Бог по образу и подобию...

       
        Это не люди созданы по образу и подобию Бога, это Бог создан людьми по своему идеальному образу и подобию. Таким какими они хотели бы быть в идеале...
И как человек тройственен по своей природе - физическая, косная материя, биологическая, живая материя, разумная материя (тело, душа, дух), - так и Бог троичен в богословских представлениях. И, при этом, как человек един и не делим, так и Бог Един.
        В таком подходе к пониманию Бога кажется вполне логичным и точным утверждение Иоанна, что "В начале было Слово..." Фраза, которая с первого взгляда кажется вполне понятной, но смысл её начинает увеличиваться и усложняться по мере размышления над ней. В "начале" чего? Что есть "начало"? Что есть "слово"? Что есть «было»?
        Если понимать "Слово" как нечто, без чего невозможно воспринимать, описывать, понимать (отражать) и познавать Мир. "Слово" как знаковую систему, позволяющую существам разумным упорядочивать свои восприятия, ощущения, мысли, передавать их друг другу (общаться между собой) , создавать мыслимые представления, модели, конструкции, образы обо всём, что на них действует, сохранять их в памяти, описывать посредством их окружающий мир, уметь целеполагающе воздействовать на него, изменять и творить окружающую среду по определённому плану… То без "слова" всё это - что и составляет суть и смысл человеческого бытия - невозможно.
        Разум не возможен без "слова". Суть разума состоит в мышлении, а мышление проявляется посредством "слов" или любых других знаковых систем.
        В богословской, теологической литературе большое внимание уделено пониманию слова "В начале" или "Берешит". Непонятно в «начале» какого процесса или события?
        Мне представляется, что речь идёт о «начале» разумного восприятия и осознания Мира. О начале "творения" человека. Речь идёт о "начале" проявления разума со всеми его видами,  формами и функциями. Творение, созидание, отражени, познание...
        У Иоанна далее сказано: «... и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин 1:1). Выражаясь светским языком можно так "перевести" высказывание Иоанна:
"В начале отражения, понимания, творения, созидания Мира была программа, записанная определённым языком и это был Разум и Бог".
       Идея Бога - это мыслимое, словесное обозначение формы отражения человеческим разумом, человеческим сознанием того Вселенского Бытия, которое творит этот Мир из Самого Себя.
       Бог - это мыслимая объективная реальность человеческого  сознания, мышления, разумения.
       Бог не "выдумка" отдельного человека. Бог - это социальный феномен в форме коллективного нуомена человечества данный нам в "ощущениях" разума. Я использую это  новое понятие - "ощущение разума" - для удобства отражения того,что есть.
       Бог - это некое объективно существующее представление общечеловеческого разума. Общая глобальная Идея.
       Бог - это  человеческая мораль, нравственность, духовность.
       Без идеи Бога человечество не стало бы тем человечеством, которое мы сейчас видим. Бог настолько же реален, насколько реальна нравственность, духовность, моральность, осознанность...
       Бог есть во всём подобно тому как как во всём, что делает человечество есть идеи человека.
       Бог - это Идея. Но идея глобальная, идея, реально владеющая массами. Это та Идея, которая есть реальная движущая Сила человечества.
       Примитивные, наивные, материалистические представления о Боге как о некой Личности подобной человеку постепенно уступают место представлениям о Боге как о всеохватывающем Сознании Мира. Всё человеческое чуждо этому Космическому Разуму. "Чуждо" в том смысле, что Оно совсем другое. Грубая аналогия: океану "чужды" молекулы воды, а ветру флуктуации плотности воздуха...
       "Детские" попытки мыслить Бога как улучшенного человека с его потребностями и возможностями (отсюда наивные рассуждения о всемогуществе Бога) с его "состраданием" и "любовью", с его "целями" и "путями" только запутывает и затрудняет движение человека к Богу как к Абсолютной Идеи и Космическому Разуму (воспользуемся этими понятиями, с полным пониманием того, что смысловое и сущностное наполнение этих слов может быть очень широким и разным у разных людей).
       Наивно ожидать от Абсолютного Разума конкретной помощи конкретному человеку... Но очень  актуально  верить и просить конкретной помощи (молитва) у конкретного образа Бога, который сформировался в вашей голове. Это уже область психофизиологической и духовнонейронной реальности и лингвистического (словесного) автопрограммирования.
      Как известно: “Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят” (Матф. 7:8).
      Большинство человеческих понятий не применимо к представлению о Боге  в принципе. Не все это понимают явно. Даже профессиональные теологи. Может  точнее: не все хотят это понять. Вполне удовлетворяются утверждением :"Пути Господни неисповедимы...".
