Подруга Катя

Октябрь оказался холодным. Дул северный ветер, гнал рой белых снежинок. Север  не балует своих жителей, да и они, собственно, ни о чём и не просят. Вечер пеленал дома, ночь увеличивалась. Лена работала в школе, как обычно пришла домой поздно. Поужинала, включила телевизор.  Неожиданно зазвонил телефон.
- Привет, подруга, ты куда пропала? Едва тебя нашла.
Голос был до боли знакомый, но Лена никак не могла вспомнить кто это.
- Это Катя, твоя подруга детства. Была в отпуске и взяла номер телефона у твоего папы.
- Катя, как давно мы не общались. Где ты сейчас?
- Я живу в военном городке под Москвой.  Дочки, их у меня две, выросли, вышли замуж. Живут  отдельно от  нас в Москве. Приезжают в гости, но не так часто как хотелось бы.  Я понимаю, что у них мужья и дети.
Разговор превратился в вечер воспоминаний. Катя с Леной учились в одном классе. Лена жила в селе, где находилась средняя школа, а Катя жила в соседнем селе, там была восьмилетка. Окончив восьмилетку Кате надо было переходить в другую школу, чтоб получить среднее образование.  Разделяла два села речка. Мост был старый. Весной, в период разлива реки, мост заливало водой. Дети жили в интернате при школе.
Надо сказать, что Катя росла без отца. Мама работала дояркой. Бабушка с дедушкой были старыми. В доме у них стояла большая  русская печка, на которой любили греться старики. Ели в семье очень скромно: хлеб, суп, молоко. Хлеб был необыкновенно вкусным, замешен на кислом тесте. Лена была привередлива в еде, родители покупали ей конфеты,  печенье, апельсины…, но такого хлеба как у Кати она никогда не ела.
Мама Лены прониклась сочувствием к Кате. Ей нравилась эта скромная, робкая девочка. А ещё они были тёзки: маму Лены звали Катя. В период половодья Екатерина Фёдоровна на недельку забирала девочку к себе в дом.
Дом у родителей Лены был большой, кирпичный, с отоплением. Строили основательно, в расчёте на подрастающих  детей. В доме было пять комнат, места хватало всем. Катя чувствовала здесь себя очень комфортно. Екатерина Фёдоровна была человеком необыкновенно добрым, чужого ребёнка способна была одарить материнской лаской.
Девочки вместе сидели за уроками. У Кати никто учёбой не интересовался, а вот Лену родители постоянно контролировали.
- Учись, это твой труд. Мы работаем, чтобы обеспечить вас, а вы должны усердно учиться. Мы с папой мечтаем дать вам высшее образование, но для начала надо поступить в ВУЗ. Без знаний не обойтись, - так рассуждала Екатерина Фёдоровна.
Лена росла послушной девочкой, училась на одни пятёрки. Катя  училась с троечками, но была необыкновенно смышлёной и трудолюбивой девочкой.
- Тётя Катя, я за то время, что у Вас живу, стала лучше учиться. У меня почти нет троек.
Ещё бы, ведь Лена сидела и объясняла ей домашнее задание. Может это и стало решающим фактором в выборе будущей профессии: Лена поступила в педагогический институт, стала учителем.
Мама Кати сильно уставала, просто выматывалась на работе, ей было не до проверки домашних заданий. А девочке необходим был контроль. Мама больше журила и отчитывала девчонку:
- Катька, учись, иначе  будешь работать дояркой как я. Видишь, как мне тяжело, едва ноги волочу после работы. Хорошо хоть бабушка дома еду готовит, да стирает, а то бы совсем худо было.
Катя жалела мать, помогала ей во всём. Учиться надо было, но ей больше нравилось гулять на улице. Детское сознание так устроено, что без родительской проверки  дети не часто утруждают себя выполнением домашнего задания. Так было с Катей.
