112 Завод Малышева
Сегодня президент украины тов.Порошенко посетил Харьковский танковый завод им. Малышева, побывал в окопах, поел кашу а может быть и сходил там в туалет.
Так вот завод им. Малышева заказал нам уникальный станок для суперфиниширования шеек крупногабаритного коленчатого вала, который устанавливался на тепловозный двигатель. Я был единственным ведущим специалистом в союзе который хранил у себя чертежи коленчатых и распределительных валов и согласованные технические задания на разработку станков для этих валов. Вся документация хранилась в архиве. На станок модели 3877 для завода есть авторские свидетельства № 572369 и 57369 и авторское на промышленный образец №3912. Я полностью разработал станок, под моим руководством были выпущены чертежи, дубликаты калек я сдал изготовителю, полностью курировал изготовление, сборку, отладку, сдачу заводской камиссии, сдачу заказчику в Саратове и отладку и сдачу на Малышева. Каждый этап проектирования я защищал на техсоветах ОКБ, в Саратове и на Малышева, поэтому руководство завода со мной было знакомо. Начальник нашего КБ не разрешал оформлять мне допуск, за что я ему очень благадарен, и я ходил на завод с провожатым. Провожатый меня встречал, и говорил- я тебе не нужен? и уходил. Я сам шел по назначению. На дверях были страшные таблички- Болтун находка для шпиона,- враг не дремлет-не теряй бдительность -и далее в таком же духе. Я не пугался- я не был ни болтуном, ни тем более шпионом. На проходной всегда ругались когда я говорил, что у меня нет допуска, но после звонка- тон менялся и появлялись нежные нотки в голосе. Когда я проектировал станки меня в основном интересовало только само изделие, поэтому сведения о назначении коленчатого вала у меня ограничены и случайные. Мои знакомые всегда негодуют когда я не знаю мощность двигателя и год выпуска моего автомобиля, хотя это не мешало, в россии, самому делать ремонт. Тепловозы завод выпускал как ширпотреб, что говорит о его важности и размерах. На двигатель локомотива устанавливалось, если я не ошибаюсь, по два коленчатых вала, выпуск локомотивов был небольшой. Шейки обрабатывала банда рабочих, состоявшая из 15 человек. Каждый вал, точно не пом-ню, весил 1,5 тонны и был длинной, где-то 2,5 метра. Ребята были молодые, потому что работа была адская. Вал устанавливали на большой токарный станок и жимками обрабатывали каждую шейку вращающегося вала. Жимки –это большие деревянные щипцы для колки орехов. В том месте куда кладется орех, крепится абразивная шкурка.Рабочий закрывает жимок, таким образом, чтобы абразив охватывал шейку. В зону обработки подается охлаждающая жидкость. Вал вращается и производится обработка шейки. Потом меняют шкурку и обрабатывают следующую шейку. Когда обрабатывается коренная шейка –задача рабочего только зажимить жимки. Когда обрабатывают шатунную шейку рабочий зажимает жимки и совершает возвратно поступательное движение двумя руками. Банда- это были нормальные ребята, которым хорошо платили за их каторжный труд, но когда они увидели работу своего конкурента, которым управляет один человек, увеличивает производитель-ность во много, много раз, исправляет некруглость, овальность и гранность, снимает дефектный слой и даёт такую чистоту, которая им даже не снилась, они каждое утро приходили на работу и проходя пинали станок ногами.
Коленчатый вал подавался к станку мостовым краном. Один конец вала укладывался в ложемент бабки изделия с шарнирным зажимом. Вращающийся конус задней бабки вво-
дился в центровое отверстие вала и фиксировало его в осевом направлении. Зажи-
мался шарнирный зажим и задняя бабка. Станок имел две рабочие головки, которые
позволяли обрабатывать сразу две любые шейки.
Кругломер фирмы "Толерунд". Профилометр-профилограф.
Продолжение следует, если будут желающие.
Свидетельство о публикации №214101200305