Наука аморальна?

Knowledge itself is power (Ф. Бекон). Знание есть власть (мощь). Древние это хорошо понимали. Хранителями знаний была ограниченная каста посвященных (шаманов, жрецов).

Рискну утверждать, что наука сама по себе аморальна. Почему? Естествознание базируется на измерении, сравнении, на рациональном (основанном на разуме) поведении. Попробуйте измерить такие морально-этические понятия как любовь, совесть, патриотизм, честь, привлекательность, ханжество, наличие души или ее отсутствие и т.п. Это иррациональная составляющая в человеке основана на чувствах. На живом человеке нельзя экспериментировать (политики и экономисты, правда, это делают). Некоторые биологи и медики проводили опыты, но на себе. Может быть монетизацию льгот пенсионерам депутатам Госдумы следовало проверить тоже на себе?

Моральные критерии и в науке изменчивы. Древние греки считали, что раб – говорящее орудие и представление о человеческом достоинстве к нему неприменимы. Современные биологи не применяют к подопытным животным понятия о справедливости и долге. Возможно, наши потомки будут с отвращением читать об опытах Павлова на живых собачках. Но, этические проблемы все же встают перед учеными в связи с возможными применениями результатов их работы. Здесь каждый решает сам. Примеров немало.

Ф. Габер, спасший человечество от азотного голода (получение аммиака), в то же время – инициатор военного применения отравляющих веществ. Во время 1-й мировой войны был одним из организаторов военно-химической промышленности Германии, в частности выработки отравляющих веществ. После войны ученый активно содействовал возрождению германской военной промышленности. По-видимому, из вполне моральных патриотических побуждений.

О Н.И. Вавилове я уже писал. Его антипод Т.Д. Лысенко организатор разгрома биологии в СССР. Отрицая классическую генетику (менделизм-морганизм) как «буржуазную», утверждал возможность наследования приобретенных признаков, «перерождения» одного вида в другой. Практические рекомендации Лысенко для сельского хозяйства (сверхскоростное выведение новых сортов и пр.) оказались несостоятельными. С 1930-х гг. по 1964 г. (особенно после сессии ВАСХНИЛ 1948 г.) деятельность Лысенко поддерживалась И.В. Сталиным и затем Н.С. Хрущевым, а его «марксистская биология», направленная на революционную переделку природы и сулившая быстрое решение продовольственной проблемы, внедрялась административно. В результате монополизма Лысенко и его сторонников были разгромлены научные школы в генетике, ошельмованы честные ученые, сельскому хозяйству страны нанесен ущерб.

Р. Оппенгеймер в годы 2-й мировой войны возглавлял работы по созданию атомной бомбы; в 1947-53 гг. был председателем генерального консультативного комитета Комиссии по атомной энергии США. В 1954 г. был снят со всех постов, связанных с проведением секретных работ и обвинен в «нелояльности»; главной причиной этого была оппозиция ученого созданию водородной бомбы, а также выступление за использование атомной энергии только в мирных целях.

Академик П.Л. Капица отказался участвовать в создании советской атомной бомбы, за что в 1945 г. уволен с поста директора созданного им Института физических проблем АН СССР и в течение восьми лет находился под домашним арестом. Занимался физикой на даче с сыном С.П. Капицей.

Академик А.Д. Сахаров – один из создателей водородной бомбы (1953 г.) в СССР. С конца 1950-х гг. активно выступал за прекращение испытаний ядерного оружия. С конца 1960-х гг. – один из лидеров правозащитного движения. В работе «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» (1968 г.) Сахаров рассмотрел угрозы человечеству, связанные с его разобщенностью, противостоянием социалистической и капиталистической систем: ядерная война, голод, экологические и демографические катастрофы, дегуманизация общества, расизм, национализм, диктаторские террористические режимы.

Публикация этой работы на Западе послужила поводом для отстранения Сахарова от секретных работ. После протеста против ввода советских войск в Афганистан Сахаров в январе 1980 г. был лишен всех государственных наград (Героя Социалистического Труда (1954, 1956, 1962 гг.), Государственной премии (1953 г.), Ленинской премии (1956 г.)) и сослан в город Горький, где продолжал правозащитную деятельность. Возвращен из ссылки в 1986 г. при М.С. Горбачеве. Получил Нобелевскую премию мира в 1975 г.

Академик В.А. Легасов покончил жизнь самоубийством, считая себя ответственным за аварию на Чернобыльской АЭС. Хотя он был радиохимиком по специальности, к конструкции реактора никакого отношения не имел и провел в аварийной зоне больше времени, чем все члены правительственной комиссии вместе взятые.

Каждый решает сам.

Но есть перечень областей науки, в которых запрещены эксперименты ввиду их безнравственности перед человечеством:

Испытания ядерного оружия.
Психологические эксперименты, которые могут нанести моральный ущерб их участникам.
Улучшать человеческие гены.
Работать с вирусом натуральной оспы и другими опасными инфекциями.
Проводить эксперименты со стволовыми клетками, взятыми у эмбрионов человека.
Клонирование человека.
Использование органов генномодифицированных животных для пересадки человеку.
Клинические испытания многих препаратов для детей.
Опыты на шимпанзе, гориллах и орангутангах.
Масштабные эксперименты по изменению климата.


Рецензии