Почему Бог избрал Иакова и не избрал Исава

В этой небольшой статье я постараюсь ответить на важный для понимания Божьего плана спасения вопрос, вынесенный в ее название: почему Бог избрал Иакова и не избрал Исава, а если посмотреть шире – почему Бог избирает к спасению одних людей и не избирает других.
Важны ли намерения или только дела?
Для ответа на этот вопрос важно уточнить, что Исав отказался не просто от материальных и социальных выгод, связанных с первородством, он сознательно отказался от того, чтобы по линии его рода передавалось дальше Авраамово благословение и чтобы в его роду родился Христос. Исав отказался от Христа. Исав отказался от благодати (Евр. 12:15-16: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие; чтобы не было [между вами] какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства»). Церковь – это церковь первенцев, другими словами, это церковь тех, кто избрали духовное первородство (Евр. 12:22-23: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах…»).
При всем том, что Иаков ошибался, грешил, действовал нечестно и хитро, по-человечески выглядел менее положительным героем по сравнению с Исавом, главное, что его отличало от Исава, это то, что он хотел первородства (т.е. хотел стать наследником Авраамова благословения, хотел, чтобы в его роду родился Мессия, хотел получить благодать от Господа). Бог избирает тех, кто этого хочет. Действует принцип взаимности: Бог избирает тех, кто избирает Его. Здесь встречаются две свободы – Бога и человека (см. статью «Мы не постигаем Его»).
При этом после такой встречи выбор человека должен быть подтвержден и доведен до более зрелого, осознанного состояния в испытаниях (как, например, у Авраама). Находясь вне времени, Бог знает заранее, что многие, пройдя часть пути, дальше идти или не захотят, или не смогут. Бог создает непоколебимое царство. В этом царстве не должны повторяться мятежи, поэтому вера следующих за Христом должна быть испытана и должна возрасти: «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми» (1 Пет. 5:10); «представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования» (Кол. 1:22-23).
Избрание посредством предведения
Нам непросто рассуждать о вопросах избрания, ведь мы находимся во времени, а Бог – вне времени. «Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян. 15:18).
«Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится» (1 Пет. 1:1-2). Как видим, Божественное избрание зависит от предведения будущего поведения человека.
Цепочка избрания в Рим. 8 начинается с предузнания. Еще до начала творения, в вечности, перед началом истории она вся прошла перед Его глазами, Он увидел конечный результат (невесту для Своего Сына), все (единственные?) звенья, ведущие к этому результату и после этого начал творить. Приведу бедную аллегорию: сравним Творца с композитором, который создал шедевр, записал партитуру, музыка уже звучит в его ушах до того, как первые музыканты прикоснулись к своим инструментам. Потом произведение раздается участникам симфонического оркестра, каждый в свое время вступает, играет в соответствии с замыслом композитора и в свое время умолкает. Но повторюсь, аллегория бедная, давайте ее неожиданным образом усложним: представьте себе, что каждый музыкант не имеет перед своими глазами точно и жестко записанной партитуры, а играет свободно, он общался с гениальным композитором, тот объяснил ему смысл произведения, он восхитился, внутри его зазвучала эта же музыка и он теперь высвобождает ее. Все предопределено, но музыканты играют совершенно свободно и в полном соответствии с замыслом композитора.
Если человеку дана свобода выбора, то как Творец заранее знает то, что я выберу? Каким образом знание Творцом того, что человек выберет в конечном итоге, не противоречит свободе выбора человека? Если я обладаю полной свободой выбора, тогда Творец не должен знать, что я выберу, иначе у меня не будет свободы выбора. А если я скажу, что у меня есть свобода выбора, так что Творец не должен знать, что я выберу, тогда это значит, что Он не всесильный и не всеведущий. Самый простой ответ дан более 1500 лет назад: есть отец и сын, отец знает сына и может предугадать его выбор с очень большой точностью. Поставив своего ребенка перед выбором, он знает, что ребенок выберет. Ограничивает ли это знание отца свободу выбора ребенка? Нет, ребенок выбирает свободно, однако отец уже знает, что ребенок выберет. Если отец даст трехлетнему ребенку сто долларов или конфету за пол доллара, может ли он знать о выборе ребенка? У нас есть полная свобода выбора, и ничего страшного, что Отец Небесный знает, что мы выберем, от этого нашей свободы не убудет.
Другой ответ на этот вопрос приводится в книге Рамбана «Путеводитель для заблудших». Проблема в том, что мы приписываем Творцу человеческое восприятие. Эта ошибка понимания и порождает парадокс во взаимодействии между выбором и знанием о нем. Любое знание человека предполагает, что прежде у него было незнание. Когда мы приписываем это изначальное незнание Творцу – и возникает парадокс. Понятие знания Творца не подобно знанию человека, поэтому парадокса не существует. Человек и его знание – это две разные реальности, которые в какой-то момент должны соединиться, но знание и сущность Творца – это одно целое. Знание присуще Ему. Бог сотворил время и пространство, и потому находится вне его. Поэтому Бог одновременно знает прошлое, настоящее и будущее.
