Из дневника дока

  
   Это моя лаборатория. Нет, от работы с вирусами я уже освобожден. Только генетические исследования по совместимости человеческого организма и пресмыкающихся. Иммунитет подопытных реально высок. Но проблемы с интеллектом. Они сохранны через одного. Каждый третий имеет логику то ли шизофреников, то ли... Короче, странную логику. И персонал. Тоже странный. И все страньше и страньше... Хотя сейчас уже никто и не помнит про Алису и Страну Чудес. Все они родились после начала эпидемий. Даже книг не осталось. Ни обычных, бумажных, ни электронных. Пособия, методички, учебники. Ничего лишнего. Ничего личного. Пропуск на вход. Пропуск на выход. Карантин. Я уже забыл, когда покидал лабораторию. Лишь бы карантин не проходить. Все равно ни воли, ни свежего воздуха, ни нормального общения. С пробирками и то веселее.
       А ещё каких-то лет двадцать назад работали те, кто успел родиться и даже вырасти до начала эпидемий. После трех-четырех карантинов некоторые, кому позволяло образование, профессиональные навыки, знание языка и психологический контроль, могли оказаться здесь, в Центре... Неважно, каком и чего, потому что теперь он стал Центром ВСЕГО. В лаборатории набирали персонал в основном по национальному признаку, чтобы не было лишних факторов ментальной несовместимости. Мне довелось тогда руководить в трех лабораториях. Немки, англичанки, русские. Очень показательно. Если бы это произошло еще лет на десять раньше, то запросто можно было и диссертацию написать о ментальности этих народов. Я даже стал понимать анекдоты про русских и представителей других национальностей. Забавно. Они били в точку своим сарказмом, но почему-то не было обидно. Наверно потому, что этим же сарказмом они не обходили себя. 
       С ними иной раз было сложнее. Они старались не подставлять друг друга, даже пытались исправить ошибки или подстраховать... Всегда могли заменить кого угодно из своих. Не смотря на строжайший контроль, даже с высокоточной аппаратурой, крайне редко можно было понять кто из них опоздал, напортачил или вовсе отсутствует. Зато если что-то случалось действительно серьезное, то эти никогда не истерили и не впадали в панику. Это было особенно ценно. Когда вдруг случился терракт, и какой-то безумец прорвался и взорвал все витрины, за которыми жили подопытные животные,- именно они переловили всех. Даже змей, расползшихся по всему зданию. Я потом правда не досчитался спирта в сейфе, но зато эти обошлись без длительной психологической реабилитации. Уже утром спокойно вышли разбирать завалы из стекол и всякой органики... Короче, спирт я тоже списал на терракт. И даже сделал личную, удивляюсь всё-таки меткости русских выражений, "заначку". Только из них уже никого не осталось. Вообще сомневаюсь, что тех кто родился до того, как..., много сохранилось. По-моему только те, кто прошел все экспериментальные адаптивные программы. Я, например...
       Хотя нет. Еще троих знаю. Грегор О'Брайен, начальник охраны. Шотландец, наверно... судя по имени. И двое ученых из параллельных проектов. Один как раз в свое время занимался арахнидами. Но эксперимент вышел из-под контроля, и прецедент длился довольно долго. Это была практически война. У них почти не было разума, абстрактного мышления и соображения, но зато в избытке оказались небывалой силы экстрасенсорные способности и инстинкты выживания и размножения. Тогда полегло много народу, в том числе большинство тех, кто когда-то были людьми. Больше с насекомыми и паукообразными никогда не работали. До определенного момента, не могу сказать, у кого из высших случился такой провал в памяти...
       Впрочем, я как всегда забегаю вперед. Черт его знает, с какого из экспериментов какой из спецслужб какой страны все началось, но закончилось это странным замкнутым пространством, в котором остатки цивилизации перемешались и отгородились от мира уже практически мертвой Земли.
