Сила высоты или половое удовольствие

фото - поселок Сырдарьинский, теперь часть Кайраккума (с 2015 года Гулистон), провинция Сугд, Таджикистан
1974 год...Я и мои подчиненные Гайбулло, Самсаков и просто прохожий. На заднем плане министерская "Волга", на которой В.И.Верхов приехал в поселок последний раз перед своим выходом на пенсию.


 
   Вахоб Хайдарович был шефом, а меня по нацмэновской традиции поставили ему замом. В местном райкоме так и сказали, мол, человек я партийный и партия имеет установку помогать таджикским кадрам в руководстве. Особенно с русским языком. Ну, и поможем!
     Страшно дело, доложу я вам, - незнание языка. Вахоб сидел в углу кабинета и рисовал свои подписи. Тренировал руку.
     А все реальные дела народ несся решать ко мне. За соседний стол зама. Меня это вовсе не радовало. Хотелось как-то ещё и домой к семье успеть.
     Я выпросила у художника, при нашем ЖЭКе числящегося на полставки, нарисовать красивую-прикрасивую надпись на подставочке "Начальник ЖЭКа". И укрепить её намертво на столе Вахоба Хайдаровича. Буковки крупные, золотые. Народ ошеломится и ломанет.
     Народ шёл до стола Вахоба, влекомый такой роскошью, но едва Вахоб получал на руки русскоязычный документ или словесный коломбур, а к начальнку ЖЭКа народ обычно идёт уже с коломбуром....но едва Вахоб получал все это, рука его отрывалась от разработки личной закорюки-подписи и аккуратно взяв документы он передавал их мне на соседний стол. С присказкой "Э, Лидиван"
     Через пару месяцев весь поселок понимал, что Лидиван - смесь ходячей энциклопедии с вечным двигателем и универсальным решателем. Часть превозносила, часть расцвела махровой завистью.
    Начальником Главного Управления Таджикской ССР тогда назначили Верхова. И к нам в поселок он приехал в первые дни правления. Рядом в закрытом городке Чкаловске стоял крупнейший комбинат по добыче урановой руды в Таджикистане, подведомственный Первому главному управлению, комбинат №6, а руду урановую разведывали для производства геофизики и геологи, прибывающие к Вахобу на прописку в ЖЭК со всего Союза.
    Химлаборатория поселковая изучала керны (пробы породы) и регулярно проверялась КГБ. Весь персонал общежитий для геологов и для химиков за поведением проживающих строго следил.
     Вобщем, понятно с чего Верхов приехал именно к нам и в Чкаловск, едва получив назначение.
     Примчав к порогу ЖЭКа на черной "Волге", широким жестом распахнув дверцу авто, он вынесся с приветствием к "ответственному персоналу".
     В передних рядах стоял Вахоб Хайдарович в новой белой рубахе, чёрных со стрелкой брюках. Тюбитейка на лысой голове расшитая ярким-ярким почти ядовитым цветным бисером выдавала его полную подготовленность к встрече высокого гостя. Он улыбался как принято перед раисом нежнейшей доверительной улыбкой и потирал руки в нетерпении.
     Ну, уж если нам за неделю все рассказали о новом министре - где родился, где крестился, чего стоит, где уже отличился, то уж и ему, наверняка, весь "расклад сил" донесли, не поскупившись на детали. Может, и фото показали из личных дел. А расклад-то получался не в пользу Вахоба. И, скорее всего поэтому, Верхов с криком "А где-то тут, товарищи, ваша знаменитая Лидиванна?" и подняв руки, стал продираться сквозь толпу наших местных ко мне. По пути его ещё кто-то пытался обнять, достать его руку и поздороваться, женщины хватались за пиджак и всматривались в его большие голубые глаза.
     Геология для нас была матерью-кормилицей, мечтой, долгом, а Министр геологии и государь и самый близкий родственник одновременно.
     Ладонь у Верхова оказалась уверенной, мужской, но без напора, без хамства. Он не тряс меня бедную словно грушу, как многие другие с кем мне тогда довелось общаться. Раз-два-три и приступил к делу.
