О сновидениях

Сновидения - существенная часть человеческой жизни. Говорили и писали о них с начала времен. Известны были "сонники" и в Древнем Египте, и в Вавилоне, и в Древней Греции. Да и сегодня их немерено.
Интерпретации строились эмпирически. Например, увидел человек во сне змею, которая ужалила, и друг предал. И записалось в сонник: змея - к предательству. Ну и так далее. По совпадению событий.
Но сновидения - не столь просты и однозначны.
Из многих источников, и древних и почти современных, и из собственного опыта работы со сновидениями, я понял, что есть три вида сновидений. 1. Сновидение утрясающее. 2. Сновидение проясняющее. 3. Сновидение предвещающее.
Другими словами. День прошел. Были события, были осознания, были радости, были горести... И во сне все это утрясается и вписывается в картину внутреннего мира. Не все можно утрясти и вписать в сознательном состоянии. И сон вписывает в подсознание более или менее гармонично. Это и есть первый вид сновидений. Природно обусловленный.
Второй вид направлен на загадки, мучающие человека в бодрствующем состоянии. Когда подсознание обогащает условия задачи забытыми и неосознаваемыми фактами и знаниями. Тогда рождается, например, таблица Менделеева у Менделеева. Во сне.
Третий вид самый загадочный. О котором спорят много веков. И еще продолжат спорить много веков. Пророческие сны. Кто-то верит, что бывают таковые, а кто-то продолжает опираться либо на научную недоказуемость, либо на происки дьявола.
Подсознание, или, по Юнгу, бессознательное - гораздо древнее и мудрее сознания. И в нем хранится опыт не только данного человека, а и генетический опыт, и опыт массы людей с начала времен. Важность первого вида сновидений в том и заключается, чтобы вписать страничку прошедшего дня в подсознание данного человека, да и в общую копилку коллективного бессознательного.
Идем мы по улице. Что-то видим. Сознание привычно отмечает привычное. Рядом пробегает собака, пролетает птица, проходит незнакомый человек, планирует желтый лист с дерева... Все это мы забудем, и не останется этого в памяти. Но останется в памяти бессознательного. А сколько мельчайших событий, не отмеченных в сознании, останется в бессознательном? На этом, например, строится интуиция.
Сон укладывает в копилку  видимое и невидимое. И то, что боковое зрение отметило, но не осознало. И то, что почувствовали, но не осознали. Так строится бессознательный опыт. Который будет храниться века после нас. Или в детях, или в друзьях.
Вот компьютерная аналогия. Сознание - программы, о которых знаем. И информация, которая сохранена на жестком диске. Но в компе есть еще куча программ, о которых только программисты имеют некоторое представление. И куча информации, до которой не добраться обычному пользователю без специальных программ или методов, вскрывающих код записи информации.
Но никакой программист не сможет вскрыть код вашего мозга, вашей души. Только сами вы сможете понять и менять себя. В том направлении, который вам, и только вам, привлекателен! А сновидения - ваши помощники на этом пути.
Но, предупреждаю, сонники - глупость, накопленная веками. Не скажу, что они совсем не имеют смысла. Просто вы живете сегодня. И вы уникальны. Составляйте свой сонник для себя.
Работа со сновидениями имеет свои тонкости. В первую очередь нужно помнить, что сновидение - важная часть жизни. И каждый сон, любого вида, потребует вашего внимания. Первый - поможет контакту с вашим бессознательным, второй - решению сложных задач, третий - избежать поступков своих или друзей, которые могут привести к бедам-горестям.
Наше бессознательное не имеет другого языка, кроме как говорить с нами, с нашим сознанием, образами. Как и с домашним животным, - словами не убедить. Эмоцией и передачей образа желаемого вы сможете уговорить не только кота, но и птиц, крыс, стаю волков, рысь... Кого угодно. Но важнее суметь поговорить с собой.
А для этого надо учиться языку бессознательного. Не вообще, а именно своего, и только своего бессознательного. И никакой сонник здесь не поможет.
Второй вид сновидений выполняет еще одну важную творческую функцию. Направленную на  оздоровление и стабилизацию психики. На поиск эффективного образа жизни.
Порой мы что-то делаем не то, или воспринимаем не так, или боимся не того... Бессознательное через сон пытается связаться с нами. Оно, как ангел-хранитель, хочет оберечь. Старается... Как услышать?
Хочу дать некоторые рекомендации для связи с потаенным собой.
Сначала надо записать сон. Как можно более подробно. Сны, которые повторяются,  очень значимы! Это вы сами хотите достучаться до себя! Ваше внутреннее я хочет быть услышанным. И требует решить задачу.
Это как в школе, - повторить, что не усвоено. Не решите задачу сегодня, повторится завтра. Или через двести лет. В более тяжелом варианте. Карма, знаете ли. Или еще говорят - "родовое проклятие".
