Какова роль религии в становлении естествознания?

Мы воспитаны на противопоставлении науки и религии. «Темные» средние века, инквизиция, гонения на Галилео Галилея и сожжение Джордано Бруно. Жуть!!!
Между тем роль религиозных институтов в развитии естествознания велика. Обратимся к фактам.

Образование. Школы. Начнем со схоластики (ее системой перекрестных ссылок пользуется любой ученый). Слово школа, school (англ.), Schule (нем.) происходит от Schola (лат.). Производное «Scholasticus» – школьный, учебный. Этим именем обозначается философия, преподававшаяся в средние века. Слово «Scholasticus», употребляемое в качестве существительного, прилагалось сначала к учителям нескольких наук, преподававшихся в основанных Карлом Великим монастырских школах, а также к учителям богословия; впоследствии оно было перенесено на всех, кто занимался науками. Это начало регулярного организованного обучения. В России оно связано со школами при церковных приходах. К 1861 году было основано свыше 18 тысяч начальных училищ, так называемых «церковно-приходских школ».

Университеты. Первые университеты создавались, прежде всего, для нужд религиозного образования.
В X-ХІІ веках возникают школы отличные от старых, связанных с интересами местного прихода. Профессоры и их ученики образуют корпорации с особой юрисдикцией, органами самоуправления и привилегиями. Товарищество, купеческая гильдия или торгово-промышленный цех в средние века назывались universitas, поэтому члены вольной школы как представители педагогического и ученого ремесла стали называться universitas studentium (термином studentes обозначали и учителей, и учащихся). В первых университетах преподавание велось на общем для всех народов латинском языке. Примеры: Болонский университет (год основания – 1088); Падуанский (1222 год); Сорбонна – университет в Париже, вначале богословская школа, основана в 1258 г. теологом Р. де Сорбоном; Гейдельбергский (1386 год); Оксфордский  (1117 год).
Славяно-греко-латинская академия – первое в России высшее учебное заведение. Учреждена в 1687 под названием «Эллино-греческие схолы» на основе Типографской школы в Заиконоспасском монастыре как всесословное учебное заведение. В ней обучался М.В. Ломоносов.

Сохранение и распространение информации. На чтение и списывание книг монахи смотрели как на богоугодное дело. При монастырях рано стали заводиться библиотеки.
В 1445 году был изобретен печатный станок. Книга стала доступна широкому кругу любознательных. Одна из первых печатных книг – Библия.
Монастыри служили и книгохранилищами. Например, библиотека аббатства Санкт-Галлен в Швейцарии, основанная в 612 году, за время так называемых «темных» веков выросла в крупную библиотеку по медиевистике. Монастыри были одной из первых форм поддержки фундаментальной науки, поскольку освобождали своих насельников от забот о хлебе насущном, крове, одежде и… обороне. А что еще надо истинному ученому?

Получение непосредственно научного знания. Начнем с того, что ученых-атеистов вплоть до XIX века не могло быть. Мировоззрение их было религиозным по воспитанию. Приведем имена некоторых ученых бывших профессиональными священнослужителями или учившихся в монастырских школах.

Cв. Исидор Севильский (560-636). Автор 20-томного труда «Этимология». Он считается покровителем учеников и студентов, а в 1999 году папа Иоанн Павел II официально назвал Св. Исидора покровителем пользователей компьютеров и Интернета, основываясь на том, что Всемирная сеть – это огромная сокровищница человеческого знания.

Альберт Великий (1193-1280) – схоластик, доминиканец. Впервые выделил в чистом виде мышьяк.

Бэкон Р. (1214-после 1294) – францисканец, естествоиспытатель. Он считал, что только математика, как наука, наиболее достоверна. С ее помощью можно проверять данные всех остальных наук.

Копе;рник Н. (1473-1543) – католический священник, астроном и экономист. Автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции.
 
Галилей Г. (1564-1642). Начальное образование получил в монастыре. Основатель экспериментальной физики.

Кеплер И. (1571-1630) – математик, астроном и оптик. Открыл законы движения планет. Закончил школу при монастыре и теологический факультет университета.
 
Декарт Р. (1596-1650) – создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики. Начальное образование получил в иезуитском коллеже. Он сформулировал свой метод познания: дедуктивные (математические) рассуждения над результатами воспроизводимых опытов.

Гримальди Ф.М. (1618-1663) – священник. Открыл дифракцию света. Составил карту Луны и ввёл название лунных образований, употребляющиеся по сей день.

Дерхам У. (1657-1735) –священник. Первый измерил скорость звука.

Бошкович Р.И. (1711-1787) – священник-иезуит. Создатель геодезии. Предложил термин геоид.

Пристли Дж. (1733-1804) – священник, химик. Открыл кислород и углекислый газ.

Мальтус Т.Р. (1766-1834) – священник, демограф и экономист, автор теории, согласно которой неконтролируемый рост народонаселения должен привести к голоду на Земле.

Мендель Г.И. (1822-1884) – монах, биолог и ботаник, сыгравший огромную роль в развитии представления о наследственности. Законы Менделя лежат в основании современной генетики.

Тейяр де Шарден П. (1881-1955) – теолог и философ, священник иезуит, один из создателей теории ноосферы.

Флоренский П.А. (1882-1937) – православный священник, физик, химик, искусствовед. В 1921 году работал в системе Главэнерго, принимая участие в ГОЭЛРО, а в 1924 году выпускает в свет монографию о диэлектриках.

Хеллер М. (род. 1936) – священник, физик и космолог. Автор работ по теории относительности, квантовой механике, космологии. Один из вопросов, которыми занимался Хеллер, звучит так: «Нужна ли Вселенной причина?».
Любознательный читатель дополнит этот список десятками имен.


Рецензии