Дороги одной великой любви

ДОРОГИ ОДНОЙ ВЕЛИКОЙ ЛЮБВИ

В этот вечер в зале театра an der K;, который расположен на Кёнингсаллее Дюссельдорфа, стоит полумрак, мерцают свечи, тишина, – зрители  заворожены: певица с мировой славой Любовь Казарновская, царит в  зале.

 Ей ли, ведущей певице Большого и Мариинского театров, имеющей в своём репертуаре свыше 40 главных ролей ( Татьяна, Саломея, Тоска, Манон, Мими, Мадам Батерфляй, Леонора) из известных опер, ей ли, триумфально шагающей по сценам известных театров мира Ла Скала, Венский, Ковент-Гарден, Токио, Зальцбурга, Сан-Франциско, ей ли ведущей передачи «Романтика романса» по российскому телевидению, ей ли сотрудничавшей с выдающими дирижёрами современности Карояном, Солти, Темиркановым, Баренбоймом, ей ли..., о которой не рассказать в нескольких строчках, не покорить публику?

 А коль тема концерта столь таинственна и завораживающа, коль герои повествования столь блистательны и столь известны всей Европе и даже всему цивилизованному миру?  Так что же это ? 8 сентября 2008 г.в Дюссельдорфе состоялась премьера «Музыкального салона Полины Виардо».

 О необыкновенной истории взаимоотношений двух выдающихся личностей второй половины 19-го столетия поведали певица с мировым именем, вокал-конферансье Любовь Казарновская и Камерный ансамбль «Internationale Symphoniker Deutschland» под управлением профессора Аркадия Берина. Идея, концепция и художественное руководство принадлежат Любови Казарновской, исполняющей, конечно, песни и арии, романсы и серенады, в том числе из репертуара Полины Виардо. Музыкальный руководитель программы профессор Аркадий Берин – дирижёр  известного Камерного ансамбля.

... Тургенев запомнил навсегда 13 ноября 1843 года – дату  их первого знакомства. В седьмую годовщину  встречи с Полиной Виардо он напишет: «Я ходил сегодня взглянуть на дом, где я впервые семь лет назад имел счастье говорить с вами».

 О Тургеневе было сказано немало замечательных слов и его российскими, и западными современниками и друзьми. Вот каким  увидел молодого Тургенева писатель Достоевский: «... что это за человек? Я...едва не влюбился  в него. Поэт, талант, аристократ, красавец, богач, умён, образован, 25 лет, - я не знаю, в чём природа отказала ему? Наконец, характер неистощимо прямой, прекрасный, выработанный в доброй школе..» А это  Марк Твен в 1879 году (Тургеневу более 60) в своих заметках «Пешком по Европе» написал: «Одна знаменитость, которая интересовала меня более всего, был известный Тургенев, великий как своими свершениями в литературе, так и своим отважным до самопожертвования патриотизмом».

Певицу Полину Виардо и художники, и поэты её времени считали внешне жестко некрасивой. Но стоило лишь «божественной Виардо» запеть, как  она непостижимым образом превращалась в богиню. И когда Тургеневу довелось увидеть Полину Виардо в минуты такого перевоплощения, он был покорён навеки. Эта женщина оставалась для него притягательной, загадочной, не просто любимой, а обожествляемой в течение долгих  сорока лет.

И вся его жизнь, вместившая и литературу, и общественную деятельность (признанный классик при жизни, член многих престижных литературных и художественных объединений, Академий), в первую очередь, делилась на встречи с Полиной и на всё остальное.

 Ах, она замужем, даже счастлива в браке с Луи Виардо, который женился на 16-летней Полине Гарсиа, будучи старше её на 20 лет. У них дети. Что ж, Тургенев ни на чём не настаивает, он довольствуется ролью преданного обожателя. Он становится другом Луи Виардо, другом и наперстником детей четы Виардо. Особенно он привяжется к младшей дочери Полины, Клоди Виардо, проявлявшей к нему воистину дочерние чувства. Именно дочь Полины после кончины писателя сопровождает его в последний путь в Россию.

