Post-modernity ost-modernity

POST-MODERNITY = OST-MODERNITY
 (Лунный федеральный округ РФ как перспективная
 область поиска русской идентичности)

Русский постмодерн, уже охвативший у нас всё и вся, не похож ни на что. Даже на себя самого он похож только, может быть, два дня в неделю, а всё остальное время теряется в догадках, типа «кто же и что же я есть на самом деле?» Оно и понятно: поиски себя, собственной идентичности, своей экзистенции – дело, вообще, не простое, а в нынешних условиях тем более.
Действительно, где её, эту идентичность, искать, если с Западом расплевались, на Восток не хочется, на Севере холодно, а на Юге жарко? Разве что на Луне, которая после 2020 года обещает превратиться в Лунный федеральный округ РФ?
У Альбера Камю в пьесе «Каликула» диктатор, так и не нашедший своей экзистенции, требует: «Я хочу Луну!» Вот как пересказывает эту ситуацию Виталий Ковальчук:

Империя давно идет ко дну,
И нет уже ни повода, ни стимула.
Но в этом мраке «Я хочу луну!» -
Кричал безумный выродок Калигула.

И что ему Сенат, что Рим, что бог,
Когда в душе к возвышенному тянется.
Как он вообще хотеть такое мог,
Палач, развратник, выродок и пьяница.

А он хотел назло своим друзьям.
Врагов на этот час уже повесили.
Желание – не грех и не изъян.
Желанье – суть, желание – экспрессия.

Пускай у вас и золото, и медь,
Пускай кулак сильней удара молота, -
А вы смогли б такое захотеть,
Рабы желудка, выпивки и золота?

А он хотел её как райский плод,
Что скрыт от пуритан и неврастеников.
Единственный, кто слушал бы «Пинк Флойд»
Среди своих ничтожных соплеменников.
В жизни диктаторов всегда есть место для политических фэнтези. Особенно, когда ты выпал из мирового культурного пространства и не в ладах с мировым историческим временем.
Ну, а пока, на фоне приятных ожиданий исполнения лунной фантазии, надо взять и продемонстрировать миру энергичный волевой жест самоспасения утопающих - создать серию законов, объявляющих все недостатки достижениями, все «минусы» - «плюсами», все проигрыши – выигрышами и т. д.
Впрочем, где-то это уже было и кто-то уже объявлял, что война – это мир, а рабство – это свобода... Но ничего страшного: то были преждевременные заявления, а потому и нашлись умники, испоганившие эти блестящие идеи. Однако, это всё уже в прошлом, а вот сейчас – самое время попробовать еще раз. Ведь не зря оно называется постмодернизмом. Его примечательность в том, что над ним развиваются знамёна с зажигательными девизами: «Все позволено!», «Дорогу грядущему Хаму!», «Да здравствует война всех против всех!», «Человек человеку – не брат, товарищ и друг, а град, торнадо и бук!»
Как бы то ни было, но в любом случае суть отечественного, доморощенного постмодернизма лучше всего раскрывает древняя формула: «Тайна беззакония уже в действии» (2 Фес.2,7). В ней и содержится ответ на вопрос о природе нашей коллективной идентичности. Именно она, эта формула, лучше всего проливает свет на характер нашей национальной экзистенции. В ней ключ ко всему спектру наших духовных и практических отношений с Богом, миром, культурой, сущим и должным, ближними и дальними. Она – секретный код «русского мира» в пору его славного ост-модернистского настоящего. Да, да, именно ост-модернистского, потому что, как ни ряди, но не Запад, Север и Юг и не свободная Луна, а именно Восток, Азия тихо, медленно и неотвратимо всасывают «русский мир» в себя. Он же ничего не может поделать с этой необоримой силой, исподволь ощущая, что она ему не такая уж чужая. Ведь не зря же Александр Блок в своих «Скифах» назвал лицо этого мира «азиатской рожей».


Рецензии