А вот о чем мне нынче вспомнилось. Давеча подслухал разговор казачков молоденьких, которые собрались драку устроить. Не выдержал и гутарю им:
   - А почему мы, братцы – казачки, сразу за кулаки решили браться? Не уж-то добрым словом нельзя в начале спробывать? Глядишь, и драки не понадобится.
   А казачки гордо ответ держат:
   - Да не пристало казакам мировую искать. Так предки наши никогда не поступали.
   А я их пытаю:
   - Мобудь вы, казачки молоденькие, про нашего Егория Храброго никогда не слыхивали. Вот он-то точно сначала словом, а потом и делом.
Диву дивится казачки, и ко мне с вопросами:
   - А ты, диду, поведай нам про того самого Егория Храброго. Кто он таков есть и чему у него поучиться надобно?
   «Ага, - думаю, - попалась рыбешка на крючок». А вслух молодежи и гутарю:
   - Да вы что, казачки донские, ни одной легенды про знатного Егория Храброго не слыхивали? Да ладно уж, это мы, старики, виноваты, что мало вам про наше прошлое сказываем.
   Так слухайте, братцы мои. Издавна мы, казаки донские, почитаем память о Григории Победоносце. Честь и слава божьему посланцу на землях наших. А пошло все это из былин и легенд донских наших. Только со временем они новыми байками обрастать стали. Вот и я не знаю, правильную, али не правильную байку мне мой дед в малолетстве сказывал? Но то, что он при этом приговаривал, до сих пор помню.

   В давние времена поселился на берегах Дон – Ивановича Змей кровожадный. Столько бед  натворил, стольких баб с детишками малыми перепугал, столько овец из овчарней перетаскал, что в станицах казакам житье не милость стало.
Стали они решать, как извести злого Змея. Решили войной на него идти, да только толку мало – Змей огнедышащий сразу все поле поджег, да заставил казачков храбрых отступить.
   Вышел на круг один богатырь – казак удалой Егорий и стал речь держать:
   - А что ж вы, казачки донские, спужались одного злюку подколодного? Али у вас ума маловато, али вы про храбрость и удаль свою казачью забыли? Там где силой не взять, умом поработать надобно. Там где силушки маловато, сноровка нужна особливая. Позвольте мне, братья – казаки, самому погутарить со Змеем коварным. Глядишь, что-нибудь и придумаю. Не бывать того, чтобы казак донской перед страхом глаза опускал.
    Так и порешали казаки на круге казачьем. Отошли в верховье дона. А Егорий сплел из конского волоса нагайку особенную. Гривы трех коней и три хвоста лошадиных ушло на нагайку казачью. А в самый конец нагайки вплел казак маленький мешочек с землей из-под крыльца отчего. Мешочек совсем мал получился, в конце нагайки, поди, никто и не заметит. Но зато, как хлыстнет Егорий своей нагайкой новой – длинной предлинной, так свист на все поле поднимается.
    Помолился Егорий Христу Господу, перекрестился и вышел в чисто поле. Увидел его Змей кровожадный и рычит на казака храброго:
    - Да ты что, с ума выжил, казак недотеп? Голыми руками решил меня взять?
А Егорий ему ласково:
    - А ты, Змеюшка, не кричи попусту, зря землю донскую не пужай. Давай силой мериться будем.
    - Ну, уж точно, казаченько, у тебя в голове ума мало. Да мыслимо ли дело со мной тягаться? – расхохотался Змей окаянный.
    - Давай делом свои слова доказывать. Коли за мной первенство окажется, пойдешь ко мне в прислужении. А коли ты силен окажешься, век тебе верой правдой служит стану.
    - Идет, казак, по рукам. Только помни – договор дороже денег! С чего начнем?
    - А давай, кто кого обгонит? – предложил вдруг Егорий.
    - Как это так – кто кого? – возмутился глупый Змей.
    - А ты за собой посмотри – ты толстый и неповоротливый, а я худой, да юркий. Кто быстрее вокруг себя волчком проскачет?
    Завертелся Змей вокруг самого себя. Трава по всему полю полегла, вихрь столбом пыль степную до самого неба поднял. А казак – удалец меж ног его ловко шныряет, то на спину вскочит, то перед глазами проскочит. Уж слишком ловок был Егорий. В нем не только сила молодецкая имелась, а храбрость и вера казачья в правом деле, да дух святой – православный. А когда ты за правое дело в и умом, и сноровкой, и сердцем духовным – никто с тобой не справиться. Змей-то глупый только на силу свою немереную понадеялся.
    Наконец, свалился с ног Змей и говорит, еле дух переводя:
    - А давай поспорим, что я сильней тебя свистеть могу?
    - Давай, Змеюшка любезный, свистом свои померимся, опять ласково и приветливо отвечает Змею Егорий.
    Глупый Змей как засвистит на все поле, что ковыль к земле прилег сразу, а в Доне Ивановиче волны поднялись. Взмахнул Егорий своей нагайкой казачьей. От одного взмаха такой свист по всему Дону пошел, что никто еще такого свиста не слыхивал. Оказывается, земля от родного дома в маленьком мешочке с землей донской соединилась духом единым, поэтому и свист такой неповторимый получился.
    Диву дивится Змей поганый. А казак ему ласково:
    - А ты не гневайся, не буйствуй, Змеюшка родимый,  никто тебя и обижать не станет.
    - Да ты и свистом меня взял, и словом добрым мою сердце растопил, казак находчивый. Да и нагайка твоя добрая, с ней тоже не поспоришь. Нечего делать – договор дороже денег. Коли ты добром и умением ко мне, то я и с тобой водиться стану. Перед сердцем добрым и сноровкой казачьей, видать, даже Змеи всемогущие устоять не могут.

    Вот с тех самых пор и пошла молва по всему Дону нашему, что Егорий Храбрый не токмо храбростью и силой богатырскою, но сердцем православным и умом смекалистым Змея непобедимого не только победил, но и заставил добру людскому служить. А о донской казачьей нагайке слава далеко за Дон перемахнула.

    Вот она в чем сила наша донская – в силе разума и воли Господней. Коли с тобой милость Господня, да сердце чистое, то за правое дело не только силой бороться надо, но и разумом и сноровкой казачьей.
    Так что, казачки молодые, прежде чем руки распускать и волю кулакам молодецким давать, вначале умом и сердцем подумать надобно. Вначале словом разумным, затем уговором верным. Ну, а если уж ума-разума не чтут соперники, тогда не грех силой и удалью казачьей. Именно так у нас на Дону издревле повелось.
    Легенда про Егория Храброго и Змея поганого, казачки мои молодые, по-разному звучать стала. Частенько её сказывают, будто Егорий просто Змея победил. Но не так это. Не только Егорий победил зло но и зло сумел добру служить. А вот этого только самый мудрый казак донской сумеет добиться. Не только силой, но и умом, и сердцем, и сноровкой, и словом Божьим. Недаром у нас на Дону сказывают, что только тот казак настоящий, который духовную силу «Спаса» постиг полностью.

   Что такое «Спас»? А про это, братцы мои любезные, уже совсем другая байка сказывается.

                ***


Рецензии