Корреспонденция. Отдаём Арктике долги

Казалось бы, только что по судовой трансляции прозвучало, - Боцману на бак, - а уже гремит цепью отдаваемый якорь, ставя 22 июля точку в нашем недельном переходе из Архангельска к острову Хейса Земли Франца-Иосифа, самой северной суши и Европы, и Азии.
Теплоход «Мангазея» доставил сюда полтора десятка рабочих для очистки острова от брошенной техники, бочек из-под горючего, стационарных топливных ёмкостей, строительного мусора и неиспользованных материалов, уже негодного каменного угля и отходов жизнедеятельности коллектива советских и французских учёных, доходившего до трех с половиной сотен человек. Они работали здесь не одно десятилетие в разгар холодной войны в рамках грандиозного научного проекта по исследованию магнитно-силового поля Земли. С Хейса запускали ракеты с научной начинкой потолком в 80 и в 200 километров. За пусками наблюдали и получали научную информацию здесь, на станции слежения французского острова Кергелен, на другом полушарии – на Земле сыскали только два клочка суши, расположенные напротив друг друга – и зимовщики нашей антарктической станции Молодёжная. И не один десяток лет всё сюда только завозили и ничего не вывозили. Словом, подзасорили остров: только свалка шириной метров в триста растянулась вдоль берега не на один километр. А пустые двухсотлитровые бочки оказались разбросанными едва ли не по всему острову, длина которого полтора десятка километров, а ширина почти десяток.
Мужики высыпали на палубу, рассматривая видимые строения на заснеженном берегу в миле от судна, где им придётся трудиться до середины октября, и оценивая открывшийся фронт работ. И тут кто-то крикнул: Медведи!
Это оказалось не розыгрышем: с айсберга, стоявшего на мели в паре кабельтовых от «Мангазеи», лежала белая медведица с медвежонком. Все бросились за фотоаппаратами. Это было просто чудо: в первый же день столкнуться с хозяином Арктики. Потом мы к ним привыкли, сталкиваясь едва ли не через день и в посёлке, и на припае, и в глубине острова: то с одним, то с двумя, а раз, аж, с тремя и гоняя их от рабочих, чтобы не мешали.
Через пару дней началась выгрузка техники с подошедшего вслед сухогруза «Пионер»: автомобилей, кранов, экскаваторов, бульдозера и нашего квадроцикла. Именно на нём мы, работники Национального парка «Русская Арктика», созданного 15 июня 2009 года решением правительства Российской Федерации, контролировали работы по очистке острова и осуществляли экологический мониторинг, снимали фильм о красотах этого уголка нашей земли, отбирали технику и оборудование, которые впоследствии составят экспозицию по истории освоения Арктики. Ведь всё это делается на федеральные и немалые деньги, чтобы создать уникальный туристический кластер – в мире: Арктика, особенно её российский сегмент, вызывает колоссальный интерес туристов, преимущественно иностранных. Атомный ледокол «50 лет Победы», который в народе зовут «Полтинником», не один год доставляет туристов на Северный полюс, где они купаются в полынье, и на обратном пути в Мурманск проходит проливами Земли Франца-Иосифа. Потраченное на очистку островов быстро вернётся в казну, и будет пополнять бюджет страны. Кстати, Земля Александры ЗФИ за три года уже вычищена, рекультивирована, и этим летом на неё завезли материалы и технику для возведения гостиницы для туристов и аэродрома, на который они будут прибывать. И всё это делается при строжайшем сохранении хрупких природных арктических комплексов.
На Хейса такая работа только начинается. На наших глазах очистилась свалка: порезали и увезли на «Пионере» более тысячи пятисот тонн металла и столько же мусора, затарив его в пластиковые мешки. Собрали и спрессовали в аккуратные кубики десятки тысяч бочек, предварительно слив из некоторых оставшееся топливо.
Очищаем Арктику. Отдаём её природе, животному и растительному миру долг, накопленный в советское время. И то, что медведи теперь спокойно расхаживают по всем 191-му острову архипелага, не опасаясь человека с ружьём, а найденные нами капканы на песцов станут всего лишь музейным экспонатом, уже наша заслуга.
Будущим летом на Хейса высадится новый десант, который продолжит работы в интересах Национального парка «Русская Арктика».

Юрий Комболин, фото автора
Журнал "Берг-коллегия", 2015 год


Рецензии