      Там, за куполом и стенами остался радиоактивный снег, мутировавшие вирусы и, возможно, что-то или кто-то еще, чего боялись спрятавшиеся здесь. Жаль, что никто уже не расскажет, как человечество перестало быть таковым, сохранив лишь слабое представление о том, чем оно было когда-то и чем должно было бы стать, не случись этих эпидемий и катастроф, или даже, как говорили русские лаборантки,  Больших Вирусных Войн. Хотя, откуда бы им знать?
      Люди перестали быть людьми. Появились высшие мутанты, средние, низшие, еще какие-то разной степени удачности. Из обслуживающего персонала убрали всех, кого еще можно было назвать живыми или гуманоидами, заменив их на роботов-андроидов. Странно, они были гораздо больше похожи на нормальных людей, чем все остальные. Хорошо, что не все знали, как должны себя вести обычные люди... Я догадался тоже не сразу. Только когда случайно в приоткрытую дверь увидел, что два "андроида" беседуют между собой... Обычно они общаются в пределах команд начальника или интеллектуального персонала лабораторий. О'Брайен тоже, кажется, начал присматриваться к ним, но пока все было тихо... До поры...
       Однажды вечером я не заметил, как засиделся за работой допоздна. Понятие вечера, правда, тоже стало условным, как и понятие людей. Смена деятельности на отдых в пределах заданного режима. Но, тем не менее, припозднился я, а обнаружил это весьма неожиданным образом: когда разбилась вторая пробирка, просто выпав из рук, видимо от усталости, хвала не знаю кому - пустая, за спиной прозвучал тихий, чуть с хрипотцой и обилием шипящих, голос: 
       - Док, прервитесь пожалуйста, пока не начали бить непустые склянки и не огребли совершенно ненужные и лишние проблемы.
       Я вздрогнул и обернулся. Оказывается, я досиделся до времени, когда обслуживающие лаборатории андроиды начинают дезинфекцию помещений. Андроид же, стоящий, точнее, стоящая передо мной, была одной из тех, что я застал накануне за беседой. Ни вскрикнуть, ни удивиться вслух я не успел, она огорошила меня вопросом: 
       - Может чаю, док?
       И насмешливо подмигнула...

       А я ее вспомнил. Она была одной из тех русских, в моей первой лаборатории, еще когда  опыты по совмещению человеческих клеток с клетками других животных только начинали проводиться... Кажется, Алиса... или Эльза... А я думал, что они все погибли. О чем её сразу же и спросил. Она чокнулась со мной чашкой с чем-то, напоминающим по цвету чай, откуда ж настоящему взяться в наши то времена, усмехнулась и ответила, что кое-кто всё же выжил...
       О, это было здорово. Когда есть с кем просто разговаривать или даже молча пить то, что сейчас называют чаем, с тем, что сейчас называют плюшками, правда, больше напоминающее сухари из воды и муки с какими-то химическими добавками. Хотя, пожалуй, наоборот: химические добавки с мукой и водой. Зато с кем-то. 
       Я узнал довольно много: где на нашем этаже расставлены камеры видеонаблюдения, а где можно их обойти и не попасться на глаза. О'Брайен мне никогда об этом не говорил, хотя, как я вспомнил, мы разговаривали и встречались с ним именно в "слепых" секторах.

       Почти месяц прошел с тех пор... Когда  я впервые увидел выражение искреннего испуга, даже паники на лице Эльзы. Проследив за ее взглядом, я увидел несколько мелких насекомых, кажется, похожих на тараканов. Нет, мы их конечно всех передавили, но паника не исчезла с ее лица. Она быстро распрощалась и ушла в сторону боковых лестниц. Там можно было попасть на соседние ярусы, не садясь в лифт, но техническое состояние этого пути не располагало им пользоваться. Зато и камер там не было, наверно, как раз по этой причине. Впрочем, на следующий день она появилась как ни в чем ни бывало, спокойно делала свою работу, потом пила со мной чай...
