Шакир

Нужно было лететь в Махачкалу. В те весёлые времена, сейчас называемые "лихими 90-ми", когда всё "приватизировалось", всё покупалось и продавалось, фирма, в которой я работал администратором, прихватила себе НИИ (бывший союзного значения по экологии), совхоз и пару-тройку заводов, даже небольшой цементный, и начала бурную деятельность, в том числе и внешнеэкономическую.

К нам хлынула в открытые границы масса разношерстных иностранных делегаций, от американцев, англичан и немцев до китайцев и японцев, даже индейцы, т.е. индусы один раз приезжали.  В мои обязанности входило встречать и провожать их в аэропортах, таскать по кабакам, когда не участвовали в обедах и ужинах шеф с приближёнными (тогда их сопровождали молоденькие переводчицы, которых в случае отсутствия за столом русских гоняли проститутки, принимая их за новеньких своих коллег по древнейшей профессии), таможенное оформление отправляемых или прибывающих товаров и т.д..

Пригодился трёхлетний опыт работы с итальянскими дорожниками в Москве, в том числе, понимание и умение как-то объясняться на иностранных языках (после третьей рюмки моя ломаная речь сразу переходила в беглую, даже анекдоты друг другу рассказывали). Жена моя называла мою работу: "Запустили козла в капусту, каждый вечер в кабаке!" Но что поделать, по специальности своей на дорогу попасть не удалось. Всё было забито.

Но тут нужно было лететь в Махачкалу, оформить  договор бартера – обмена ж/д цистерны емкостью 60 тонн на вагон шифера и вагон цемента. "Менеджер" (терпеть не могу этого слова, лучше бы сказать, например, инженер), который по телефону договорился о сделке и обменялся проектами договора по факсу), лететь туда отказался наотрез. Сказал, что у него семья и дети, а на Кавказе тогда уже было неспокойно, то тут, то там постреливали, взрывали и т.д..
У меня тоже была семья, но я согласился, потому что там жил мой армейский друг, Шакир, с которым не виделись 12 лет.

Самолёт рейсом "Краснодар – Махачкала" пересёк горные хребты, и я попал на древнюю землю Дагестана.  Нашёл  железнодорожное  депо, где стояла цистерна, и начальника, с которым за 5 минут всё утрясли и оформили, только печать была в сейфе, а ключ от него у отсутствующей по уважительной причине секретарши. Договорились, что я приеду утром.
- С гостиницей или общежитием на ночь помочь? – спросил он.
- Не надо, у меня тут друг живёт! – сообщил ему я. На том и расстались.
В Махачкале я был впервые, но адрес Шакира нашёл на удивление быстро, "язык до Киева доведёт", и к вечеру уже стучался в ворота его дома. Мне открыла женщина в национальной одежде и сообщила, узнав кто я, что Шакира дома нет, а впустить в дом она меня не может.

Нет, так нет, подождём. Я присел возле ворот и задумался о смысле жизни и путешествий по городам и весям. Через пять сигарет ожидания к дому подошёл какой-то парень, спросил, что мне нужно, зашёл в дом, потом вышел и позвал меня в дом выпить чаю, сказав, что он племянник Шакира.  Сели на летней кухне, женщина, оказавшаяся женой моего друга, сделала чай и мы с племянником молча его пили - я немного приустал после автобусов, самолёта и хождений по длинным улицам древнего города.

Наконец, раздался гудок машины, парень выскочил, открыл ворота и во двор на белой "Волге" въехал долгожданный Шакир со своим неповторимым профилем. Увидев в окне незнакомца, да ещё и русского, он немедленно влетел в кухню. Я сидел к двери спиной и сказал только: "А нос у тебя остался прежним, старый, добрый Шакир!" Так по голосу он меня и узнал! Радости нашей не было предела! Двенадцать лет не виделись!! 

Немедленно был накрыт стол, причём жена его всё принесла и исчезла, приходила только, когда он её звал. "Совсем как в Узбекистане, жён за столом нет! Мы с ним служили в армии как раз в Узбекистане!" – подумалось мне. После литра водки, под барана и зелень, Шакира осенило:
- Поехали на свадьбу, откуда я только приехал!
- А ты не боишься, выпивши, ездить? – поинтересовался я.
- А что, я пьяный хорошо езжу!
- А милиция там, ГАИ?
- Кого? Я их …. Это мой город!!! – вспылил Шакир.
Приехали на свадьбу. Огромный двор был обставлен десятками машин, внутри - длинный, буквой "П" стол, за которым сидели одни мужики. Женщины приносили и уносили, но за стол не садились. "Восток – дело тонкое!" Шакир объявил, что я его армейский друг, и мы уселись за стол. Снова коньяк, вино, водка, моя любимая баранина и зелень. Только я заметил, что все вокруг в основном молчат, едят, пьют и молчат.