Так что лучше понять себя прямо сейчас.
Образы снов, как правило, символичны. Но не всегда в общечеловеческом смысле. Лучше значение символов рассматривать в трактовке самого сновидящего.  Приведу пример. Девушке снится, что она за рулем черной "Волги".  Лет 30-40 назад я бы это интерпретировал как жажду власти. Но смысл у девушки был в обретении свободы. Здесь совместились символы разных эпох. Да и каким боком черная "Волга" могла бы вписаться в юнговские архетипы?
Да. Сначала записать. Как можно более подробно. А дальше пытаться, теми или иными способами, понять, что мы сами себе через сон хотели сообщить.
Способы и принципы работы со сновидениями проще и понятнее и лучше описать на конкретных примерах из моей практики. Кое-что из моего описания может показаться моей фантазией или передергиванием фактов в угоду моих представлениям. Это может оказаться справедливым. Или нет. Или - возможностью увидеть мир, со своей точки зрения. Так что заранее прошу прощения за возможную субъективность.
Вот запись сна.
" Я лечу на поезде. В дальние края. Поезд необычный. Монорельсовый. Высоко над землей. И мчит во что-то волшебное. Какой-то подвесной поезд над всем миром... Внизу море. Хочется нырнуть и плавать. Море красиво и привлекательно. Я хочу прыгнуть в это море. Раствориться и родиться заново.
Я в тамбуре этого поезда. И дверь тамбура - нараспашку. И мир весь видим без тумана запыленных стекол. И море бесконечное внизу.
Я прыгну. Растворюсь...
Друг в тамбуре сказал: обернись. Я обернулась, и увидела лес и маленькую речушку. Прыгнуть - погибнуть".
Мне не сложно дать свою интерпретацию. Но важнее, какую даст интерпретацию тот, кому приснился сон. Ему же его бессознательное послало этот сон. И я ошибусь, если буду интерпретировать от себя. Другой - другой! И столь же уникален, как и я.
Любой образ из сна - часть личности. Или, как говорил Юнг (аналитическая психология),  и Ассаджиоли (психосинтез) - субличность.
Часть личности, которую можно персонифицировать. Как относительно автономную психическую структуру. Как  Я - тоже Я, но немного другой.  Это схоже с социальными ролями, условно. На работе я такой, дома другой, с друзьями третий и т.д. Но все же - я. И таких субличностей в человеке может быть множество. Приведу любимую мной цитату польского сатирика Станислава Ежи Леца: "Раздвоение личности - тяжелое психическое заболевание, когда  количество личностей в человеке сокращается до двух".
Верю и знаю, что человек многомерен и многолик. Это и позволяет жить, а порой и счастливым, радостным быть.
Возвращаюсь к сновидению и к работе  со сновидениями. Образ сна - часть личности.
Второй шаг в работе над образами сна - прояснить, что этот образ значит для сновидящего. Пока я расскажу о технике работы, как психотерапевт. Попутно сделаю заметки, как можно работать самостоятельно со своими снами.
Образ первый: Поезд.
Попробуйте для себя определить, что для вас значит поезд? Вот для меня на сегодня, - еду к другу, встречи в дороге, пейзажи России за окном, мысли странные и необычные. А для вас?
Но это все образы не для сновидящего. У него, или у нее, совсем все другое.  Так что сновидящий едет не туда, куда вы.
А гадать не имеет смысла. Лучше спросить. Если вы психолог, спрашивайте у клиента. Если вы "сам себе психолог",  спросите у себя.
"Какой смысл, лично для вас имеет образ поезда?" Это первый этап для расшифровки сна.
"Я еду. Куда-то. Не важно куда. Поезд несется в дальние края. Увозит меня куда-то к чертовой матери от моей паршивой жизни..." "Скорость, аж ветер свистит в ушах". "Обещание приключений". "Радость от скорости, обещаний и предвкушений таинственно прекрасного и радостного безумно". "Еду, несусь над миром".
Эмоции важны. Эмоциональная наполненность образа - свидетельство его значимости.
Второй  образ, образ моря внизу - не менее важен.
"Синее-синее. Красивое до умопомрачения и бесконечное. Нырнуть, утонуть, раствориться. Оно тянет. Зовет".
Третий образ - тамбур с открытой дверью.
"Видеть мир незамутненным стеклами окон. Ветер, омывающий лицо.  Уединение, не осуждаемое никем. Свобода прыгнуть в море внизу".
Образ друга в тамбуре.
"Просто друг. Хороший друг. Юморные темы. Заботимся друг о друге. Не стал хватать, чтобы удержать от прыжка. Просто попросил вглядеться".
Образ пейзажа внизу.
