Чужая среди своих

               

   Государственное художественное училище, настолько “государственное”  что там многое не изменилось со времен СССР, а свободомыслие и неординарность там, как ни странно для заведений такого рода, были совсем не в фаворе у администрации и преподавателей, и, что еще более странно, у самих учащихся данного заведения. Но везде есть свои исключения…
    В этом небольшом местечке, где располагалось училище, почти не было развлечений,  да и дисциплина была очень строгой, почти как в армии, студентов не выпускали за территорию общежития после 22.00, потому главное развлечение их обитателей было распитие пива во дворе общаги. На это, как ни странно, администрация смотрела более лояльно, чем на остальные нарушения внутреннего распорядка.
    Был теплый апрельский вечерок. Ребята во дворе, потягивая пивко с чипсами, рассуждали как о смысле бытия, так и о более приземленных темах :
- Я бы ту со второго курса Марину потискал…, - сказал мечтательно “любитель  жидкости“ Володя.
- Да я её не раз тискал уже, – промолвил хвастливо паренек с гитарой по имени Пашка.
- Ладно, давайте бухать  уже – недовольно рявкнул молчаливый великан Виталя и глотнул пиво из горла двушки.
Тем временем за поворотом не спеша шла невысокая стройная девушка с длинными прямыми волосами и миловидным личиком с  чисто европейскими чертами, её звали Стася. На ней были одеты синие кеды, порезанные джинсы и синяя байка, на лице немного пирсинга и бело-красно-белые фенечки на руках. В наушниках её играла группа Amaroka и она тихонько подпевала:
- Панк рок назаужды….
Вдруг её путь преградил Пашка.
- Красавица, принцесса, пойдем, выпьем с нами пива, – наигранно улыбнулся Пашка.
- Ня маю жадання, прабач, – утвердительно вежливо ответила Стася.
-   Ну как же так, да не одна девушка здесь не может мне отказать, - начал выделываться перед дамой Павел.
- Я так не лiчу, ты зусiм мне не падабаешься  – еще более утвердительно сказала девушка и пошла вперед.
- Девушка, вам же нравится рок, а я Паша-рок-звезда, – начала кричать ей вслед “ рок стар”
- Ты рок-п###а, – крикнули ему его собутыльники, дружно засмеявшись.
- Да пошли вы, и вы эта лахудра, я таких как она вот где вертел!, – обращаясь  к друзьям и особенно к Стасе истерично визжал Павлик.
    Стася резко обернулась и показала Павлику средний палец левой руки.
- Ну, блин, коза, – сказал подойдя к столу Паша и выпил пива
- Да нечего с этой предательницей Родины связываться, таких бы “змагарок” как при Сталине в Гулаг, давай лучше, Паша, сыграй нам что-нибудь, – промолвил фанат “триединого русского народа” и Российской империи Леник, который раньше кстати придерживался совсем других взглядов, и называл себя гордо Лявоном, но, все изменилось - вот что алкоголь и пропаганда с людьми делают…
 А Пашка, сделав еще большой глоток пива, начал играть песню Макса Коржа – Жить в кайф. Подвыпивши пива и правда все становилось в кайф…

Стася, зайдя в общежитие,  сразу же поймала недовольный взгляд соседки снизу Гали.
- Прыйшла ужо рокерша, зараз зноу свайго Ляписа включать будзешь, я каменде пажалуюся, ён жа запрашчон!!!, – сказала с сильным деревенским акцентам Галя.
-   І табе вітаначкі, дараженькая Гэльдзя ! – с сарказмом, но без злобы усмехнулась Стася.