       А потом ко мне зашёл Грегор. Дело было к вечеру, сотрудники все разошлись, можно было спокойно разговаривать. Он долго мялся прежде чем начать разговор, ждал пока вскипит чайник, потом когда заварится... Пока я, наконец, не выдержал и не спросил, что же его  привело ко мне. 
       - Ты помнишь,- странно, мы раньше никогда не были на ты, но, видимо, что-то случилось, что он пренебрёг условностями,- войну с арахнидами после неудачного эксперимента? 
       - Такое разве забудешь? - В высшей степени неудачная попытка улучшить выживаемость людей с помощью генов паука.- А что,- я решил, что, пожалуй, действительно пора перейти на ты,- тебя заставило вспомнить эту давнюю историю. Вроде  и не осталось их, и исследования только в ограниченных количествах и только на позвоночных стали разрешены? 
       Он с сомнением покачал головой: 
       - Кто-то забыл этот суровый урок. И приволок откуда-то тараканов, решив, что это более перспективное направление. Док, ты помнишь, кто такие тараканы?
      - Ну, насекомые, которые обитали в жилищах. Только паутину не плели и вывести их было посложнее,- я равнодушно пожал плечами. 
       - Эх, сразу видно, что европеец,- забавная фраза: можно подумать, что Грегор О'Брайен, в прошлом шотландский офицер, европейцем не был, но он продолжил,- в той же лаборатории, что тогда арахнидов разводили, пару месяцев назад начали работать с тараканами.
       - Тебя это так беспокоит,- немного иронично заметил я,  действительно, с чего падать духом? 
       - Честно? Я почти в панике. Я знаю про эту мерзкую живность поболе, и это меня пугает. 
      - И что в них такого, что тебя, пережившено войну с арахнидами, так пугают какие-то тараканы?
       - Да, док, всё-таки вам, европейцам, многого не понять,- раздался сзади насмешливый голос. Грегор вздрогнул, даже потянулся к поясу за оружием, но не тронул его и с удивлением воззрился на появивишуюся из-за стенки Эльзу.
       - А вы, господин начальник охраны, вынули бы ложечку из чашки. А то такое знание домашней доапокалиптической фауны вкупе с некоторыми неискоренимыми привычками наводит на мысль, что вы не тот, за кого себя выдали. Не правда ли? 
       - И кто наша проницательная гостья?- О'Брайен быстро справился с удивлением.- И, что не менее важно, одна ли она? 
       - Одна,- Эльза кивнула,- и, похоже, мы озадачены одной и той же проблемой. Суть которой сводится к тому, что отсюда надо убираться. И поскорее. 
       - Даже так? Вас тоже напугали тараканы? 
       - Нас они напугали полтора месяца назад,- отрезала она, Грегор же только удивленно дернул бровью,- когда первые из них якобы случайно уползли из лаборатории на соседний этаж по вентиляции. А уж когда мы обнаружили, что это не случайно расплодившаяся популяция, а новый объект экспериментов, тут уж сомневаться не приходится, чем нам грозят генетически модифицированные тараканы с двумя исключительными инстинктами жрать и размножаться и с отсутствием инстинкта самосохранения. Если им еще чуть-чуть мозга - остатки нашей цивилизации эти твари просто сожрут.
       Пожалуй, положение даже серьёзнее, чем я когда-либо мог предположить, если она не преувеличивает. Но... Я тоже помню арахнидов... Перед глазами вдруг представилось: таракан величиной с человека, идущий по коридору с автоматом. Я поёжился.
      Уже два человека (человека? Ты уверен, Иоганн, что те, кого ты считаешь людьми, ими всё ещё являются?!) говорят о том, что уже просто необходимо покинуть с таким трудом созданные и насиженные места, дававшие хоть какую-то иллюзию безопасности. Да и куда теперь? В радиоактивный наземный мир, поражённый ужаснейшим количеством смертоноснейших вирусов? Или на нижние ярусы, где обитают лишь специальные роботы, даже не андроидного типа, обслуживающие свалку, канализацию и хранилища отходов?
       - Ну, и куда нам бежать?- озвучил я итог своих раздумий.