- Что вы, хлопцы, приуныли? На свадьбе всё-таки! – не удержавшись, спросил я окружающих. Народ только сверкнул глазами. Шакир отвёл меня в сторонку и объяснил причину безмолвия:
- Жених и невеста из разных тейпов, издавна недолюбливавших друг друга, они женились по любви, не спрашивая старших рода своего…. Тебя никто не тронет! Потому как ты гость и мой друг! Но ты доведёшь их своими шутками, они между собой перегрызутся, а у каждого, кроме ножей, по "Макарову" в кармане и по автомату в багажнике машины! Время неспокойное настало! 
- Понял, молчу, смеёмся только мы с тобой! – ответил я.

Наутро, едва продрав глаза и немного поправив здоровье, мы отправились на его машине по делам. Иномарок тогда почти не было. У Шакира была новенькая, белая 31-я "Волга", но с мерседесовским лючком на крыше. Ездил он круто, по-кавказски! Скатился из своих ворот на улицу задним ходом, даже не взглянув по сторонам, нет ли других машин. Потом рванул по двусторонней узкой улице, обгоняя всех. Мне вспомнился Луи Де Фюнес в фильме "Человек-оркестр", где тот бил на своей машине все другие авто и кричал: "Это моя улица! Как хочу, так и езжу!" На перекрёстке со светофором мы встали на встречной полосе, загородив дорогу въезжавшему сбоку рейсовому автобусу. "ЭЭЭ!" - взмахнул руками шофёр автобуса. Шакир немедленно вскипел: "Эй, давай, проваливай обратно!" Автобусник, посмотрев на лючок на крыше и номера "Волги", послушно сдал назад на боковую улицу.
- Это мой город! – повторил Шакир. Он и в армии был таким же вспыльчивым и нетерпеливым.

Заехали в Дагестанский государственный университет, где он работал преподавателем. Там он сказал, что его пару дней не будет по случаю приезда однополчанина, и позвонил в свою фирму, отдав распоряжения. Фирма – ладно, но преподаватель университета – этого я от него не ожидал!
- А что, четвертак рублей за зачёт от полтинника за экзамен я отличаю! – пояснил он, увидев мой удивлённый взгляд. – Я этот университет сам заканчивал!

Поехали в депо поставить мне на договор печать. Узнав суть дела, он предложил: "Давай я с начальником депо поговорю, объясню ему, что ты мой друг, просто так заберёшь цистерну, без всякого шифера и цемента!" Я отказался: "Это не мой вопрос, я приехал повидать тебя, а цистерна – так, повод только!" Я поднялся на второй этаж к директору, который посмотрел в окно на "Волгу", потом на мой усталый вид: "А, этот в машине твой друг? Всю ночь встречу отмечали?" Я кивнул, понаставили печатей и распрощались.

А дальше мы продолжали отмечать нашу встречу, вспоминали армию и общих друзей. А вспомнить было чего!  Он рассказал, как разок выручил меня от избиения дедами. Ещё в карантине я брёл по плацу в поисках входа в казарму, а в беседке сидела куча кавказцев-дедов. "Ничего себе молодой плетётся, еле ноги передвигает, а сам неделю не прослужил, надо ему по рогам настучать!" А Шакир, хоть был и младше их призывом, но всегда был в авторитете из-за своего крутого нрава, а может и из-за происхождения, заступился за меня: "Раз неделю не прослужил, а уже в таком умате ходит, значит, парень хороший!"

Повёз меня показывать свой новый строящийся дом в пригороде Махачкалы, участки земли почему-то выделялись довольно скромных размеров, зато дома были наоборот - очень большие, по площади и в высоту, и строились почти стена к стене. Шакир завёл меня в цокольный этаж.
- Это у меня будет кладовая для продуктов, а вот это гараж! – показал он на помещение размером с мини-автостоянку или автосервис.
- А сколько у тебя машин? – поинтересовался я.
- У меня вообще-то три… пока….
- А  куда же тебе такая площадь?
- Ты приехал, другой приехал, куда машины ставить???
- Понял, - кивнул я, - ну а в высоту, этажей-то сколько будет?
У него был построен только цокольный и первый этаж, но вплотную стоял двухэтажный соседский домище.
- Ну, на этаж выше этого … соседа!!!
- Размах всегда необходим, особенно когда есть возможность  и необходимость - подумал я.
Шакир  был старший мужчина в семье, а родни было у него немало….