Немного дополню мысли Рамбана. Человек может принять одно решение, потом что-то узнать, что не знал раньше, и принять новое решение, изменив первое. У Бога не так, у Него нет момента, когда Он что-то не знает. Он принимает решение раз и навсегда. И если что-то выглядит на наш взгляд в истории как нарушение и изменение первоначального Божьего плана, то надо учитывать, что в вечности Он знал об этом изменении и приготовил на такой случай замену или альтернативу (например, Матфий заменил Иуду) – и это часть Его плана. Таким образом, одновременно и человек принимает свободные решения, и Бог суверенно правит миром.
Два вида подвизания: плотское и духовное.
Вернемся к основной теме, к разбору вопроса о том, почему Бог избрал Иакова и не избрал Исава. При обсуждении этой темы основное затруднение возникает при толковании текста из Рим.  9:11-12 «Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего» и Рим. 9:15-16 «Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Итак [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего».
Если рассматривать этот текст в контексте всего послания, нужно отметить, что слово «подвизающийся» здесь употреблено в том же смысле, что «делающий» в Рим. 4:4-5 и «усиливающийся поставить собственную праведность» в Рим. 10:2-3 (а также «зиждущий» в Деян. 4:11 и «самовольно смиренномудрый» в Кол. 2:23). Одна из линий рассуждений Павла, которая проходит через ряд глав, – показать бесполезность усилий законников в деле спасения. Христос сказал: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5:20), праведность по вере превосходит праведность по закону. Спасение или помилование зависит не от нашего делания, подвизания и стараний жить праведно без помощи Иисуса Христа – но от Бога милующего. Исав подвизался, но не на условиях благодати – он не пришел с покаянием к Богу. Мы вообще не видим, чтобы он имел общение с Творцом, при этом мы видим, что он не дорожил первородством. Такое подвизание к помилованию Богом не приводит.
Важно понять, что Бог судит или милует не произвольно (т.е. не в результате безусловного, случайного выбора). Он судит в соответствии с определенными критериями и милует в соответствии с определенными критериями. Например, вот кого Он милует: «Я был непорочен пред Ним и остерегался, чтобы не согрешить мне; и воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих пред очами Его. С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним - искренно, с чистым - чисто, а с лукавым - по лукавству его, ибо Ты людей угнетенных спасаешь, а очи надменные унижаешь» (Пс. 17:24-28).
Вот кого Он проклинает и лишает благословения: «За то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его; возлюбил проклятие, - оно и придет на него; не восхотел благословения, - оно и удалится от него; да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его» (Пс. 108:16-18).
Избрание не от дел, а от веры
Причины избрания Богом Иакова и неизбрания Исава находятся в самих Иакове и Исаве, в их свободе выбора по отношению к первородству. «Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит» (Пс. 74:8). Иаков был возвышен, Исав унижен. Произвольно? По независящим от них самих причинам? Асаф говорит, что унижает и возносит Бог не случайным образом, а как справедливый судья. Судья должен рассмотреть дела подсудимых, вникнуть в них и вынести решение в согласии с принципами правосудия. При этом Бог вникнул не только в дела, но и в состояние сердец Иакова и Исава и на основании этого одного возвысил (избрал), а другого унизил (не избрал). Если бы Исав не пренебрег первородством, он был бы избран.
«Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел» (Мал. 1:2-3). Какова природа любви? У нас есть определенное представление о прекрасном, желанном – и мы любим то, что соответствует этому представлению, т.е. должны сойтись как минимум эти два фактора. Кого любит Бог? У Него есть также представление о прекрасном, об истине (точнее, Его характер и природа – прекрасны, Его мнения и суждения – истинны), и Он любит тех, кого кто готов войти в соответствие с этим представлением Бога посредством Его благодати, причем согласие человека на это действие обязательно. Исав нисколько этому представлению не соответствовал, потому что отверг Божью благодать и не покорился ей, пренебрегши первородством. Поэтому Бог его и возненавидел. У Иакова же было неудержимое стремление к первородству, а это значит, к исполнению на нем и его детях данных Богом обетований, в том числе подразумевающих приход Мессии. Вот за это его стремление (при всех недостатках, несовершенствах и грехах Иакова) Бог его и возлюбил. Стремление к тому, чтобы на мне исполнилось Слово Божье, есть основа веры в Божье обетование.
