Три карты, три карты...

ТРИ КАРТЫ, ТРИ КАРТЫ...

(«Пиковая дама» в Боннской опере )
«Или я нахожусь в страшнейшем заблуждении, или «Пиковая дама» - действительно венчает моё творчество»  П.И.Чайковский

Давно уже стали крылатыми выражениями слова из арий оперы: «Я имени её не знаю и не хочу узнать, земным названьем не желаю её назвать», «Прости, небесное сознанье, что я нарушил твой покой», «Красавица, богиня, ангел!», «Что наша жизнь? Игра!», «Тройка, семёрка, туз !», «Могильным холодом повеяло вокруг!..», «О, страшный призрак, смерть, я не хочу тебя!», «Уж полночь близится, а Германа всё нет!»

А нынче они звучат со сцены Боннской оперы. На русском языке с немецкими титрами. Огромный зрительный зал театра переполнен. Многие, очень многие стремятся услышать оперу Чайковского,  создавшего её в невидано короткий срок (вчерне за полтора месяца, вместе с партитурой менее чем за пять месяцев).

В опере «не куклы...настоящие живые люди действуют...испытывают ощущения, испытанные и понимаемые». Композитор практически сам создал либретто, отличное от предложенного братом Модестом по одноименной повести А.С.Пушкина.Найдётся немало знатоков и ценителей оперы, которым сюжет оперы импонирует более, нежели сюжет Пушкина. Опера стала романтической трагедией, в которой главный герой Герман – не честолюбец, готовый на всё ради денег и неспособный полюбить.

 Этот бедный офицер охвачен страстной любовью к девушке-аристократке. Лиза (в отличие от пушкинской героини – не бедная воспитанница выживающей из ума старухи-графини, а её внучка и единственная наследница ) принадлежит к высшему свету, к которому Герману нет доступа. К тому же герой должен добиться любви своей избранницы – вот-вот состоится помолвка с богатым, знатным, молодым, красивым и благородным князем Елецким (в повести Пушкина его нет).

Услышанный анекдотический рассказ о бурной молодости некогда красивой старухи-графини (это она –«Пиковая дама» видений Германа), о легендарной тайне трёх карт, которой владеет графиня, будоражит Германа: вот возможность разбогатеть,  встать вровень с любимой. Лишь постепенно мысли о богатстве, о грудах золота, что лежат в игорном доме, вытесняют образ  Лизы из его помутившегося рассудка.
   
Чайковский пристрастно относится  к своим героям, в первую очередь к Герману. Когда композитор сочиняя, дошёл до смерти  Германа, то начал сильно плакать: Герман был для него «не только предлогом писать...музыку, а всё время настоящим живым человеком, притом очень... симпатичным».

  ... Ещё не поднят занавес, а первые звуки музыки создают у зрителей настроение настороженности, ожидания: это тема трёх карт, которые выигрывают наверняка...Фантастически зловеще характеризуют нервно вторгающиеся аккорды отжившую свой век графиню... И, наконец, звучит тема любви Германа, волнующей, смятенной и верящей в счастье...

  А после поднятия занавеса зритель видит оригинальное сценическое решение жизни екатерининской ( а не александровской в отличие от Пушкина)эпохи. Все события оперы представляют как бы старинные картины, обрамлённые изящными рамками, – это и жанровые сценки на улицах Петербурга, и игры в девичьей, и светский Петербург  с галантными пасторалями, и разудалые пирушки армейских офицеров, и полуреальные грёзы старой графини, и, конечно, встречи Германа с Лизой.
 
И кажется, что по чистоте и проникновенности, одухотворённости лирики музыкальные образы любви в «Пиковой даме» не превзойдены.  Лейтмотив любви, просветлённой, примиряющей, звучит и в конце оперы уже после гибели Лизы, бросившейся в Зимнюю канавку, и после того, как  Герман в припадке безумия уходит из жизни... Да, погибли герои оперы, но смерть бессильна убить любовь, торжествующую в последний миг жизни Германа.

...После мгновений тишины зрительный зал взрывается от аплодисментов. Несомненно заслуженный успех. Интернациональный состав участников (Германия, Россия, Украина, Болгария, Израиль) доставил зрителям необыкновенное наслаждение.

 И вот уже на сцене эти маги, создавшие чудо: волшебник-дирижёр Роман Кофман (дирижировал на сцене Боннской оперы многими классическими операми 19-го и 20-го веков, в том числе и русских композиторов); режиссёр Иоганнес Шааф( известный  в театральном и музыкальном мире режиссёр); исполнители главных ролей – Костадин Андреев ( Герман с его кипучим темпераментом), Татьяна Охнина (нежная и искренняя Лиза), Вера Баневич (в  образе зловещей, но великолепной графини); замечательные исполнители других ролей оперы – Андрей Телегин, Марк Розенталь, Анна Вировлански...

А  современный зритель, которого почти 120 лет отделяют от премьеры (в 1890г.) «Пиковой дамы» в Мариинском театре Санкт-Петербурга, ещё долго не может забыть несравненные арии оперы  Чайковского.



Рецензии
Интересно... Однако такая трактовка несколько искажает идею драмы, как и обстановку, время, в которое происходило действие. Несмотря на то, что довольно часто режиссерские трактовки не убавляют, а прибавляют к произведению, все же я отношусь к ним достаточно осторожно. Ибо в погоне за хайпом, за улучшением, за воздействием на зрителя часто вовсе теряется изначальный смысл.

Владимиров Антон Владимирович   30.07.2018 00:31     Заявить о нарушении