Вспомнили про Олежку, армейского друга Шакира, да и я его хорошо знал. Настоящее имя его было  Алибулат, но все звали его почему-то Олегом или Олежкой, настолько добрым и душевным был этот мощный и симпатичный парень. Только Шакир меня предупредил, что в дверь Олегу звонить буду я один, т.к. родня Олежки его недолюбливает. А было три часа ночи.
Я подошёл к двери и позвонил,  Шакир остался за углом в подъезде. Через какое-то время дверь открылась, на пороге стояла женщина, а за ней три огромных парня (видать, братья).
- Алибек дома? – всё перепутав, спросил я.
- Может Алибулат? – переспросил кто-то из них.
- И правильно,  Алибулат! – согласился я.
- А его нет дома! – и дверь закрылась.
- Шакир, Олежки нету дома! – огорчённо крикнул я.
- Тихо ты, совсем меня "спалил"! – зашипел из-за угла Шакир, и мы  дружно рассмеялись на весь дом.
   
Так три дня и ночи и справляли мы с ним нашу встречу, пару – тройку часов вздремнём, и опять, "вперёд и с песней!" А жена его молчит, мне бы такую. Только старенькая бабушка вышла из одной из комнат и недовольно что-то стала ему говорить на родном языке. Наверное, что забросил все работы, недовольна была. Но Шакир  что-то быстро ей сказал, и бабушка исчезла из виду.
Но я понял, что пора и честь знать, а то ещё пару дней такого веселья я уже не выдержу….

И Шакир отвёз меня в аэропорт, где ещё приняли "на посошок", и я, взмыв в небеса, лёг на обратный курс, не забыв прихватить цель приезда – оригинал договора, ну и пару бутылок дербентского коньяка и нож дагестанский на память.

Но на этом история не кончилась. Не прошло и месяца, как Шакир, с другом Нуриком, который принимал весьма активное участие в наших торжествах в Махачкале, прибыли в Новороссийск с ответным визитом. И попали как раз на крестины моего сына.

Так и пришли в церковь: мы с женой и с сыном Константином, назначенный крёстным институтский  друг мой Гарик, которого я почему-то называл Яшей, тоже с женой, ставшей крёстной, ну и Шакир с Нуриком, как почётные гости. Священник посмотрел на них, очевидно учуяв мусульманское вероисповедание последних, но я сообщил ему, что это мои армейские друзья. Обряд прошёл без заминок, только в самом конце его Гарик, бывший левшой, левой рукой и перекрестился прямо на глазах у священнослужителя.
- Ну, вот, русский человек, а какой рукой креститься надо и не знает! – заметил он.
- Какой же он русский, когда он – Яша! – почему-то брякнул я. Все не попадали со смеху, глядя на сконфуженное и виноватое лицо Гарика, только понимая, что находятся в церкви.

На следующий день вечером пошли с гостями,  ещё одним армейским другом, моим и Шакира, Лёхой,  в ресторан "Хижина Лесника",  действительно находящемся в лесу, хоть и в черте города. Мы с Лёхой были со своими жёнами. В разгар веселья Шакир что-то прошептал на ухо Нурику, и тот растворился в темноте леса. А через полчаса вернулся с двумя огромными букетами роз. Где он их нашёл, абсолютно не зная города?
Шакир торжественно вручил цветы нашим жёнам!
- Что-то я не замечал подобного отношения к женщинам у тебя в Махачкале? – тихо спросил я его.
- То другое дело, а тут вы, мои русские друзья и ваши русские жёны, которых я очень уважаю! – немало удивил меня своим ответом Шакир.
С тех пор я друга Шакира больше не видел. Все эти войны, перевороты и прочая неразбериха. Телефон его не отвечает, мобильных тогда не было, по справочному в интернете найти не удаётся, мои домашние телефоны уже два раза сменились, в Махачкалу я  больше не ездил, да и он не приезжал.
Но я верю, что мы с ним обязательно встретимся и посмеёмся, как в былые годы!
"Гора с горой не сходится, а человек с человеком обязательно сойдётся!!!"


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.