     "Вот какая симпатичная Лидиванна! Рад. Собирайте всех своих работников - будет серьёзный разговор. Я через полчасика подойду на первый этаж вон того общежития. Вроде оно побольше, чтоб все вместились. А пока - в химлабораторию. До встречи, товарищ Афонькина"
    На первом этаже общежития не было трибуны, в красном уголке имелось с десяток-другой стульев, тумбочка с цветами и этажерка с книгами, которую и высвободили ребята-геологи для выступления Начальника Управления.
    Верхов встал, куда ему предложили, за этажеркой и начал представляться:
 - Я, Владимир Иванович Верхов, будем знакомы, товарищи!
    Слушатели кто сидел, а кто стоял. Забит был и весь проход из красного уголка до выхода из здания. Дальше представляться Верхову не дали, закричали:
- Ясно всё! Вы и Главным Геологом были до этого. Известны со всех сторон!
   Владимир Иванович улыбнулся, оперся на этажерку, пристально посмотрел в лица сидевших и стоявших буквально уже в полуметре от него.
- Да и вы, товарищи, мною изучены досконально. Чего уж там. Я в нашей таджикской геологии с 40-го года. Смотрю все из Ленинграда здесь? А вот дальше в коридорчике не вижу, уж извините, старика! Откуда, товарищи?
    Завязался разговор о бытовых проблемах. Большинство проживало в общежитиях, некоторые в нескольких домишках. Первые многоэтажки только достраивались. Было много вопросов по обмундированию и прочему довольствию.
   - Будет, все будет. Мы теперь плотно подойдём к улучшению этой всей "бытовухи". С отоплением разберемся, с жильём, с банно-прачечным комбинатом, с продуктами...Давайте по рабочим местам, а я в местный ЖЭК. Успехов вам в труде! Приеду через год, намерен не узнать ни Сырдарьинского ни вас самих, но в меру, в меру, товарищи геологи, не до инфаркта!
Аудитория грохнула от смеха. И постепенно разошлась.
    - Где тут ваш очаг управления жилищно-бытовой сферой? - поинтересовался Владимир Иванович у меня.
    - Кабинет неказист, а вот табличка золотая славой гремит. Гремит. Товарищ, начальник ЖКО. У вас ведь площади пока маленькие. Так что даже не ЖЭК. И  как же зовут хозяина таблички?, - обратился новый Начальник Управления к Вахобу Хайдаровичу.
    Вахоб топтался в дверях, позади Верхова, рассматривавшего нашу обитель - кабинетик метра три на четыре.
    - Хайдароф мене зват. Вахоб.
    - А по отцу?
    - Отес мой зват Хайдар.
    - Что ж Вахоб Хайдарович, значит, рад нашему знакомству и сразу к ответственному поручению. Что народ говорил про условия бытовые, Вы, надеюсь, слышали тоже?
    - Абзателн, таварыш нашалник. Абзателн. Слушали оч фнимателн.
    - Так вот. Буду я в поселке у вас ровно через год. День в день. Поручаю Вам составить документ, называется баланс. По вашему поселковому жилищному хозяйству. Ну, а Лидивана Вам поможет с этим. И чтобы отчет этот был не убыточный. Желательно. А дальше обсудим, подправим чего. Ясно я сказал?, - и Верхов наклонился к Вахобу, по пути хитро улыбнувшись и подмигнув мне.
     - Канэшн. Абзателн, - и Вахоб стал быстро раскачиваться взад вперед, как будто кланяясь Верхову.
     - Ох, Вахоб Хайдарович. Прямо Старик Хаттабыч, а? Слушаюсь и повинуюсь? Ну, ну.
Уже садясь в машину, Верхов шепнул мне:
    - Не завидую я Вам, Лидиванна. Но годик надо ещё продержаться.
   И годик пошёл.
   

    


    
    
     (продолжение следует)


Рецензии
Да, а теперь, в интернете встретила информацию, что места советских разработок полезных ископаемых в Таджикистане перепроданы Китаю...Обидно

Ирина Моревик   17.07.2015 23:43     Заявить о нарушении
а как мне то обидно - жизнь положившей на благоустройство геологического поселка. А как было бы обидно Верхову? Всем кто поднимал Геологию Таджикистана...Хотя моя дочь тогда была подростком и бегала по всем достопримечательностям - в окрестностях иных таджикских поселений и тогда находились заброшенные китайские шахты. Они там давно...пробу пера осуществляли, так сказать ))

Лидия Писна   17.07.2015 23:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.