Лену контролировали очень долго, заставляли переписывать задания, читать вслух. Постепенно это вошло в систему. Девочке нравилось хорошо учиться, она с удовольствием участвовала во многих конкурсах и олимпиадах, добивалась успехов. Родители гордились дочкой. Часто рассказывали ей о первых шагах в школе. Лена с детства росла под присмотром бабушки, в садик не ходила, и на подготовку в школу тоже.  Став первоклассницей, она ощутила на себе все «прелести» школьной жизни. Читать не умела, писать тоже. Дети  старательно выводили палочки, крючочки,  у  них были навыки. У Лены  ничего не получалось. Беда. Пришлось маме сесть с дочкой за уроки. Работала Екатерина Фёдоровна бухгалтером. Работа бумажная, связана с отчётностью. Но при  такой загруженности  она нашла время,  чтобы помочь дочери. Кропотливо переписывали домашние задания. Иногда подключала для помощи сына, он был старше и  хорошо учился.
- Володя, ну–ка помоги нарисовать рисунок по сказкам А. С. Пушкина. Ты у нас  настоящий художник, а у твоей сестры выходит какая–то мазня.
Так и приучили Лену к хорошим оценкам. А ведь вначале обучения первая учительница говорила:
- Очень слабенькая девочка. Не знаю, что и делать.
Спустя некоторое время изрекла:
- Такая цепкая, сообразительная, быть ей лучшей ученицей в школе.
Этому прогнозу суждено было сбыться. Вот чем обернулись контроль и помощь родителей. Теперь Лену не надо было заставлять и проверять, она всё делала сама. Очень любила аккуратность, Тетрадочки чистенькие, в красивых обложках, учебники с закладочками, а дневничок  с пятёрками, четвёрки встречались редко.
Лена любила шефствовать над Катей, помогать, объяснять, от  этого сама запоминала ещё больше.
- Катя не надо у меня списывать, так ничего никогда не поймёшь. Дай объясню тебе тему.
Подруга, открыв рот,  слушала Лену. Оказалось, что учиться  интересно, а получать хорошие отметки приятно. Жить в семье Лены было спокойно и комфортно. Родители подруги  не ругались между собой, детям прививали терпимость к чужим привычкам и особенностям характера. Катя впитывала образец человеческих отношений. В будущем это сослужило ей добрую службу.
Девочки успешно закончили школу, сдали  выпускные экзамены. Катя поступила в техникум на бухгалтера, видимо, пример Екатерины Фёдоровны сыграл свою роль, а Лена, как вы догадываетесь, поступила в институт на учителя.
Катя быстро вышла замуж. Парень оказался очень хороший.
И тут с сестрой  Кати случилось горе. Дело было так: Алла, старшая сестра Кати, была замужем.  Родила девочку. Жила семья в хорошем кирпичном доме, который строил колхоз для молодых специалистов. Родители мужа переехали из Сибири. Мама Кати по–прежнему работала дояркой. Однажды приболела,  и вместо неё на работу после обеда вышла дочь. Доярки загружали зелёную массу на транспортёр.  Как так случилось, что Алла попала под транспортёр…Девушка умерла по дороге в больницу. Осталась дочь без матери. Молодой муж погоревал, помыкался, да и женился во второй раз. Ребёнок оказался не нужен. Катя забрала девочку к себе. Её муж не возражал. Через год в семье появилась своя дочь.
Со временем Катя с мужем переехали из одного военного городка в другой. Девочки выросли, выучились, уехали жить в Москву. Родители остались одни. Вспомнились тут Кате школьные годы и подруга Лена.
- А как, интересно, у неё сложилась судьба?
Засел этот вопрос в голове Кати, едва дотерпела до отпуска. Приехала летом  к матери. Бабушка с дедушкой давно умерли. Мать вышла замуж в другое село. Жить одной в старом доме, который требует постоянного ремонта, тяжело.
Знакомой дорогой шла Катя в гости к отцу Лены, а сердце так и колотилось от радости. Папа Лены был очень рад визиту школьной подруги дочери. Рассказал Кате о жизни  дочки, дал телефон.
В конце сентября Катя вернулась в Москву. Погостила у дочерей, понянчилась с внуками, да и уехала домой. Достала листочек с телефоном подруги. Несколько раз откладывала  в сторону:
- Может, не надо тревожить прошлое?
Наконец решилась, набрала номер. Говорили больше часа. У Кати за окном облетали листья с клёнов, а у Лены - падал белый, чистый снег.


Рецензии