      Понятийное очеловечивание Бога как личности приводит к путанице в головах и разочарованиями в сердце при столкновении человека с реальностью. Даже такое "простое" и всем "понятное" человеческое понятие о "существовании" не приложимо к сути Бога. Бог не "существует" как нечто сущностное и бытийное. Бог не "возникает" и не "чувствует" как природа. Поэтому Бог не может "умереть" или "начаться" и, тем более, кого-то "понять". Дня Него просто этих слов и понятий нет. Умирает только то, что рождено, что возникло, то чего не было, а потом появилось или проявилось. "Понимает" только то, что до этого было лишено "понимания". На Бога это не распространяется.
        Абсолютный Разум - это, также, условное наименование того, к чему всегда приходит мыслящий и знающий человек. Об этом всегда была, есть и всегда будет дискуссия.
        Свмо слово "вечность" мало применимо для действительного понимания Бога. Для Бога нет ни "вечности" ни "мгновения". Ни "начала" ни "конца". Это всё чисто человеческие выдумки. Для удобства восприятия, описания и объяснения всего, что воздействует на человека. Эти слова возникли только потому , что мы рождаемся и умираем, мы видим, ощущаем вокруг себя то, что всё изменяется, имеет начало и конец существования. Ещё мы можем абстрагироваться, интерполировать и экстраполировать... Рассуждать о "целях" и "задачах", "причинах" и "следствиях" (логика). Поняли принцип аналогии.
       Для Бога нет ни "времени" ни "пространства", нет "энергии" и "информации", нет "случайности" и "закономерности", нет "частицы" и "волны", нет "любви" и "ненависти", нет "причин" и "следствий"... И много чего ещё нет, чем человек пользуется для описания и своего понимания Мира и чему молится.
       Мы видим как менялся смысл многих слов и понятий за последние 300 лет. А что будет в последующие 300 лет? Очевидно, что будет продолжено изменение понимания смысла слов, которыми мы сейчас пользуемся.
       Религия - это "наука" для примитивных людей. При полном уважении к ним. Ну следует признать, что большинство людей всегда было, есть и будут "примитивными", мало образованными, на думающими на научном уровне.
       Я верю в "божественное".  В том смысле, что есть много, очень много чего, что мы не знаем пока. Человек всегда будет прав, утверждая, что он знает, что ничего не знает. На фоне беспредельного знания. По сравнению с  океаном незнания наши капли  знания - это ничто...
       Мне не интересно верить в какого-то Дядьку, который от скуки создал этот мир...
       Эта удобная и хитрая идея, что человек создан по образу и подобию Его - очень симпатична людям. Мол я как Он. Хоть в этом что-то значу.
       Любой рационально  мыслящий человек рано, вовремя или поздно придёт к пониманию того, что религиозный Бог создан по образу и подобию людей, а не мы по его Образу.
       Люди приписали Богу все лучшие человеческие качества, сверхспособности и возможности, объявили, что его помыслы непознаваемы.   Этим всё объясняется. Зачем дальше думать?  Стадное представление   сформировано. Души уловлены. Верьте и поклоняйтесь. Не надо думать дальше. Всё предопределено и решается за нас и вне нас. Удобно.
       Дурят нас. А мы всегда готовы дуриться под хорошие конечные  результаты и реализуемые приятные цели. Кому не хочется попасть в Рай? Причём у всех народов основные религиозные идеи практически одинаковы. Разница обуславливается только уровнем развития культуры и климата в момент формирования "писаний".
       Уверен, что в этом мире есть "нечто", которое не относится к категории "материальности" и той духовности, которую мы понимаем.  Именно благодаря этому "нечто" возникли жизнь и разум. Наука ещё не дошла до исследования этого как своего объекта изучения и познания. Но люди чувствуют наличие "чего-то" иного, помимо ощущений, вызываемых веществом и полем.
       Церковники всегда использовали эти "мыслечувства" людей о чём-то невыразимом и неощутимом органами чувств, идею о наличие чего-то нематериального для управления народом. Точнее - власть всегда использовала церковников для легитимизации себя... Все религии обретали значимость в государстве и у народа, только тогда, когда за это бралась власть, когда это становилось выгодным для власти. Понадобилось христианство - стало Христианство. Понадобился ислам - возникло Мусульманство...
       Религия - это объективная необходимость для хомо сапиенсов на определённом уровне их развития. Но это вовсе не значит, что "религия" - это нечто действительное. Религия - это внутренняя реальность для человека, проецируемая во вне, на весь Мир. И поскольку мир непознаваем до "конца" никогда, то для религий всегда будет место. 
       Если человеку с пелёнок вкладывают  определённый набор идей мировосприятия,  то эти идеи обязательно становятся  реальностью...
       P.s.: "Идею личного Бога антропологической концепции я не могу воспринимать всерьёз. Я также чувствую, что не предоставляется возможным представить себе желание или цель вне человеческой сферы. Мои взгляды близки к Спинозе: восхищение красотой и вера в логический порядок вещей, которые мы можем понять смиренно и только частично. Я верю, что мы должны довольствоваться нашими несовершенными знаниями и пониманием, что лечение ценностей и моральные обязательства — самая важная из человеческих проблем."
Альберт Эйнштейн
Hoffmann, Banesh (1972). Albert Einstein Creator and Rebel. New York: New American Library, p. 95.
       