"И стоило вглядеться. Лес. И маленькая речушка. Прыгнуть - разбиться. Умереть". "Море пропало. Пропало волшебство".
В принципе, уже можно интерпретировать. Вроде бы не сложно. Вполне прозрачен символизм образов. Попробуйте. Запишите интерпретацию. И сравните потом в конце.
Третий шаг - игра с образами. Я назвал это "театр внутренних фигур".
Интерпретация - все же плоскостное объяснение. По двум осям. Икс и игрек. Игра же даст третье измерение, а, возможно, кому-то и четвертое - перспективу. Типа движение вперед. Развитие. Этому и посвящены сны.
Повторюсь. Образы - наши субличности. С которыми в нашем воображении мы можем поговорить.
Такая игра в группе очень интересна и эффективна. Например, одному человеку мы назначаем роль "Калитки", которая не пускает во двор почему-то. Другому роль "Яблони", которая швыряется незрелыми яблоками. Третьему роль "Пса", то ласкающегося, то кусающего.
Но можно и в одиночестве сделать все нужное для себя. Или с помощью друга.
В нас нет плохих субличностей. Просто мы что-то в себе не любим, и обзываем плохим. Просто, если какую-то часть себя не любим, отвергаем, она хочет заявить о себе, постоянно кричит: "Я есть!" Просто мы не даем ей реализовывать свою позитивную функцию, вот она и орет грубо, негативно, чтобы ее заметили и отдали должное. Поэтому важный принцип - признать свою субличность, поверить, что любая из них нацелена на пользу вашей целостной личности.
Даже юнговский архетип Тень, как бы она ни претворялась во снах, - наша часть, наша сила, если признаем, и позволим ей быть своим защитником, например. Или сторожем, предупреждающем об опасностях. Или вредным, противным судьей, когда это надо. Вам решать, как ей проявляться. Но вернемся к сновидению.
Образ - ваша субличность. Общение с ней должно быть уважительным и благосклонным. Поэтому первая фраза ваша в беседе с ней должна быть подтверждающей не только существование ее, но и ее эмоциональную важность для вас. Примерно так: "Ты мне нравишься, и чувствую твою важность для меня".
А дальше - вопросы на прояснение функции. "Что ты важного делаешь для меня?" "Что хочешь делать для меня?" "Зачем ты мне?" "Знаю, что важна, но для чего?" "О чем хочешь сообщить?"
Дальше - театр. Надо стать тем образом, с которым хотим поговорить. Из образа ответить на вопрос, который сформулировался.
"Поезд" из того сна ответил примерно так. "Я мчу тебя  в заоблачные дали. Тебе грустно, тошно и скучно. Я умчу тебя отсюда. Скорость прекрасна! Ветер в ушах. Мозги просветляются. И думы становятся легкими, тихо радостными. Это я делаю для тебя".
"Море".  "Я - твоя безмерность. Я хочу качать тебя на своих волнах. Я не знаю, ты часть меня или я - часть тебя. Спокойствие и радость даю я тебе или бури-штормы, - не знаю. Сейчас - точно дарю безмятежность".
"Тамбур". "Я даю тебе две важные вещи. Уединение и обзор. Я открываю для тебя все двери. И ты можешь видеть все незамутненным взглядом. Абсолютно все! Ты - свободна!"
"Друг". " Я защищаю тебя от себя своим прагматизмом. От уникальности твоей дурости и беспечности. Обернись, вглядись".
"Пейзаж внизу. Лес и маленькая речка".  "Я показываю тебе настоящую земную жизнь. Не надо прыгать. Разобьешься".
Зависимость третьего шага от второго очевидна. Только погружение в свои образы дает несколько больше. На мой взгляд.
Интерпретация "сновидящего" была такой. Не ручаюсь за точность слов. Но за смысл, пожалуй, поручусь.
"Послание от меня себе. Прекрасна безмерность и бесконечность! Но я себя предупреждаю, что это может быть опасно. Мое внутреннее Я волнуется за меня!"
Теперь сравните вашу интерпретацию после первого и второго шага с этой. В общих чертах они могут совпадать. Но не важнее ли то, что сам "сновидящий" себе проинтерпретировал?  Озвучил? Задумался?
Сновидение ведь дано для развития. Именно себя. Слово есть такое - "самость".
Я, как психотерапевт, посоветовал бы "сновидящему", хоть с парашютом, хоть с крыльями за спиной, спуститься к лесу и речке. Вглядеться и найти в простых земных вещах безмерность, бесконечность, вечность.
Всех благ и успехов всем, кто прочел сей опус. И пожелание: слушайте себя внимательно и доброжелательно. Образы сновидений - ваши ближайшие друзья.


Рецензии
Очень интересно
Люблю эту тему, в этом много таинственного...
спасибо
С уважением Олег

Олег Устинов   27.09.2016 08:29     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.