Стася зашла в свою комнату (девушке несказанно повезло, её соседка забрала документы во время учебного года, и вместо её ни кого не подселили), комната  вся была увешана рисунками, Стася очень хорошо рисовала, её рисунки отличались от других в данном учебном заведении, но она была не понята, как большинством преподавателями, так и сокурсниками, хоть уже близилось окончание учебы. Кроме рисунков на стене были фотографии: тут и фото с виленского концерта Ляписа Трубецкого, сделанного её двоюродным братом, и её фото в усадьбе Тадэуша Кастюшки, и фото с концерта группы Крама, и фото её дорогих друзей,  почетное место занимало фото бабушки с дедушкой. Постеры тоже были весьма разнообразны – Nirvana, Sum 41, Limp Bizket , Ramones, но среди них выделялся старый потрепанный плакат-календарь за 1988 с группой МРОЯ, с автографом Лявона Вольского и остальных участников группы. Станиславе был очень дорог этот плакат, ведь это был плакат её отца. Её отец в молодости очень увлекался роком, играл в группах, но, к сожалению, без особого успеха, зато его захлестнула волна национального возрождения конца 80-х, и в творчестве групп Мроя, Бонда, Мясцовы час он нашел то, что нравилось его душе. Даже с матерью Стаси он познакомился на одном из концертов, и спустя несколько лет у них родилась дочь, которую он назвал в честь бабушки – Станиславой. К сожалению брак родителей Стаси не сложился, мать бросила мужа и годовалого ребенка, и уехала жить в Москву, сказав лишь до свидания, после этого даже не интересуясь дочерью. Зато отец души не чаял в дочурке, все делал для неё, а также с раннего детства учил её слушать рок правилам стихосложения и  рисовать – в общем развивал творческую личность. Но….очень он уж хотел купить себе и заодно дочке новые барабаны, для этого оставив дочь когда ей исполнилось 12 на попечение бабушки и дедушки поехал в ту же Москву на заработки и погиб на стройке, как сказали потом, в результате несчастного случая... С тех пор Стася осталась жить с бабушкой и дедушкой, плюс очень часто к ним приезжал её старший двоюродный брат Мирослав, начинающий поэт и татуировщик, который был так же большим фанатом рока и беларуского особенно!
    Стася мечтала воплотить желание отца и стать творческой личностью, поэтому она и решила поступить в художественное, но бабушка при скудной пенсии, не смогла бы обеспечить учебу в престижном заведении, так что на пути к звездам пришлось идти через тернии, коими являлось данное совковое заведение где она учится. Ей  нравился процесс обучение, но общество, неконфеденциальность преподавателей и поведения однокашников её угнетало, она чувствовала себя как птица в клетке, но клетка была совсем не золотой, а серой и безысходной как дождливый и холодный ноябрь перед долгой зимой. Стасе часто было грустно на душе, от всего этого, она подошла к окну и взглянув на небо стала петь слова любимой песни N.R.M.:
 Падымi мяне па-над зямлёю,
Падымi мяне - сьветлы абшар!
Падымi мяне над мiтусьнёю.
Падымi мяне, паветраны шар!
Стасе и правда хотелось улететь, куда-нибудь от этих серых дней и этих невзрачных обывательских лиц, туда, где  будет легко и спокойно, а не так как здесь, тут она чужая среди своих.
   Сев за стол и включив в наушниках беларуский рок, она стала усердно рисовать, ведь она стремилась постоянно совершенствоваться! Вдруг она резко оборвалась, глянув на свою татуировку в виде гитары на левой руке, ведь её делал ей Мирослав, а Стасе в последнее время стало очень тоскливо еще из-за того, что двоюродный брат уехал в Польшу, и нет от него весточек совсем…
     Утром наша юная героиня проснулась от приятной мелодии Океанов Ельзи – Вставай, что стояла у неё на будильнике. Включив компьютер, она пошла чистить зубы и принимать душ. Позже, пока заваривался кофе, она собирала свои рисунки в папку, ведь сегодня приезжал известный искусствовед  на встречу с учащимися, и желающие могли показать ему свои работы.
    Выходя из комнаты, Стася резко вернулась назад, она забыла медальончик с Погоней, сделанный из литовского цента
- Каб пасчасціла ,– с надеждой сказала девушка, и одела его на шею

В актовом зале училища где проходила встреча были все учащиеся выпускного курса. Стася была в изумлении:
этот пожилой старичок не только прекрасно разбирался в искусстве, но и говорил исключительно на беларуском. После окончания лекции он просмотрел работы и сказал:
- А хто такая Станіслава Міцкевіч?
- Гэта я, – узнялася Стася
- Шаноўная паненка, я адразу перайду да справы, калі вы дазволіце, – роўна і упэўнена сказаў знаўца, –  мэта маёй паездкі была  пошук таленавітых людзей, для адбору іх у Акадэмію мастацтваў, і сярод усіх я вылучаю вас!
      -Дзякуй, дзякуй велькі вам ,– растерянно радостно произносила Стася.
         Вдруг начали разноситься недовольные голоса  учеников и учителей:
- Как её, я лучше рисую!
- Она бездарная ученица, у нас многие лучше неё!
- Она ничего не умеет!
- Её этот “бнфавец” специально взял!
- Нячэсна!
- Паважаныя, прашу цішыні!, – громко и строго сказал искусствовед, - не прыніжайце яе, бо Талент — гэта дар Божы, і не нам яго зневажаць. З усіх зняваг чалавека, якія я бачыў у сваім жыцці, найбольшую крыўды і злосць выклікае хамскі здзек цёмных людзей з творчага чалавека, з таленту мастака. Таму что творчы чалавек хоць мастак, хоць паэт, хоць музыка і любы іншы талент творцы ёсць падарунак не тое што самому чалавека, а падарунак ўсім людзям, талент трэба цаніць і аберагаць! А вы зневажаяце яё, – профессор показал на Стасю, и как замполит в армии сказал: – Ганьба , вам ,”таварышы’ !
Все возрожения резко стихли, и люди стали немы как кильки в банке.
Выходя из актового зала Стася светилась от счастья, теперь она была точно уверенна что вырвется из этого болота, и главное осуществит мечту отца! Тут она услышала обовещение о СМС. Мэсэдж был с польского номера. Оно было от Мирослава:
- Прывіт сістер, зачакалася мяне?) хутка прыеду, сустренемся у бабулі!
З.Ы. І яшчэ – купіў нам з табою два квіткі на канц Ляпіса у Кіеве, так што збірайся!)
И тут  Стася поняла, что все точно будет хорошо!


Рецензии