Иван Сергеевич подолгу живёт в семействе Виардо или в домах, снимаемых им рядом. Муж Полины, друживший с Тургеневым, не препятствовал встречам супруги с её писателем. У оперной дивы было немало поклонников.  Муж Виардо справедливо полагал, что Полина – разумная женщина, имеющая здравый смысл. Для неё на первом плане всегда находились её творческая судьба, а также семья.
 
Тургенев чувствовал своё двусмысленное положение в доме Виардо, недоуменные взгляды российских и парижских знакомых. Но расставаясь с Полиной даже на короткое время, он превращался в больного и разбитого человека: «Я не могу жить вдали от вас, я должен чувствовать вашу близость, наслаждаться ею. День, когда мне не светили ваши глаза, – день  потерянный». И он готов всё терпеть и продолжает... ездить, ездить за ней по всей Европе на гастроли, переезжать с семьей Вирдо из города в город, из страны в страну.

Не только большое чувство привязывает писателя к певице. Оба натуры творческие. Полина Виардо пишет музыку к операм и опереттам, либрето для которых, как правило, создаёт Тургенев. Они ставят их на сценах европейских дворов, в театре Полины Виардо. Тургенев предлагает Виардо писать музыку для песен на стихи Тютчева, Лермонтова, его собственные стихи. Гениальной певице посвящают оперы известные композиторы ( Камил Сен-Санс «Самсон и Далила»). Ведь именно её гениальное исполнение может прославить музыкальное произведение.

Конечно, Тургенев пытался  наладить свою личную жизнь. Но встречи с женщинами до госпожи Виардо (даже, когда  крепостная красавица Авдотья подарила ему дочь Пелагею) не оказались решающими для его сердца. Тем более позже, когда Полина Виардо появилась в его судьбе, никакая милая девушка, никакой бурный роман, скрашивающий порой его жизнь, не могли развеять чар оперной дивы. И свою дочь, с которой властная помещица-мать обращалась как с крепостной, он увозит в Париж, в семью Виардо. До совершеннолетия Полинетт (так в честь любимой Тургенев переименовал дочь) Полина Виардо – приёмная мать девушки, что ещё больше привязывает Ивана Сергееевича к любимой женщине. 

Последние полтора года он живёт, вернее, страдает в Буживале, под Парижем:  он болен ( рак спинного мозга), перенёс тяжёлую операцию и знает,что ему недолго осталось жить. Но наверное в конце жизни он счастлив: возле него любимая Полина, он диктует ей письма и рассказы, она играет на фортепиано и поёт для него, он умирает в кругу семьи Виардо. И до конца верный своей большой любви, в завещании, касающемся его литературной деятельности, авторские права на все свои сочинения Тургенев всецело завещает французской поданной Полине Виардо-Гарсиа...

Панихида в Буживале, панихида в Париже...Прощание с Тургеневым как в Париже, так и в России – нескончаемый поток знаменитостей и простых граждан, это прочувствованные речи и некрологи в прессе.  Родина воздала должное своему великому сыну – его похороны  в России превратились в громадную манифестацию.

..В этом году исполняется 190 лет со дня рождения и 125 лет памяти великого художника слова, всеми силами и средствами стремившегося помочь обездоленному люду. Но в его короне поистине европейской славы сияет бриллиант  любви – чувство, которое он пронёс в течение 40 лет к обожаемой женщине. Оно завораживает нас не меньше, чем любовь Данте к Беатриче или Петрарки к Лауре..

... Музыка Вивальди и Моцарта, Россини и Шуберта, Мусоргского и Чайковского, а также любимого Полиной Генделя звучит в концерте как «Песнь торжествующей любви». И, наверно, отношения Полины Виардо и Ивана Тургенева, выражаясь словами романса, можно назвать «сильней, чем дружба, больше, чем любовь». А на необыкновенный концерт Любови Казарновской, приблизивший к нам необыкновенную историю, уже раскуплены билеты  в Санкт-Петербурге и в Париже.
   


Рецензии