Еще одно доказательство того, что избрание Бога не является слепым, находится в ближайшем контексте. В тексте Рим. 9:27 Павел пишет, что «хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, [только] остаток спасется». А через пророка Софонию Бог показывает, на каком основании избраны люди, входящие в этот остаток: «Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне. Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и не найдется в устах их языка коварного» (Соф. 3:12-13). Оказывается, Богу нужны те люди, которые будут «смиренны», а не горды, а также способны «уповать» на Его милость, а не на собственную праведность. В число спасенного «остатка» войдут те, в ком будет вера не в свои силы, а в Божьи. Только такие люди получат образ Иисуса Христа, черты похожести на Него, т.е. станут рожденными свыше.
Плач Иакова, Давида, Петра, с одной стороны, и Исава (Евр. 12), Саула и Иуды (Искариота) разный. Первые плакали об утерянных отношениях со Христом, другие – о более приземленном. Все шестеро были избраны, но трое своим свободным волеизъявлением отказались от Божьего предложения, от Божьего избрания, они избрали другое. В каком-то смысле Иаков и Петр выглядели в некоторых вопросах хуже на фоне Исава и Иуды, но Бог избрал и спас именно их. Потому что они избрали Его.
Мысль о свободе человека, способного отказаться от предлагаемого Богом лучшего пути и тем самым повлиять на Его план, может смущать (все дело в том, что Бог предузнал прежде сотворения эти случаи и нашел в качестве замены тех, которые будут желать соучаствовать в Его планах спасения. План Бога осуществится на 100%). Приведу по этому поводу две библейские иллюстрации, одну положительную и одну отрицательную.
Когда Иисус пришел в Иерихон и повстречался с Закхеем, Он сообщил ему, что Ему надобно быть сегодня у Закхея в доме. Иисус знал конкретную волю Своего Отца: Отец желал, чтобы Его Сын был сегодня у Закхея. Сын озвучил эту волю Своего Отца. Закхей с радостью принял эту волю, покорился ей. Таким образом воля Божья (по данному конкретному вопросу) утвердилась и на земле, как на небе.
А что произошло бы, если бы Закхей сказал: «Нет! Не войдешь в мой дом никогда, не впущу!» Разве Иисус стал бы силою ломиться в его дом, потому что так предназначено Богом? Нет, Иисус так никогда бы не поступил. Ниже мы приведем иллюстрацию этого, которая представляет собой второй, отрицательный библейский пример.
«Когда же приближались дни взятия Его [от мира], Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; но [там] не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим» (Лук. 9:51-53). Иисус посылает апостолов в самарянское селение, чтобы ученики приготовили Ему место там. Была ли воля Отца на это? Безусловно! Иисус никогда ничего не делал вопреки воле Своего Отца. Отец хотел, чтобы Его Сын там проповедовал или просто провел некоторое время. Сын Божий послал туда апостолов подготовить все до Его прибытия. Приняли ли эту волю Божью жители самарянского селения? Нет, отвергли.
Таким образом, мы видим, что конкретная воля Божья по определенному вопросу может не исполниться, встретившись со свободой человека (отчасти этот вопрос обсуждался выше, когда мы говорили о кажущемся парадоксе при сочетании предузнания Творца и свободы человека, поэтому мы не будем здесь повторяться). И эта ситуация ведома была Богу от вечности (Деян. 15:18). Все произошло так, чтобы свобода выбора человека была ясно явлена на библейском примере.
Приведу теперь бытовую иллюстрацию. Это подобно тому, как все поступившие в Медицинскую академию призваны быть первокласными врачами, предопределены служить людям в больницах и поликлиниках, предназначены к проявлению сострадания нуждающимся людям и оказания им реальной помощи. Но все ли поступившие в академию выполнят и осуществят это предназначение, призвание и предопределение? Это зависит не только от преподавателей академии, но и от усердия и стремления самих учеников. «Господь совершит за меня» (Пс. 137:8) и «совершайте свое спасение» (Фил. 2:12). Верно и то, и другое.
Только премудрый Господь мог непротиворечивым образом допустить существование во Вселенной двух свобод – Своей и человеческой. Адам воспользовался своей свободой недолжным образом, нанеся урон всем своим потомкам, и план спасения во многом в том и заключается, чтобы помочь людям правильно воспользоваться своей способностью делать выбор. Со Своей стороны Бог оказывает всю необходимую помощь. Сочетание и сотрудничество Божьей и человеческой свободы – одна из самых больших богословских тайн: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:33-36).
В заключение тезисно повторим основные мысли:
• Главное отличие Иакова от Исава состоит в том, что Иаков хотел первородства, хотел стать наследником Авраамова благословения, хотел, чтобы в его роду родился Мессия, хотел получить благодать от Господа (всего этого он хотел получить благодаря вере в Божью милость). Бог избирает тех, кто этого хочет.
• В Божьем избрании большую роль играет предузнание Им выбора каждого отдельного человека.
• Причины избрания Богом Иакова и неизбрания Исава находятся в самих Иакове и Исаве, в их свободе выбора по отношению к первородству.
• Воля Божья по определенному вопросу может не исполниться, встретившись со свободой человека. Однако эта воля обязательно исполнится в свободном выборе другого человека.
• Спасение заключается в том, что Бог без давления и насилия помогает человеку сделать свободный выбор в пользу благодати, а затем учит правильно пользоваться свободой, т.е. добровольно подчинить ее владычеству Иисуса Христа.