       На несколько секунд воцарилось напряжённое молчание, прерываемое лишь мерным тиканьем счётчиков на витринах террариума. Тут неожиданно что-то громко зашипело и зачихало. Эльза, тихо выругавшись, распахнула халат, чтобы достать прикреплённую к поясу старую-старую, почти, как она выразилась, доапокалиптических времён, рацию. Грегор только удивлённо дёрнул бровью, но в остальном сохранил невозмутимость. Эльза даже не пыталась скрыть своих эмоций,- все они то одновременно, то сменяя друг друга по ходу выслушивания ею говорившего, отражались на её лице. Когда, наконец, она ответила по переговорному устройству, О'Брайен тоже побледнел.
       - Сколько у нас времени? Какие уровни уже изолированы? Кто успеет добраться до восьмого яруса? 
        Я тихо спросил Грегора, что у нас там, и похолодел, получив ответ. Законсервированная лаборатория по пространственно-временным исследованиям. Все подступы к которой пепекрыты вследствие весьма неудачного эксперимента, невозможности что-либо там восстановить и опасности просто работать рядом. А если учесть, что катастрофа там произошла в самом конце паучьей войны и унесла с собой бОльшую часть их популяции и одно из элитных подразделений безопасности, возглавляемое кем-то из Высших...
       Грегор включил свою гарнитуру послушать переговоры подчинённых и отдать какие-то распоряжения. Видя, как они деловито, по-военному, отдают команды своим, я чувствовал себя лишним штатским интеллигентом, впадающим в панику. Давно, кстати, забытое и неприятное чувство. Хорошо, что недолго длившееся.

       Они закончили свои разговоры быстро и повернулись ко мне. 
       - У тебя минута, док, чтобы схватить для себя самое ценное и добежать до боковой лестницы до её блокировки. 
      О'Брайен преглянулся с Эльзой, и они оба согласно кивнули. Но в эту секунду в дверь влетели ёще два, то есть две, "андроида" и попытались захлопнуть за собой дверь. Но не успели. 
        С силой, от которой женщин отшвырнуло назад, дверь обратно распахнулась, и на пороге появились три оханника...
       О'Брайен преградил им было путь, но те, явно не его подчиненные, а, судя по форме, из защиты вирусных уровней, не только не стали слушать или отвечать, но сразу попытались скрутить. Впрочем, не слишком преуспели: Грегор увернулся, и один из нападавших пролетел вперёд почти до женщин, буквально рухнув им под ноги. Женщины не преминули этим воспользваться и насели на него вдвоем. Второму повезло больше: оказавшись ловчее своего коллеги, он практически заблокировал О'Брайена в узком проходе между высокими лабораторными столами. Третий бросился помогать упавшему. Я услышал предостерегающий крик Эльзы и замер от ужаса: одну из женщин этот третий ударил по лицу так, что та отлетела метра на полтора назад, к витрине террариума, сбив пару счетчиков-анализаторов и ударившись спиной о стекло.
       Эльза сообразила быстрее всех. Отшвырнув меня в сторону, она рванулась к подругам, но успела выдернуть из-под уже обрушивающейся витрины только ту, что была ближе. Сплошная стена осколков рухнула на двоих охранников-андроидов и женщину, буквально певратив их в жуткое месиво из кусков мяса, а андроидов - пластикатов, металла и какой-то органики. Грегор уже справился со своим противником и задраивал изнутри дверь на все хитрые замки. Огромные змеи, шипя и шелестя по полу и стенам, медленно покидали своё обиталище. Большей жути я ещё не видел. Особенно когда одна из них повернула свою морду в мою сторону. Я успел только подумать, что сейчас мне за все эксперименты и воздастся, как вдруг между мной и питоном оказалась всё та же Эльза, что-то говорившая змею и даже, да она его гладила, уговаривала и, похоже, наставляла...