http://www.proza.ru/2013/12/28/1201
http://www.proza.ru/2014/09/05/1135
http://www.proza.ru/2014/08/25/1794
http://www.proza.ru/2014/07/29/2036
http://www.proza.ru/2014/06/14/602
http://www.proza.ru/2014/05/02/1653
http://www.proza.ru/2013/09/07/1254
http://www.proza.ru/2013/12/13/2020
http://www.proza.ru/2015/11/20/948


Рецензии
Вы не правы, уважаемый Александр, прописывая "Это не люди созданы по образу и подобию Бога, это Бог создан людьми по своему идеальному образу и подобию. Таким какими они хотели бы быть в идеале...". Ваши рассуждения были бы верны, если бы человек был бы бессмертен, тогда было бы нормальное понимание, а зачем бессмертному человеку какой то там Бог. Все ваши рассуждения разбивает одно, человек смертен, когда человек умирает, куда он попадает или пропадает, если попадает в загробный мир, значит всё равно попадает к реально существующему Богу, если человек после смерти пропадает из этого мира - это страшно для понимания сейчас существующего человека. И ещё, вы прописали " Бог - это мыслимая объективная реальность человеческого сознания, мышления. Бог не "выдумка" отдельного человека. Бог - это социальный феномен в форме коллективного нуомена человечества данный нам в "ощущениях" разума. Некое объективно существующее представление общечеловеческого разума. Общая глобальная Идея.", что, если всё человечество умрёт, и идея под названием "Бог" умрёт тоже (чисто физическое представление физического человека). А как же ваше утверждение, что Бог как идея умереть не может... В общем, уважаемый Александр, вы пытаетесь как в школе при изучении физики померить линейкой объём магнитного поля от магнита. Вот уж точно, все точки в ваших рассуждениях о Боге может расставить только смерть... Ну да ладно, всё как в старом советском анекдоте: на вопрос "какая самая смертельная болезнь есть у человека" был странный ответ: "жизнь, жизнь всегда для человека заканчивается смертью".
С уважением, ишо тот хвилосов Толька ветер.

Анатолий Боков   12.10.2014 22:33     Заявить о нарушении
Уважаемый Анатолий, а как можно без линейки померить "объём магнитного поля от магнита"? Все измерения всего в мире в конечном виде сводятся к "линейке", "весам" и "часам"...

Александр Ивашкевич   13.04.2015 13:07   Заявить о нарушении
А как же, уважаемый Александр, русское потрогать, попробовать, пощщщупать, русский глазам (суть пониманию) не верит, дай пощупать (суть по трогать осознать (померить)). Наверное это и есть понимание русской Души - русского отношения и мерила этого мира...
С уважением к вам, ишо тот бБаламут, Толька ветер.

Анатолий Боков   13.04.2015 16:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.