14.03.2014, по состоянию на 10.10.2014


Рецензии
Ну Вы намешали всего.

Прямо Писание не говорит почему. Но однако менял духовное на мирское - первородство за похлебку. Взял в жены соблазнительных хананеек, а не из рода близкого Аврааму, где помнили о Боге Любви по преданию.

Сказано от Бога "возлюбил Я Иакова, а Исава возненавидел". Тот же глагол возненавидел есть о делах николаитской ереси в Обличении от Откровения Иоанна (2 раза в послании Церквам 7ми). Там николаиты считали что да будем специально умножать зло, чтобы так де заставить Благодать преизбыточествовать.

Боролись в животе матери, как 2 народа сказано. И у антихриста косматого козлища в книге Даниила есть черты косматого Исава. Народ Божий против народа антихриста по всей земле и во все времена борятся - вражда между детьми жены и детьми змия.

Но нечестие его было трудно обнаруживаемо тк был ловкий фарисей. Иаков и Ревекка юродством Духа Мирного обличили Исава перед прельщенным Исааком отцом. И Исаак бывший при смерти, как Царь Езекия прожил еще много лет как бы укрепленный пластом смокв в чреслах Иакова. И еще встретил Иакова по возвращении того от Лавана.

Дмитрий Хохлов 2   13.10.2014 02:50     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.