       Время уходило. На всё ушло меньше минуты, но мы оказались заперты в ловушке... И тут О'Брайен, махнув рукой, мол за мной все, повёл нас вглубь лаборатории. Я даже не знал, что одна из стен может двигаться, открывая проход к соседям. Правда режим блокировки помещений при заражении был уже включён, и стену заклинило так, что пришлось проползать под ней. Грег даже застрял, и мы с Эльзой еле его вытащили на другую сторону.
       У нас получилось добраться до нужного уровня. По старой, давно не использовавшейся пожарной лестнице. Похоже, мы успели в самый последний момент. Закрывающая вход кладка была уже взорвана, и все, уж не знаю, кто и сколько, были уже внутри. Женщина из обслуги и один из подчиненных Грегора возились с какой-то проволокой, натягивая её у входа. А по коридору уже бежала охрана из подразделений и радиационной, и вирусной защиты. Сплошь андроиды, просто так не убьешь, не убежишь и уж точно не договоришься. Да и ситуация такая,что переговоров не будет. По нам открыли огонь, но в последнюю секунду мы успели ввалиться в лабораторию, и все заряды пролетели мимо, лишь немного опалив комбинезоны. Потом раздался взрыв, и мы бросились вглубь лаборатории, в клубящееся в ней тёмное марево. За спиной опять раздались выстрелы, полыхнуло пламя, почему-то не проникшее в сгущающуюся вокруг мглу... Я потерял ощущение пространства, только чья-то рука, тянувшая меня за рукав, придавала хоть какой-то смысл. Или не смысл. Но реальной в этой мгле была только она. И чей-то голос: ''Держитесь друг друга''...
      Я потерял ощущение времени, когда под ногами захлюпало, а в воздухе потянуло сыростью и плесенью. Свободной рукой я нащупал где-то сбоку какую-то неровную склизкую поверхность с торчащими из неё то ли корнями, то ли... Не знаю, что там могло быть, но впереди забрезжил какой-то свет, и мы вскоре покинули этот странный коридор, в конце пути оказавшийся пещерой. 
       Я огляделся. Мы стояли спиной к маленькому пригорку, из-под которого мы только что вылезли, по колено в густой болотной жиже, а среди чахлых деревьев, растущих по берегам болота, в середине которого мы оказались, со всех сторон за нами наблюдали десятки паучьих глаз... Самые маленькие пауки были мне по пояс. Крупные даже выше меня. Интересно, стоило так торопиться бежать от тараканов? Как-то некстати прозвучала фраза, оброненная позади меня подругой Эльзы: 
       - Змеек жалко. Долго против тараканов не протянут... 
      - А людей?- спросил Грегор тихо.
      - Каких людей, Грег? Те, кто ещё мог называться людьми не пережили и второго карантина. Остались лишь немногие, кто помнит, что означает быть людьми,- также тихо откликнулась Эльза...
       Краем глаза увидел О'Брайена. Тот перекрестился. Не по-католически, справа на лево. Забавно, меня сейчас сожрут арахниды, а я обращаю внимание на какие-то странности. Подчинённый Грегора не выдержал первым и выхватил оружие. Вот только сколь он на курок не жал,- выстрелов не последовало. Двое, женщина из обслуживающего персонала и какой-то, наверное, техник, попятились назад, в проход, тут же, впрочем, провалившись выше пояса. Техника успели вытянуть обратно, но женщина за эти пол минуты ушла в тину с головой... Оставались мы: две женщины и трое мужчин, посреди болота, окружённые паукообразными тварями, готовыми нас сожрать... Как вдруг сзади нас окликнули. Точнее, окликнули Грегора и скинули верёвку. Пауки стали медленно и, как мне показалось, разочарованно пятиться назад, а главный среди наших спасителей был странным образом похож на того, Высшего, пропавшего со своими охранниками и большей частью арахнидов... Как его, Кро.. Нет, Кру... Что-то с памятью моей стало, так внезапно и странно. Имя не хотело ни вспоминаться, ни произноситься. Как же его... А, Кор Инг... Да...


Рецензии